"Текст - один из компонентов художественного произведения, конечно, крайне существвенный компонент, без которого существование художественного произведения невозможно" (Лотман). Поэтому когда речь заходит о художественном произведении, то объектом анализа всегда является художественный текст.
Основная задача лингвистического анализа текста - выявление общей художественной идеи, т.е. обобщения эмоционального смысла, который лежит в основе произведения, и доминантой которого является авторская точка зрения по отношению к описываемой действительности. В процессе анализа рассматриваются разные уровни текста. Порядок рассмотрения этих уровней свободный и задается спецификой конкретного произведения. Предлагаю вам краткий план, признаки текста, типы речи и стили речи.
Основная задача лингвистического анализа текста - выявление общей художественной идеи, т.е. обобщения эмоционального смысла, который лежит в основе произведения, и доминантой которого является авторская точка зрения по отношению к описываемой действительности. В процессе анализа рассматриваются разные уровни текста. Порядок рассмотрения этих уровней свободный и задается спецификой конкретного произведения. Предлагаю вам краткий план, признаки текста, типы речи и стили речи.
Краткий план анализа текста:
1. История создания произведения.
2. Тема и идея. Проблемы.
3. Сюжет и композиция.
4. Жанр.
5. Главные и второстепенные герои. Их роль.
6. Особенности языка:
- Лексические;
- Фонетические;
- Морфологические;
- Синтаксические.
7. Изобразительно-выразительные средства. Их роль.
8. Ритмика, строфика, размер стиха (если текст – стихотворение).
9. Роль произведения в русской и мировой литературе.
10. Собственная оценка.
Текст, его признаки, тип речи, стиль речи
1. Текст, его признаки:
- тема;
- идея, микротемы, ключевые слова, план;
- зачин: готовит ли начало к пониманию текста?
- в чем особенность концовки: вывод это или призыв к размышлению?
- смысловая и грамматическая связь начала и конца текста;
- речевая ситуация?
- средства связи:
повтор слов, лексические текстовые синонимы, антонимы,
наречия и союзы как средства связи;
особенности синтаксических конструкций;
прямой и обратный порядок слов;
видовременная связь.
2. Типы речи.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
- рассказывает о каких-то событиях и строится по определенной схеме:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
- отвечает на вопросы: что? где? когда?;
- можно нарисовать несколько картинок;
- жанр: рассказ, сказка.
ОПИСАНИЕ
- перечисление признаков объекта;
- отвечает на вопрос: какой?;
- можно нарисовать одну картину;
- жанр: зарисовка.
РАССУЖДЕНИЕ
- выдвигается тезис, строятся доказательства, делается вывод;
- текст отвечает на вопрос: почему?;
- жанр: заметка, статья, доклад, выступление.
ЧАСТО В ОДНОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ СОЕДИНЯЮТСЯ РАЗНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ.
3. Стили речи:
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ (разговорная речь)
- основная функция – общение;
- употребление бытовой лексики;
- использование экспрессивной лексики (рубашонка, грязища), фразеологизмов, междометий;
- синтаксическая упрощенность;
- диалогическая форма.
СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (книжная речь)
- основная функция – воздействие на читателя системой образов (образ автора – возвращение к идее текста);
- художественные тропы: эпитет, метафора, сравнение, гипербола; инверсия, антитеза, риторический вопрос, повтор, оценочная лексика.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (книжная речь)
- основная функция – воздействие на читателя с целью пробудить у него определенные мысли и чувства, побудить к общественно – значимым действиям;
- ярко выраженная позиция автора;
- стилевые особенности – эмоциональность, страстность, образность;
- общественно – политическая лексика;
- лексические, языковые средства;
- синтаксические средства: восклицательные, побудительные предложения, риторические вопросы;
- художественные тропы.
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ (книжная речь)
- основная функция: передача деловой информации, сообщение;
- используется в документах (заявления, расписки, приказы);
- точность изложения (употребление слов в прямом значении);
- использование специфической лексики (оформить, уведомить, ходатайствовать, состояться, получатель, предъявитель)
- использование штампов, клише, типа: довожу до сведения, к заявлению прилагаю;
- употребление глагольных словосочетаний вместо глаголов (навести справку, принять решение, ставить в известность);
- употребление производных предлогов (в целях, ввиду того, что, вследствие, в связи);
- использование сложных синтаксических конструкций, причастных и деепричастных оборотов;
- преимущественно прямой порядок слов.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ (книжная речь)
- основная функция – передача научной информации;
- изложение предельно точно (употребление слов в прямом значении);
- образные средства языка отсутствуют;
- широкое использование специальных терминов;
- использование предложений сложной конструкции, вводных слов.
Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ
4 комментария:
спс очень выручели
Правильно пишется - "выручили".Грамматей...
Хи-хи... Говорят, не ошибаются только боги... Все мы грамотеи стали с этими сетями, с этими компьтерами. Не надо осуждать. Человек торопился, видимо. Зато поблагодарил. Это уже хорошо. Благодарность в человеке больше всего ценю последнее время.
И Вам тоже спасибо - за бдительность и внимательность к языку.
Если хотели поправить и посмеяться над ошибкой другого человека, сами писали бы грамотно. А то смешно, когда стремятся исправить другого человека и сами же допускают нелепую ошибку. Грамотей
Отправить комментарий