среда, 25 июля 2012 г.

Введение в стихосложение. Метрика (размер, пиррихий, спондей)

Продолжаем знакомиться с метрикой русского стиха. Понятие метра сильно взаимосвязано с понятием размера. Не надо путать, размер вовсе не является ритмом стиха. Но метр и размер и создают в совокупности то неповторимое звучание, мелодику и ритмику каждого отдельного стихотворения. Конечно, накоплено в этой области немало знаний. Но эти правила не должны сковывать поэтов. Если представить стихотворение в виде корабля, то метр и размер - это остов, на котором формируется весь внешний облик и суть постройки. В данной статье говориться о сути стихотворного размера, о том, что такое икты и как они помогают в определении метра и размера стиха, а также о пиррихиях и спондеях, без участия которых стихотворная речь лишилась бы своей динамики и полноты выражения чувств.

Размер

Стихотворный размер - это вовсе не количество слогов в строке. Размер - это количество - стоп в стихе (что такое стопа, см. Введение в стихосложение. Метрика). Существуют 5-, 6-, 7-стопные двусложные размеры (ямбы и хореи) и не более, чем 5-стопные трехсложники (дактили, анапесты, амфибрахии). Трёхсложники больше, чем 5-стопные, крайне редки – строка очень длинная получается – более 15 слогов. Трудно воспринимать такую строку.


Деление стиха на стопы искусственно. Мы их слышим только при скандировании, т. е. при таком мерном чтении, когда на каждый четный слог в ямбе или нечетный в хорее мы ставим сильное ударение, независимо от того, есть оно в слове или нет. Например: «Тяже́-лозво́н-кое́-скака́нье || По по́-трясе́н-ной мо́стово́й». Скандирование, скандовка - лучший способ определения размера стиха.

Теперь принято делить стихи на икты, т. е. на сильные места (сильные слоги), и слабые места (слабые слоги). Ударения стоят на сильных слогах, но не обязательно на всех; только последний икт всегда ударен. Это граница стиха, ударная константа. Слабые слоги за редкими исключениями (сверхсхемными ударениями, об этом речь дальше) безударны. Об этом следует помнить, когда речь пойдет о ритмических окончаниях стихов.

Схема обозначения  с такими новшествами тоже усовершенствовалась. Например, стих «Нет, не черкешенка она» обозначали схемой –|–|ᴗᴗ|– (в условленной нами манере обозначения: 10 01 00 01). Неопытному глазу трудно уловить здесь 4-стопный ямб. Но с появлением иктов в общей схеме размера слабый слог обычно обозначают , сильный –, знаком обозначают ударение: –́ на сильном слоге, ᴗ́ на слабом слоге. Общая схема 4-стопного ямба получает вид –́, а конкретный стих «Нет, не черкешенка она» ᴗ́–́–́. Здесь видна и схема размера, и реальное распределение ударений. Подобно этому примеру мы можем проскандировать любой стих и вычислить количество иктов, распределив ударения. Четкость ритмическая зависит от количества ударений в каждом стихе (т.е. стихотворной строке). 

Укорачивание или удлиннение четных строк на стопу или на две, в зависимости от эмоциональной наполненности стихотворения, от замысла автора, придает динамизм стиху и потому не является ошибкой. 

На самом деле полноударных стихов мало. Иначе поэзия наша была бы невыносимо монотонной. А ведь что такое стихи, как не "мысль, окрашенная чувством". Потому интонационное разнообразие, эмоциональное движение стиха требуют от автора умения использовать такие приемы стихосложения, которые добавляют динамики. Это перрихии и спондеи. Далее речь о них.

Пиррихий

Стихов с пиррихиями больше, чем полноударных. Это объясняется тем, что в русском языке одно ударение приходится в среднем приблизительно на 3 слога. В стопе ямба и хорея два слога. Если пытаться писать сплошь полноударными ямбами или хореями, придется употреблять только короткие слова. Такая речь будет искусственной и сильно ограничит словарь поэта. 

Нарушение схемы стиха мы посмотрим на примере первых четырех строк "Евгения Онегина".

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Схема стихов такова:
01 01 01 01 0
01 01 00 01
00 01 01 01 0

Только в первом стихе схема строго выдержана (полноударный 4-стопный ямб). В остальных по три ударения, одно пропущено. В случае пропуска метрического ударения появляется особая вспомогательная стопа из двух безударных слогов — пиррихий (ᴗᴗ или 00), способная замещать стопу как ямба, так и хорея.

Пиррихии, сочетаясь в различных комбинациях с ударными иктами, разнообразят ритм 2-сложников. 

В 3-сложниках на 1 сильный слог приходится 2 слабых, поэтому пропуски метрических ударений (трибрахии ᴗᴗᴗ или 000) очень редки. В классической поэзии они встречались только в 1-й стопе дактиля.

Пример:
И пробужденной природы картиной  - схема: 000 100 100 10
Не насладился из них ни единый        - схема: 000 100 100 10

Трибрахиев в середине стиха классическая поэзия практически не знала. Даже у такого смелого новатора, как Некрасов, специалисты насчитали их всего 15.

Пример: «Имя ей Тарбагатай» схема по иктам: –́ᴗᴗᴗᴗ–  ́ или 100 000 1.

У современных поэтов трибрахии встречаются чаще, но все же относительно редки, и каждая такая строка — своеобразный ритмический курсив: «За стака́нчиками купоро́са» и  «Расска́льзывающаяся артилле́рия» (Б. Пастернак).



Вот как это в стихотворениях выглядит:

"И невыполотые заносы
На оконный ползут парапет.
За стаканчиками купороса
 Ничего не бывало и нет." 
(Пастернак, "Зима")

"...Прислушайся к гулу раздолий неезженных,
Прислушайся к бешеной их перебежке.
Расскальзывающаяся артиллерия
Тарелями ластится к отзывам ветра.
К кому присоседиться, верстами меряя..."
(Пастернак "Дурной сон")


Спондей


Нарушение единообразия стоп случается не только, когда одно ударение (метрическое) как бы выпадает из стиха, но и когда появляется лишнее ударение. Такое явление встречается в классической поэзии не часто, а вот в современной поэзии довольно часто (но это уже можно квалифицировать как метричскую ошибку, о таких ошибках речь пойдет в отдельной статье). А вот вполне приемлемое внеметрическое (сверхсхемное) ударение - спондей - добавляет разговорность в стихотворную речь, а также создает напряженность строки, усиливая впечатление от динамики текста. Это очень сильное явление. И его не следует считать ошибкой, как это делают некоторые.

Спондей получил свое название от аналогии с греческой стопой из двух долгих гласных (-- или 11).


Пример:

Шве́д, ру́сский, ко́лет, ру́бит, ре́жет    схема: 11 01 01 010
(Пушкин, "Полтава")


Динамика боя, атаки, напряжение - выделены этой выбивающейся из общего ритма строки.



Сверхсхемное ударение, не ломая размера, создает некоторый перебой ритма, выделяя стих из ряда обычных. 

Спондей чаще всего стоит в начале стиха, когда ритмическое движение только начинается, а в середине стиха — обычно после паузы или цезуры ( || ). 

Пример:

Раз он спал || У невской пристани.
Дни́ лета || Клонились к осени…

Образуются сверхсхемные ударения всегда только односложными словами.

Стих «Брат упросил награду дать» возможен, но стих «Брату просил награду дать» нет, так как размер потребовал бы сдвинуть ударение: «Брату́ просил…». Отсюда и многочисленные  ошибки в стихосложении у начинающих авторов. 

Когда среди стоп ямба и хорея попадаются пиррихии и спондеи, а среди трехсложников -  триблахии, стопы перестают быть однообразными и монотонными. Ритмичность — это повторение подобных величин.

Стопная теория Тредиаковского — Ломоносова была уточнена в XX в. трудами Андрея Белого (поэта и теоретика стиха), Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского и других. Это дало нам богатейший материал, который предстоит осваивать дальше. 

Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ

Комментариев нет: