воскресенье, 22 июля 2012 г.

Введение в стихосложение. Метрика


Стихосложение – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи. Как утверждал Маяковский, поэт - это тот, кто и создает эти самые правила и принципы. Потому все, что содержится в разных учебных пособиях и научных работах по этой теме, не более, чем накопленный опыт предшествующих поколений. И новым поэтам предстоит вносить в эти учения то, что приносит мировой поэзии их гений. В этой статье мы поговорим о метрике стиха...

Существует такое мнение, и его разделяют очень многие – теоретики филологи и практики поэты – как в прошлом веке, так  в настоящем. Мнение это наиболее четко выразил один мой знакомый издатель и поэт Владимир Чернов:

«1. Каждое стихотворение (всё!) должно быть написано только с использованием одной стопы. Так, одно стихотворение может быть написано только ямбом, другое только хореем, третье только дактилем. Это придает стихотворениям четкий ритм, облегчает запоминание.

2. Если первая строчка стихотворения написана, к примеру, четырехстопным ямбом, это значит, что всё стихотворение должно быть написано четырехстопным ямбом.

3. Ни в коем случае нельзя смешивать в одном стихотворении два и боле стихотворных размера. В этом случае ритм стихотворения ломается, читателю приходится спотыкаться при чтении».
(Владимир Чернов, г. Кулебаки, Нижегор. обл.)

Попробуем разобраться так ли уж прав Владимир Федорович, но для начала разберемся с метрами и ритмами.

Метрика (учение о стихотворных размерах)

Метр

Говоря о стихах , всегда заходит речь об отличии стихотворной речи от прозаической. Чем же они различаются?  Очень удачно это определил Б.В. Томашевкий: "1) стихотворная речь дробится на сопоставимые между собой единицы (стихи), а проза есть сплошная речь; 2) стих обладает внутренней мерой (метром), а проза ею не обладает... Для современного восприятия первый пункт значительнее второго". Оба признака придают стихотворной речи ритмичность.
 
Ритм стихов — не музыкальный, а речевой: «В стихе нет ничего, кроме того, что есть в языке» (Тимофеев). В разговоре, на вывесках, в газетных заголовках постоянно встречаются словосочетания, которые в стихотворном контексте звучали бы как стихи:
«Ремонт велосипедов» — 3-стопный ямб,
«Овощи и фрукты» — 3-стопный хорей и т. д.
Но то, что случайно и незаметно в прозе, организовано и ясно слышно в стихах.

Какова  «внутренняя мера» русского стиха? В русском стихе ударение в слове подвижно, т. е. может стоять на любом слоге слова: в начале, в середине, в конце. Изменение места ударения может менять значение слова (мука́ — му́ка) или его грамматическую форму (ру́ки — руки́). Поэтому ударный гласный звук произносится энергично, а безударный сокращается и менее отчетлив. Основа ритмичности русского стиха — более или менее урегулированное чередование ударных и безударных слогов, при этом главенствующее значение принадлежит ударным. Это общий родовой признак русского стиха; такой стих называют тоническим.

Самая строгая форма тонического стиха — это силлабо-тонический стих, в котором чередование ударных и безударных слогов урегулировано наиболее отчетливо. Он господствовал в русской поэзии с конца 30-х годов XVIII в. до XX в., а затем потерял свое монопольное положение, но живет и развивается и в наши дни. Он присущь реалистичной поэзии.  

Его противоположность, самая свободная форма — акцентный, чисто тонический стих, в котором урегулировано (не всегда строго) только расположение ударных слогов, а количество безударных между ними произвольно.

В традиции русской поэзии существует пять основных метров. Мы уже выяснили, что метр – это мера деления стихотворной строки на соразмерные звуковые единицы ("внутренняя мера" стиха).

Строка в стихотворении (стих) делится на стопы.
Стопа - это группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных слогов. Теорию стоп разработали Тредиаковский и Ломоносов. Им мы обязаны появлением силлабо-тоники.

По количеству слогов в стопе метры делятся на двух-трёх-сложные (о четырёхсложниках отдельный разговор) .
Существует два двухсложных метра – хорей и ямб.
И три трёхсложных – дактиль, амфибрахий, анапест.

Разница между ними в том, на какой слог стопы приходится ритмическое ударение.

Названия стоп и их обозначения были заимствованы из античной метрики, но в древнегреческом языке и латыни ударение было признаком второстепенным. Слоги сопоставлялись по относительной длительности произношения: долгие (графически обозначались –) и краткие (). Долгий считался равным двум кратким. В русском стихе знаком – обозначался ударный слог, знаком безударный.

Мы же условимся обозначать безударный слог - «0», ударный - «1». 

ХОРЕЙ 10 («Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет» 10101010, 4-стопный хорей)

Еще пример: «Василий Тёркин» А.Т.Твардовский

 В поле вьюга-завируха
 10 10 10 10
 В трёх верстах гудит война
 10 10 10 1

ЯМБ 01 («Пора́, пора́, рога́ трубя́т» 01010101, 4-стопный ямб)

 Еще пример: «Евгений Онегин» А.С. Пушкин

 Мой дядя самых честных правил
 01 01 01 01 0
 Когда не в шутку занемог
 01 01 01 01

ДАКТИЛЬ 100 («Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая» 100100100, 4-стопный дактиль)

Еще пример:
Тучки небесные, вечные странники
 100 100 100 100


АМФИБРАХИЙ 010 («В глубо́кой тесни́не Дарья́ла» 010010010, 3-стопный амфибрахий)

Еще примаер:
Не ветер бушует над бором
 010 010 010


АНАПЕСТ 001 («Разъезжа́ются го́сти домо́й» 001001001, 3-стопный анапест).

Еще пример:
О, весна без конца и без краю —
 Без конца и без краю мечта!
 001 001 001

Использование метров обусловлено характером поэтической речи. Размер (количество стоп в стихе) и метр стихотворения не бывают случайными в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Есть в русском стихе еще четырехсложные размеры - пеоны. 


Пеон  —  это стопа античного квантитативного стихосложения, состоящая из трех кратких и одного долгого слога. По месту расположения долгого слога различаются пеоны I, II, III и IV. Пеон I — , II , III , IV —.

Начиная с символистов (Андрей Белый, Валерий Брюсов) появилась традиция вводить понятие пеона в русское силлабо-тоническое стихосложение, определяя пеон как сложную стопу из 3 неударных и одного ударного слога.

Пример:
 Заметались, затерялись в океане корабли
(В. Брюсов, "Буря с берега", пеон III)

В русском стихосложении пеоны I и III входят в систему хореического, а пеоны II и IV — ямбического стиха. Поэтому применение пеона к русской силлабо-тонике признаётся не всеми стиховедеами. Но мы их обязательно изучим в отдельной статье, потому что при наличии большого количества многосложных слов в языке пеоны значительно расширяют возможности стихотворчества.

Комментариев нет: