Недавно один из моих друзей спросил меня: "А что поэзия значит лично для тебя?". Задумалась. Ответила как-то скомкано, потому что еще лет пять-семь назад стихия поэзии, поглощая меня все больше и больше, доставляла мне мучительную боль. Все потому, что я отчаянно сопротивлялась. Сама себе. Теперь же все изменилось, и последнее время я совсем не думала об этом. И вот, наверное, настал момент самоопределиться окончательно. Но все по порядку...
Решительность. Нужна решительность, чтобы сделать первые шаги навстречу к читателям. Первый авторский сборник с рабочим названием "Миг октября" почти готов к печати. Осталось снабдить издателя моими иллюстрациями и отвезти печатный вариант А.Н. Кивлевой, чтобы она написала вступительное слово. У Альвины Николаевны ясный ум и богатейший опыт филолога. В конце концов, именно ей потом работать с моим сборником вместе с ее учениками. Сейчас главное определиться с названием.
В процессе работы над сборниками (осенью планирую подготовить еще один) поняла, что в ближайшем будущем не буду пытаться издать свою прозу. Во-первых, она сильно разножанровая, и в каждом жанре пока только по 2-3 произведения (в черновиках, конечно, больше). Во-вторых, чувствую большую склонность к поэзии. Именно поэтому я и задумалась, что для меня значит поэзия, когда меня в лоб спросили.
Много раз читала у разных поэтов великих и не очень, что они думают о поэзии, что она значит в их жизни. И, конечно же, я тоже об этом не раз думала. У меня даже сложился цикл стихотворений о стихах, о творчестве, о поэтах. В ту пору моя муза все еще брыкалась, как дикая необъезженная кобылёнка на широких просторах творческой мысли, не зная, как ей освободиться от этих сладостно-мучительных уз поэзии. Поэзия влекла. Но я никогда не писала много стихотворений. Почти все рождалось в муках. Редкий стих выходил из-под карандаша или шариковой ручки готовым "к труду и обороне", и его не надо было много править, несколько штрихов - и хоть в печать. В основном, все давалось не просто. Отчасти еще и потому, что я сопротивлялась своей природе. А ведь у меня с детства была склонность к стихотворчеству (другое дело, что из близких только бабушка это видела). Я не хотела писать стихи. Но и не могла этого не делать. Иной раз все происходило спонтанно, само собой: возьму да и запишу что-нибудь, а потом спустя время обнаруживаю у себя на столе листочек с рифмованными строчками. Все это было глубоко личным, моей внутренней жизнью, и мне не хотелось кому-то ее показывать.
Лишь однажды перед вступительными экзаменами в вуз я показала несколько своих творений преподавателю с подготовительных курсов Ольге Борисовне. Она была уже очень старенькой, но все еще довольно строгой и серьезной учительницей по русскому языку и литературе. Именно она сказала, что у меня есть дарование, но мне надо много работать над собой, и подарила мою первую книгу по стихосложению "Стихи и поэзия" В. Кожинова. Только после окончания вуза, когда я уже занималась переводами Гёте, Гейне и др., писала стихи постоянно, я решилась что-нибудь опубликовать, но мне не повезло (слава Богу!): нерадивые сотрудники редакции областной газеты потеряли мои материалы, сказали, что они просто затерялись среди "многочисленной корреспонденции", а, на самом деле, ими не кому было тогда заниматься, было лето, отпуска... Я расстроилась, но быстро оправилась от потрясения. Значит, не время. Изредка читала стихи друзьям. Потом была Беларусь. Клуб "Выток" (исток) и Ольга Казакова, которая вывела меня на сцену с моим творчеством. Поток вдохновения усиливался, становился временами бурным. Но я по-прежнему записывала в тетрадь только самое наболевшее. Рога изобилия не было.
Были серьезные попытки исправить пробелы в поэтической грамотности - было много книг, пособий, карпения над ними. Потому сейчас во многом разбираюсь. Самое странное заключалось в том, что как только я начинала учить теорию, писать стихи прекращала совсем. Проходило какое-то время, теория во мне устаивалась, что ли, и потом опять для меня струился тихий поток поэзии. Писала самозабвенно. Появлялась свобода.
Сейчас, спустя почти двадцать лет с тех пор, как я впервые записала свое самое первое стихотворение, я понимаю, что поэзия - это такой способ моего взаимодействия с окружающим миром: вне меня и внутри меня. Дело в том, что я, словно всю жизнь внутренне живу в Зазеркалье каком-то. Оно где-то внутри меня, и я при этом тоже в нем. Там своя физика, потому трудно объяснить, как это возможно. С помощью поэзии я взаимодействую с миром природы-людей-машин-технологий и с миром Зазеркалья внутри меня, миром тысячи вселенных. Эти разнообразные миры влияют на меня, а я на них. Синтез этих влияний и есть моя поэзия.
Для меня в ней стало больше ярких красок, светлых тонов и приятных моментов. Перестала брыкаться и с удовольствием пишу, редактирую себя, публикуюсь и выступаю. Насколько талантливы мои произведения, решит читатель и время. Ведь в таланте, возможно, только 10% дарования и 90% труда и мастерства. Сколько во всем моем творчестве мастерства, не знаю. Но я постоянно учусь. И все это теперь в радость. Свою задачу как художника слова вижу в том, чтобы больше успокаивать, умиротворять и радовать читателей, чем "жечь их сердца глаголом". Хотя не исключаю из своих поэтических экзерсисов острую злободневную гражданскую лирику. Что будет дальше, увидим.
Светлана Гончаренко
Решительность. Нужна решительность, чтобы сделать первые шаги навстречу к читателям. Первый авторский сборник с рабочим названием "Миг октября" почти готов к печати. Осталось снабдить издателя моими иллюстрациями и отвезти печатный вариант А.Н. Кивлевой, чтобы она написала вступительное слово. У Альвины Николаевны ясный ум и богатейший опыт филолога. В конце концов, именно ей потом работать с моим сборником вместе с ее учениками. Сейчас главное определиться с названием.
В процессе работы над сборниками (осенью планирую подготовить еще один) поняла, что в ближайшем будущем не буду пытаться издать свою прозу. Во-первых, она сильно разножанровая, и в каждом жанре пока только по 2-3 произведения (в черновиках, конечно, больше). Во-вторых, чувствую большую склонность к поэзии. Именно поэтому я и задумалась, что для меня значит поэзия, когда меня в лоб спросили.
Много раз читала у разных поэтов великих и не очень, что они думают о поэзии, что она значит в их жизни. И, конечно же, я тоже об этом не раз думала. У меня даже сложился цикл стихотворений о стихах, о творчестве, о поэтах. В ту пору моя муза все еще брыкалась, как дикая необъезженная кобылёнка на широких просторах творческой мысли, не зная, как ей освободиться от этих сладостно-мучительных уз поэзии. Поэзия влекла. Но я никогда не писала много стихотворений. Почти все рождалось в муках. Редкий стих выходил из-под карандаша или шариковой ручки готовым "к труду и обороне", и его не надо было много править, несколько штрихов - и хоть в печать. В основном, все давалось не просто. Отчасти еще и потому, что я сопротивлялась своей природе. А ведь у меня с детства была склонность к стихотворчеству (другое дело, что из близких только бабушка это видела). Я не хотела писать стихи. Но и не могла этого не делать. Иной раз все происходило спонтанно, само собой: возьму да и запишу что-нибудь, а потом спустя время обнаруживаю у себя на столе листочек с рифмованными строчками. Все это было глубоко личным, моей внутренней жизнью, и мне не хотелось кому-то ее показывать.
Лишь однажды перед вступительными экзаменами в вуз я показала несколько своих творений преподавателю с подготовительных курсов Ольге Борисовне. Она была уже очень старенькой, но все еще довольно строгой и серьезной учительницей по русскому языку и литературе. Именно она сказала, что у меня есть дарование, но мне надо много работать над собой, и подарила мою первую книгу по стихосложению "Стихи и поэзия" В. Кожинова. Только после окончания вуза, когда я уже занималась переводами Гёте, Гейне и др., писала стихи постоянно, я решилась что-нибудь опубликовать, но мне не повезло (слава Богу!): нерадивые сотрудники редакции областной газеты потеряли мои материалы, сказали, что они просто затерялись среди "многочисленной корреспонденции", а, на самом деле, ими не кому было тогда заниматься, было лето, отпуска... Я расстроилась, но быстро оправилась от потрясения. Значит, не время. Изредка читала стихи друзьям. Потом была Беларусь. Клуб "Выток" (исток) и Ольга Казакова, которая вывела меня на сцену с моим творчеством. Поток вдохновения усиливался, становился временами бурным. Но я по-прежнему записывала в тетрадь только самое наболевшее. Рога изобилия не было.
Были серьезные попытки исправить пробелы в поэтической грамотности - было много книг, пособий, карпения над ними. Потому сейчас во многом разбираюсь. Самое странное заключалось в том, что как только я начинала учить теорию, писать стихи прекращала совсем. Проходило какое-то время, теория во мне устаивалась, что ли, и потом опять для меня струился тихий поток поэзии. Писала самозабвенно. Появлялась свобода.
Сейчас, спустя почти двадцать лет с тех пор, как я впервые записала свое самое первое стихотворение, я понимаю, что поэзия - это такой способ моего взаимодействия с окружающим миром: вне меня и внутри меня. Дело в том, что я, словно всю жизнь внутренне живу в Зазеркалье каком-то. Оно где-то внутри меня, и я при этом тоже в нем. Там своя физика, потому трудно объяснить, как это возможно. С помощью поэзии я взаимодействую с миром природы-людей-машин-технологий и с миром Зазеркалья внутри меня, миром тысячи вселенных. Эти разнообразные миры влияют на меня, а я на них. Синтез этих влияний и есть моя поэзия.
Для меня в ней стало больше ярких красок, светлых тонов и приятных моментов. Перестала брыкаться и с удовольствием пишу, редактирую себя, публикуюсь и выступаю. Насколько талантливы мои произведения, решит читатель и время. Ведь в таланте, возможно, только 10% дарования и 90% труда и мастерства. Сколько во всем моем творчестве мастерства, не знаю. Но я постоянно учусь. И все это теперь в радость. Свою задачу как художника слова вижу в том, чтобы больше успокаивать, умиротворять и радовать читателей, чем "жечь их сердца глаголом". Хотя не исключаю из своих поэтических экзерсисов острую злободневную гражданскую лирику. Что будет дальше, увидим.
Светлана Гончаренко
Комментариев нет:
Отправить комментарий