пятница, 14 марта 2014 г.

Обсценная лексика в современной художественной литературе. Мнение

В новейшей русскоязычной литературе (конца 20-го века - начала 21-го) широко используется обсценная лексика, по-просту русский мат, различные степени вульгаризмов и бранные слова. Если опираться на статью в Википедии по обсценной лексике, можно смело сказать, что тема эта далеко не последняя в исследованих филологов. 

А если отойти от научных разговоров и споров, то станет понятно, что страсти вокруг матершины кипят нешуточные. Одних мат коробит, другим без него в привычном обиходе просто не прожить - нечего сказать, нечем себя выразить. Соответственно и новые русские герои (литературные герои) тоже не представляются реальными без характерного матерка.

Если всё-таки вернуться к филологии, то можно различать бранную лексику и обсценную. Они хотя и перекликаются в чисто функциональном пространстве, но всё же сильно разнятся в семантике. Брань - это оскорбительные и ругательные слова. А обсценная лексика понимается как грубейшие вульгарные выражения, табуированные слова. Так вот, если мы посмотрим на произведения русской классики (то, что подлежало печати и одобрялось к публикации самими авторами), то мы наблюдаем в этих произведениях использование бранной лексики для придания бытописаниям большей реалистичности, для придания персонажам большей порой эмоционалности.

"Матершина" появилась в литературе России в период попытки демократизации общества. Волна вседозволенности пошла в литературу как раз тогда, когда ослабла подцензурность печатной продукции. Государству было не до книг и журналов. Печать пошла в разнос. А русский мат семимильными шагами захватывал тылы и оплоты нравственности и морали - художественную литературу, мейнстрим. На вершину айсберга поднялись такие авторы, как Виктор Пелевин, Баян Ширянов. Им начали подражат массово, с особым рвением и всей страстью "писательской натуры". 


Мат возвели в ранг особой национализирующей единицы речи. Если ты не материшься, ты и не русский, вообще. Ну, это, конечно, миф и пародия. Но всё же решения о русском мате и другой обсценной лексике так до сих пор и нет.

Употреблять или не употреблять мат? Зло-употреблять или воздержаться?

Моё личное писательское мнение таково. Если уж мат и обсценная лексика являются выплеском наиотрицательнейшей эмоциональной энергии говорящего, то я против такого зло-употребления. Я не хочу писать матами и читать литературу с такой лексикой. Мне это неприятно. И я не хочу нести в мир всякую чушь устами своих литературных героев. А поскольку пишу в основном лирику, то литературные герои - это моё второе "я", по-сути. Я не отрекаюсь от них. Это моя фантазия, мой внутренний мир их породил, значит, в них есть много от меня самой. И я никогда не собираюсь писать на своей страничке Стихи.ру, что "я прошу не отождествлять автора и литгероев". Это смешно. Мои герои - моё зеркало. Даже если это отрицательные персонажи, которых я увидела в реальной жизни и "примерила" их поведение на себя, пропустила их гнилость через себя. Высмеивая глупость, высвечивая и осуждая пороки, я не стремлюсь к полной "реализации" героев. Я не хочу окунать читателя в чан с дерьмом. Брань, ругательства, да, бывает, что мои персонажы и выкрикивают - от бессилия или от недалёкого ума своего, но не мат. Это для меня даже не табу. Это просто другой стиль жизни. И я хотела бы "проповедовать" такой стиль. Не знаю, получится у меня или нет, я не великий поэт, а только учусь. Жизнь учит...


Ваша С.Г.

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Вы замечательная ..читаю вас с вдохновением и взахлёб..по-русски