четверг, 12 июля 2012 г.

Там еще был художник. Отзыв на стихотворение Е. Гусаченко.


Стихотворение Евгения Гусаченко "Там еще был художник" было опубликовано в сетевой  "Литературной гостиной Светланы Гончаренко". Здесь вы найдете текст стихотворения и отзыв на него с кратким анализом.

ТАМ ЕЩЁ БЫЛ ХУДОЖНИК

Надоедливый дождик
Настырно стучится в окно,
Как соседка за солью –
Такой беззастенчивый дождик.
Как же было давно,
Как же всё это было давно,
Тот же вид из окна…
Нет, не тот,
Там ещё был художник!

Он стоял на лугу,
Перед ним были краски, мольберт,
И творил чудеса – это точно,
Я сам это видел.
На холсте было лето,
Какой-то невидимый свет,
Свет таланта…
Он часто,
Он часто бывает невидим.

И была также осень,
Но дождь не стучался в окно,
Просто пасмурный день
И уснувшие на зиму кроны.
Пейзажист одевал их в листву
На холсте, как в кино,
Он унылость и серость
Раскрашивал добрым,
Зелёным.

Было что-то волшебное
В точных движениях кисти,
В этих сочных мазках голубым
По свинцовости тучи
И в ответ прояснялись
И темные чувства и мысли,
И осенний настрой
Растворялся,
Как утренний лучик.

И художник стоял,
Колдовал на палитре своей,
Подбирал, что другим
Недоступно -
Не тот угол зренья,
И на сером, осеннем лугу
Становилось светлей
От придуманной жизни –
Бывают такие творенья.

Надоедливый дождик
Настырно стучится в окно,
Разыгрался вовсю –
Вот такой затянувшийся дождик…
Как же было давно,
Как же всё это было давно,
Тот же вид из окна,
Нет, не тот,
Там ещё был художник!


Отзыв, краткий анализ текста

Стихотворение одухотворяет. Своеобразная разговорная манера автора позволяет посмотреть на мир его глазами: частые повторы одной фразы, как будто это просто беседа старых друзей, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (дождик, лучик), фразы предельно простые. Разговорная речь - тоже инструмент художника слова. Но этим инструментом надо уметь пользоваться, чтобы не скатиться в пошлость, в панибратство с читателем, в бесвкусицу. Евгению Гусаченко удается баланс между разговорностью и культурой художественной речи. Это элемент авторского стиля. 

Стихотворение "Там еще был художник" простым и доступным каждому читателю языком погружает в творческую стихию искусства. Художник творит чудеса. Он может дождливый день превратить в лето! И это "невидимый свет" таланта озаряет жизнь человека, который хоть раз видел это волшебство - то, как художник творит на холсте новый, яркий мир.

"Было что-то волшебное
В точных движениях кисти,
В этих сочных мазках голубым
По свинцовости тучи
И в ответ прояснялись
И темные чувства и мысли,
И осенний настрой
Растворялся,
Как утренний лучик
."

Мысли и чувства становятся ясней, когда созерцаешь красоту жизни, мира, которую нам явно и живо может показать настоящий мастер. 

"...И на сером, осеннем лугу
Становилось светлей
От придуманной жизни
..."

Другим недоступно понимание, как это все возможно. Другой угол зрения мешает посмотреть и увидеть в простом сложное, в сложном - простое.

Стихотворение оживает и от использования "цветовой палитры": пасмурный день, унылость и серость раскрашивал добрым, зелёным, в этих сочных мазках голубым по свинцовости тучи, и на сером, осеннем лугу становилось светлей. 

Иллюстрация: Jean-Marc Janiaczyk

Светлана Гончаренко,
поэт, публицист, журналист,
председатель правления РО РЛК в Чите

Комментариев нет: