воскресенье, 16 марта 2014 г.

К понятию "твёрдых форм" поэзии

Возвращаюсь к поэзии твёрдых форм. Достаточно полноценно видовая классификация дана в материале Поэзия твёрдых форм. Но мне показалось мало этого. Потому возвращаюсь к рассмотрению самого понятия и классификации Рукавишникова (довольно интересной и полезной для понимания употребления тех или иных твёрдых форм или строф).


Твёрдые фо́рмы (понятие)


Родовое обозначение исторически устойчивых строфических схем стихотворных текстов. Твёрдая форма – среднее звено между обычной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. Так, о сонете говорят и как о сложной строфе, состоящей из простых строф, и как о жанре. К числу подобных твёрдых форм относятся: канцона, секстина, терцины, октава, средневековая баллада, различные виды рондо (в Европе), а также рубаи, танка и хайку (в Азии). В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.


Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.



Более подробно о твердых формах написано в работе И. Рукавишникова


ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ


Твёрдыми (каноническими) могут быть:
1) стихи (строки);
2) строфы, как узаконенные (твёрдые) группировки твердых или нетвердых или твёрдых и нетвердых стихов;
3) формы в тесном смысле, как группировки строф, или одна твёрдая строфа, как твёрдая форма.


Между перечисленными твёрдыми формами (в широком смысле) и не твёрдыми формами тех же категорий незыблемой демаркационной линии провести нельзя. Форма, введенная одним поэтом или (чаще) группой их, становится твердой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами.


Не только форма, не трактуемая ныне, как твердая, может через несколько лет приобрести характер твердой, но в таком же положении может оказаться никем из нас еще не изученная форма, но уже ныне существующая. Напр., новая строфа в книге мало известного ныне поэта может стать через четверть века твердой формой. Нужны для того лишь известная степень конструктивности, гармоничности, новизны со стороны дающего автора и внимательной чуткости и знаний со стороны воспринимающих. Может быть и такой случай: ныне канонизированная форма может расплыться в свободную, перестать существовать или разбиться на иные формы — и твердые, и нетвердые. Может быть и такой случай: требования соблюдений канонов достаточно изученной формы могут измениться в стороны большей или меньшей строгости или в какую-либо иную. Все это, конечно, в порядке вещей, и в этом наука стиховедения разделяет судьбу всех вообще дисциплин знания.


При перенесении твердой формы из страны, ее родившей, в другую, язык которой имеет существенно отличные от языка первой законы, история знает случаи расцветания, углубления формы, случаи обратные и просто неприятие формы. Кроме законов лингвистических, идеологических (в случаях слития формы с определенной группой тем) и др. здесь гл. обр. действует закон глубинного осознания формы и свободное ее развитие, и обратный по результатам закон сухой стилизации, ученического подражания, неумение отличить существенных требований формы от случайностей лингвистического и индивидуально-авторского характера. С этой точки зрения интересны судьбы русского Сонета и Триолета (см.)


Твердым стихом (строкой) может быть назван определенный по счету стих твердой строфы, но не всякой твердой, а лишь той, метрика, стопика и каталектика которой, по сущности данной строфы, не могут иметь вариаций. Так, 2-й стих элегического дистиха есть твердый стих, потому что пентаметр в данном случае есть величина незыблемая, вплоть до цензуры, изменения не существенны. Из древних твердыми стихами могут быть названы определенные по счету архилохический, асклепиадов, алкеический, сапфический, — по тем же причинам тождественности схем.


Из ново-европейской поэзии твердыми стихами по тому же принципу могут быть названы, напр., определенный по счету стих Пушкинской строфы, но не октавы, не Спенсеровой строфы, — по причине двоякой возможности каталектики каждого данного стиха, и не триолета, напр., по той же причине и по причине неустановленности метра для данной формы.

В связи с дальнейшей схемой, предлагается такое строгое определение твердого стиха.


Твердыми строфами могут быть названы:


1) Строфы, каждый стих которых вполне закреплен метрически, стопически, каталектически и по расположению рифм, число и порядок стихов в которых не подвергаются изменениям: Пушкинская строфа, Державинская строфа.


2) Строфы, в которых соблюдены все перечисленные элементы тождества, кроме рифм: строфы древних.


3) Строфы, в которых соблюдены частично некоторые из элементов тождества, причем одна группа таких твердых строф настаивает главным образом на соблюдении одной группы элементов тождества, другая — другой: Терцины, Секстина, Риторнель, Персидская строфа, японские: Танка, Ката-ута, Буссо-кусекитаи, Хаи-каи; Сицилиана, Децима; определенные строфы (стансы) Сонета, строфы Вилланели, Вирелэ.


4) Твердые строфы, которые по сущности своей построены по принципу цепи, имеют обратную рифмовку каждого звена: Октава, Спенсерова строфа. Выделяю их в отдельную группу по указанной причине и еще потому, что ими принято писать более или менее крупные произведения. Но нет основания не допускать их одиночного существования. Тогда они перейдут в другую группу (твердых форм).


5) Твердые строфы, основанные на повторах строк, частей строк, групп строк. Определенные строфы Рондели, Рондо, Рондо сложного, Французской Баллады. К этой же группе следует отнести такую форму, как Триолет, оставив его параллельно в другой, так как его следует рассматривать и как твердую форму, и как твердую строфу, где его сцепление приобретает новые сложные законы.


Перечень этот не претендует быть ни полным, ни безусловным по разделению на группы. В 3-ю группу можно включить давно ставшие твердыми четверостишия с опоясанными рифмами (abba, baab), назвав их хотя бы опоясанными четверостишиями, четверостишие с перекрестными рифмами (baba), назвав его перекрестным четверостишием или пошлой строфой; пятистишие по схеме (babba), двустишия и т. д. в группу 5-ю следовало бы включить наиболее типичные схемы народного русского стиха, что я и делал при лабораторных и лекционных работах. В другую группу можно перенести, напр., Терцины по свойству их незавершенности. И многое еще. Важен приблизительно верный план, разобравшись в котором, внимательный исследователь пойдет дальше и глубже. Не следует забывать, что, более или менее случайно изучив несколько форм персидской, японской поэзии, мы пока не касаемся вовсе поэзии других неевропейских народов.


Твердые формы удобно разделить на три группы:


1) Одна твердая строфа, имеющая или могущая иметь самостоятельное значение, или несколько твердых строф, связанных вместе по определенным законам: а) Риторнель, Персидская строфа, Танка, Децима; повторение этих форм здесь, помещенных уже в отделе строфики, необходимо и частью объяснено ранее; б) Сонет, в) Октава, Спенсерова строфа, Пушкинская строфа (по причинам, разъясненным выше).


2) Одна или несколько твердых строф, имеющие необходимым условием соблюдение повторов, вытекающее из сущности строфы или комбинаций строф: а) Триолет, Рондель, Рондо; б) Рондо сложное, Французская Баллада. Эта группа разделена мною на две подгруппы на том основании, что вторая, имея относительно большую свободу в количестве строф, резко отличается от первой, имеющей в этом смысле строгий канон. Неизбежно по этому плану эта подгруппа столкнется со следующей группой.


3) Формы, имеющие свойства твердых и свободных вместе, могущие быть названными переходными: Канцона, Газелла, Вирелэ, Вилланель и упомянутые ранее Рондо сложное, Французская Баллада. Свойства, роднящие эти формы друг с другом, меньшая или большая свобода в количестве строф, а в некоторых — стихов, что дает право некоторым из этих форм именоваться бесконечными. Различие главным образом в том, что одни формы основаны на непременных повторах, другие их не употребляют или могут не употреблять. О неисчерпанности перечня и возможных перестановках то же, что сказано по этому поводу о твердых строфах.



Ив. Рукавишников. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925



Из творческого дневника поэта:

Было время, когла я смотрела на твёрдые формы, как на некую субстанцию, которая перекрывает мне кислород в творческом процессе. Всякая устоявшаяся форма выражения поэтических мысле-форм для меня казалась непреодолимой преградой для потока мыслей и идей.

Я боялась одного, что не могу соответствовать заданности: ведь форма и содержание должны выступать в поэзии в единстве. И эта тонкая материя будто ускользала от меня. Это было давно. Я тогда только начинала всерьёз заниматься стихосложением, изучала теорию, пыталась применять её в своей практике стихотворчества.

Мои экзерсисы с использованием твёрдых форм были подобны катаржному труду. Сколько нервов, сколько слёз. Ничего не получалось. Стихи казались искусственно выращенными розами на подоконнике - пластиковые бутоны без запаха, не вызывающие трепета в душе. Осадок остался от этих попыток на долгие годы, пока... Пока не пришёл на выручку поэту великий и всемогущий Опыт. Да. Всё просто. Те экзерсисы дали мне бесценный опыт, появилась вариативность, умение жонглировать словами, метафорами, образами.

Конечно, сейчас говорить о профессионализме  и высокой степени искусства, мастерства рано и беспочвенно. Я всё еще продолжаю учиться писать стихи. Но теперь это занятие увлекательное и не вызывающей бурю негодования ("Кто это придумал!") и печали ("Я никогда так не смогу..."). И процесс создания своих оригинальных произведений стал гораздо более приятным, осознанным и одухотворённым. Благодаря опыту.

Потому я всегда советую пишущим друзьям попробовать написать сонет, балладу, дециму или рондо. Это помогает сосредоточиться на слове, на единицах языка и речи, лучше прочувствовать свой слог. А также помогает убедиться в бедности своей поэтической речи и начать работать со словарями (именно так, во множетсвенном числе, ибо словарей под рукой у поэта должно быть много), внимательнее читать классику, обогащая свой поэтический язык. 

С.Г.

16.03.2914г., Краснодар

Комментариев нет: