Возвращаюсь к поэзии твёрдых форм. Достаточно полноценно видовая классификация дана в материале Поэзия твёрдых форм. Но мне показалось мало этого. Потому возвращаюсь к рассмотрению самого понятия и классификации Рукавишникова (довольно интересной и полезной для понимания употребления тех или иных твёрдых форм или строф).
Из творческого дневника поэта:
Было время, когла я смотрела на твёрдые формы, как на некую субстанцию, которая перекрывает мне кислород в творческом процессе. Всякая устоявшаяся форма выражения поэтических мысле-форм для меня казалась непреодолимой преградой для потока мыслей и идей.
Я боялась одного, что не могу соответствовать заданности: ведь форма и содержание должны выступать в поэзии в единстве. И эта тонкая материя будто ускользала от меня. Это было давно. Я тогда только начинала всерьёз заниматься стихосложением, изучала теорию, пыталась применять её в своей практике стихотворчества.
Мои экзерсисы с использованием твёрдых форм были подобны катаржному труду. Сколько нервов, сколько слёз. Ничего не получалось. Стихи казались искусственно выращенными розами на подоконнике - пластиковые бутоны без запаха, не вызывающие трепета в душе. Осадок остался от этих попыток на долгие годы, пока... Пока не пришёл на выручку поэту великий и всемогущий Опыт. Да. Всё просто. Те экзерсисы дали мне бесценный опыт, появилась вариативность, умение жонглировать словами, метафорами, образами.
Конечно, сейчас говорить о профессионализме и высокой степени искусства, мастерства рано и беспочвенно. Я всё еще продолжаю учиться писать стихи. Но теперь это занятие увлекательное и не вызывающей бурю негодования ("Кто это придумал!") и печали ("Я никогда так не смогу..."). И процесс создания своих оригинальных произведений стал гораздо более приятным, осознанным и одухотворённым. Благодаря опыту.
Потому я всегда советую пишущим друзьям попробовать написать сонет, балладу, дециму или рондо. Это помогает сосредоточиться на слове, на единицах языка и речи, лучше прочувствовать свой слог. А также помогает убедиться в бедности своей поэтической речи и начать работать со словарями (именно так, во множетсвенном числе, ибо словарей под рукой у поэта должно быть много), внимательнее читать классику, обогащая свой поэтический язык.
С.Г.
16.03.2914г., Краснодар
Твёрдые фо́рмы (понятие)
Родовое обозначение исторически устойчивых строфических схем
стихотворных текстов. Твёрдая форма – среднее звено между обычной строфой и
жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда
с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает
связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. Так, о сонете
говорят и как о сложной строфе, состоящей из простых строф, и как о жанре. К
числу подобных твёрдых форм относятся: канцона, секстина, терцины, октава,
средневековая баллада, различные виды рондо (в Европе), а также рубаи, танка и хайку
(в Азии). В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.
Литература и язык.
Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф.
Горкина А.П. 2006.
Более подробно о твердых формах написано в работе И.
Рукавишникова
ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ
Твёрдыми (каноническими) могут быть:
1) стихи (строки);
2)
строфы, как узаконенные (твёрдые) группировки твердых или нетвердых или твёрдых
и нетвердых стихов;
3) формы в тесном смысле, как группировки строф, или одна
твёрдая строфа, как твёрдая форма.
Между перечисленными твёрдыми формами (в широком смысле) и
не твёрдыми формами тех же категорий незыблемой демаркационной линии провести
нельзя. Форма, введенная одним поэтом или (чаще) группой их, становится твердой
(канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими
поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами.
Не только форма, не трактуемая ныне, как твердая, может
через несколько лет приобрести характер твердой, но в таком же положении может
оказаться никем из нас еще не изученная форма, но уже ныне существующая. Напр.,
новая строфа в книге мало известного ныне поэта может стать через четверть века
твердой формой. Нужны для того лишь известная степень конструктивности,
гармоничности, новизны со стороны дающего автора и внимательной чуткости и
знаний со стороны воспринимающих. Может быть и такой случай: ныне
канонизированная форма может расплыться в свободную, перестать существовать или
разбиться на иные формы — и твердые, и нетвердые. Может быть и такой случай:
требования соблюдений канонов достаточно изученной формы могут измениться в
стороны большей или меньшей строгости или в какую-либо иную. Все это, конечно,
в порядке вещей, и в этом наука стиховедения разделяет судьбу всех вообще
дисциплин знания.
При перенесении твердой формы из страны, ее родившей, в
другую, язык которой имеет существенно отличные от языка первой законы, история
знает случаи расцветания, углубления формы, случаи обратные и просто неприятие
формы. Кроме законов лингвистических, идеологических (в случаях слития формы с
определенной группой тем) и др. здесь гл. обр. действует закон глубинного
осознания формы и свободное ее развитие, и обратный по результатам закон сухой
стилизации, ученического подражания, неумение отличить существенных требований
формы от случайностей лингвистического и индивидуально-авторского характера. С
этой точки зрения интересны судьбы русского Сонета и Триолета (см.)
Твердым стихом (строкой) может быть назван определенный по
счету стих твердой строфы, но не всякой твердой, а лишь той, метрика, стопика и
каталектика которой, по сущности данной строфы, не могут иметь вариаций. Так,
2-й стих элегического дистиха есть твердый стих, потому что пентаметр в данном
случае есть величина незыблемая, вплоть до цензуры, изменения не существенны.
Из древних твердыми стихами могут быть названы определенные по счету
архилохический, асклепиадов, алкеический, сапфический, — по тем же причинам
тождественности схем.
Из ново-европейской поэзии твердыми стихами по тому же
принципу могут быть названы, напр., определенный по счету стих Пушкинской
строфы, но не октавы, не Спенсеровой строфы, — по причине двоякой возможности
каталектики каждого данного стиха, и не триолета, напр., по той же причине и по
причине неустановленности метра для данной формы.
В связи с дальнейшей схемой, предлагается такое строгое
определение твердого стиха.
Твердыми строфами могут быть названы:
1) Строфы, каждый стих которых вполне закреплен метрически,
стопически, каталектически и по расположению рифм, число и порядок стихов в
которых не подвергаются изменениям: Пушкинская строфа, Державинская строфа.
2) Строфы, в которых соблюдены все перечисленные элементы
тождества, кроме рифм: строфы древних.
3) Строфы, в которых соблюдены частично некоторые из
элементов тождества, причем одна группа таких твердых строф настаивает главным
образом на соблюдении одной группы элементов тождества, другая — другой:
Терцины, Секстина, Риторнель, Персидская строфа, японские: Танка, Ката-ута,
Буссо-кусекитаи, Хаи-каи; Сицилиана, Децима; определенные строфы (стансы)
Сонета, строфы Вилланели, Вирелэ.
4) Твердые строфы, которые по сущности своей построены по
принципу цепи, имеют обратную рифмовку каждого звена: Октава, Спенсерова
строфа. Выделяю их в отдельную группу по указанной причине и еще потому, что
ими принято писать более или менее крупные произведения. Но нет основания не
допускать их одиночного существования. Тогда они перейдут в другую группу
(твердых форм).
5) Твердые строфы, основанные на повторах строк, частей
строк, групп строк. Определенные строфы Рондели, Рондо, Рондо сложного,
Французской Баллады. К этой же группе следует отнести такую форму, как Триолет,
оставив его параллельно в другой, так как его следует рассматривать и как
твердую форму, и как твердую строфу, где его сцепление приобретает новые
сложные законы.
Перечень этот не претендует быть ни полным, ни безусловным
по разделению на группы. В 3-ю группу можно включить давно ставшие твердыми
четверостишия с опоясанными рифмами (abba, baab), назвав их хотя бы опоясанными
четверостишиями, четверостишие с перекрестными рифмами (baba), назвав его
перекрестным четверостишием или пошлой строфой; пятистишие по схеме (babba),
двустишия и т. д. в группу 5-ю следовало бы включить наиболее типичные схемы
народного русского стиха, что я и делал при лабораторных и лекционных работах.
В другую группу можно перенести, напр., Терцины по свойству их незавершенности.
И многое еще. Важен приблизительно верный план, разобравшись в котором,
внимательный исследователь пойдет дальше и глубже. Не следует забывать, что,
более или менее случайно изучив несколько форм персидской, японской поэзии, мы
пока не касаемся вовсе поэзии других неевропейских народов.
Твердые формы удобно разделить на три группы:
1) Одна твердая строфа, имеющая или могущая иметь
самостоятельное значение, или несколько твердых строф, связанных вместе по
определенным законам: а) Риторнель, Персидская строфа, Танка, Децима;
повторение этих форм здесь, помещенных уже в отделе строфики, необходимо и
частью объяснено ранее; б) Сонет, в) Октава, Спенсерова строфа, Пушкинская
строфа (по причинам, разъясненным выше).
2) Одна или несколько твердых строф, имеющие необходимым
условием соблюдение повторов, вытекающее из сущности строфы или комбинаций
строф: а) Триолет, Рондель, Рондо; б) Рондо сложное, Французская Баллада. Эта
группа разделена мною на две подгруппы на том основании, что вторая, имея
относительно большую свободу в количестве строф, резко отличается от первой,
имеющей в этом смысле строгий канон. Неизбежно по этому плану эта подгруппа
столкнется со следующей группой.
3) Формы, имеющие свойства твердых и свободных вместе,
могущие быть названными переходными: Канцона, Газелла, Вирелэ, Вилланель и
упомянутые ранее Рондо сложное, Французская Баллада. Свойства, роднящие эти
формы друг с другом, меньшая или большая свобода в количестве строф, а в
некоторых — стихов, что дает право некоторым из этих форм именоваться
бесконечными. Различие главным образом в том, что одни формы основаны на
непременных повторах, другие их не употребляют или могут не употреблять. О
неисчерпанности перечня и возможных перестановках то же, что сказано по этому
поводу о твердых строфах.
Ив. Рукавишников.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под
редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М.
Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
Из творческого дневника поэта:
Было время, когла я смотрела на твёрдые формы, как на некую субстанцию, которая перекрывает мне кислород в творческом процессе. Всякая устоявшаяся форма выражения поэтических мысле-форм для меня казалась непреодолимой преградой для потока мыслей и идей.
Я боялась одного, что не могу соответствовать заданности: ведь форма и содержание должны выступать в поэзии в единстве. И эта тонкая материя будто ускользала от меня. Это было давно. Я тогда только начинала всерьёз заниматься стихосложением, изучала теорию, пыталась применять её в своей практике стихотворчества.
Мои экзерсисы с использованием твёрдых форм были подобны катаржному труду. Сколько нервов, сколько слёз. Ничего не получалось. Стихи казались искусственно выращенными розами на подоконнике - пластиковые бутоны без запаха, не вызывающие трепета в душе. Осадок остался от этих попыток на долгие годы, пока... Пока не пришёл на выручку поэту великий и всемогущий Опыт. Да. Всё просто. Те экзерсисы дали мне бесценный опыт, появилась вариативность, умение жонглировать словами, метафорами, образами.
Конечно, сейчас говорить о профессионализме и высокой степени искусства, мастерства рано и беспочвенно. Я всё еще продолжаю учиться писать стихи. Но теперь это занятие увлекательное и не вызывающей бурю негодования ("Кто это придумал!") и печали ("Я никогда так не смогу..."). И процесс создания своих оригинальных произведений стал гораздо более приятным, осознанным и одухотворённым. Благодаря опыту.
Потому я всегда советую пишущим друзьям попробовать написать сонет, балладу, дециму или рондо. Это помогает сосредоточиться на слове, на единицах языка и речи, лучше прочувствовать свой слог. А также помогает убедиться в бедности своей поэтической речи и начать работать со словарями (именно так, во множетсвенном числе, ибо словарей под рукой у поэта должно быть много), внимательнее читать классику, обогащая свой поэтический язык.
С.Г.
16.03.2914г., Краснодар
Комментариев нет:
Отправить комментарий