понедельник, 23 июля 2012 г.

О поэзии в моей жизни. С. Гончаренко

Недавно один из моих друзей спросил меня: "А что поэзия значит лично для тебя?". Задумалась. Ответила как-то скомкано, потому что еще лет пять-семь назад стихия поэзии, поглощая меня все больше и больше, доставляла мне мучительную боль. Все потому, что я отчаянно сопротивлялась. Сама себе. Теперь же все изменилось, и последнее время я совсем не думала об этом. И вот, наверное, настал момент самоопределиться окончательно. Но все по порядку...

Решительность. Нужна решительность, чтобы сделать первые шаги навстречу к читателям. Первый авторский сборник с рабочим названием "Миг октября" почти готов к печати. Осталось снабдить издателя моими иллюстрациями и отвезти печатный вариант А.Н. Кивлевой, чтобы она написала вступительное слово. У Альвины Николаевны ясный ум и богатейший опыт филолога. В конце концов, именно ей потом работать с моим сборником вместе с ее учениками. Сейчас главное определиться с названием.

В процессе работы над сборниками (осенью планирую подготовить еще один) поняла, что в ближайшем будущем не буду пытаться издать свою прозу. Во-первых, она сильно разножанровая, и в каждом жанре пока только по 2-3 произведения (в черновиках, конечно, больше). Во-вторых, чувствую большую склонность к поэзии. Именно поэтому я и задумалась, что для меня значит поэзия, когда меня в лоб спросили.

Много раз читала у разных поэтов великих и не очень, что они думают о поэзии, что она значит в их жизни. И, конечно же, я тоже об этом не раз думала. У меня даже сложился цикл стихотворений о стихах, о творчестве, о поэтах. В ту пору моя муза все еще брыкалась, как дикая необъезженная кобылёнка на широких просторах творческой мысли, не зная, как ей освободиться от этих сладостно-мучительных уз поэзии. Поэзия влекла. Но я никогда не писала много стихотворений. Почти все рождалось в муках. Редкий стих выходил из-под карандаша или шариковой ручки готовым "к труду и обороне", и его не надо было много править, несколько штрихов - и хоть в печать. В основном, все давалось не просто. Отчасти еще и потому, что я сопротивлялась своей природе. А ведь у меня с детства была склонность к стихотворчеству (другое дело, что из близких только бабушка это видела). Я не хотела писать стихи. Но и не могла этого не делать. Иной раз все происходило спонтанно, само собой: возьму да и запишу что-нибудь, а потом спустя время обнаруживаю у себя на столе листочек с рифмованными строчками. Все это было глубоко личным, моей внутренней жизнью, и мне не хотелось кому-то ее показывать.

Лишь однажды перед вступительными экзаменами в вуз я показала несколько своих творений преподавателю с подготовительных курсов Ольге Борисовне. Она была уже очень старенькой, но все еще довольно строгой и серьезной учительницей по русскому языку и литературе. Именно она сказала, что у меня есть дарование, но мне надо много работать над собой, и подарила мою первую книгу по стихосложению "Стихи и поэзия" В. Кожинова. Только после окончания вуза, когда я уже занималась переводами Гёте, Гейне и др., писала стихи постоянно, я решилась что-нибудь опубликовать, но мне не повезло (слава Богу!): нерадивые сотрудники редакции областной газеты потеряли мои материалы, сказали, что они просто затерялись среди "многочисленной корреспонденции", а, на самом деле, ими не кому было тогда заниматься, было лето, отпуска... Я расстроилась, но быстро оправилась от потрясения. Значит, не время. Изредка читала стихи друзьям. Потом была Беларусь. Клуб "Выток" (исток) и Ольга Казакова, которая вывела меня на сцену с моим творчеством. Поток вдохновения усиливался, становился временами бурным. Но я по-прежнему записывала в тетрадь только самое наболевшее. Рога изобилия не было.

Были серьезные попытки исправить пробелы в поэтической грамотности - было много книг, пособий, карпения над ними. Потому сейчас во многом разбираюсь. Самое странное заключалось в том, что как только я начинала учить теорию, писать стихи прекращала совсем. Проходило какое-то время, теория во мне устаивалась, что ли, и потом опять для меня струился тихий поток поэзии. Писала самозабвенно. Появлялась свобода.

Сейчас, спустя почти двадцать лет с тех пор, как я впервые записала свое самое первое стихотворение, я понимаю, что поэзия - это такой способ моего взаимодействия с окружающим миром: вне меня и внутри меня. Дело в том, что я, словно всю жизнь внутренне живу в Зазеркалье каком-то. Оно где-то внутри меня, и я при этом тоже в нем. Там своя физика, потому трудно объяснить, как это возможно. С помощью поэзии я взаимодействую с миром природы-людей-машин-технологий и с миром Зазеркалья внутри меня, миром тысячи вселенных. Эти разнообразные миры влияют на меня, а я на них. Синтез этих влияний и есть моя поэзия.

Для меня в ней стало больше ярких красок, светлых тонов и приятных моментов. Перестала брыкаться и с удовольствием пишу, редактирую себя, публикуюсь и выступаю. Насколько талантливы мои произведения, решит читатель и время. Ведь в таланте, возможно, только 10% дарования и 90% труда и мастерства. Сколько во всем моем творчестве мастерства, не знаю. Но я постоянно учусь. И все это теперь в радость. Свою задачу как художника слова  вижу в том, чтобы больше успокаивать, умиротворять и радовать читателей, чем "жечь их сердца глаголом". Хотя не исключаю из своих поэтических экзерсисов острую злободневную гражданскую лирику. Что будет дальше, увидим.

Светлана Гончаренко

Комментариев нет: