Гипотеза козы и теория кислых щей. В чём разница?
Часто в бытовой речи используются слова "гипотеза" и "теория", понятия при этом смешиваются и теряют сущностные черты. Между тем, понятия эти в наукообразную речь обывателей пришли из научного лексикона.
Наукобразная речь свойственна зачастую людям, желающим придать своей персоне некоторую важность. Они могут не иметь ничего общего ни с наукой, ни с государственными делами, но ощущать свою общественную значимость в самих себе и подчёркивать это использованием заимствованных в научной речи слов и выражений, истинного значения которых не ведают и не желают даже близко узнавать. Им это не нужно. Главное, показать, как они сами важны и ценны. Кстати, такая высокопарная нарочито наукообразная речь была свойственна некоторым чиновникам и политикам.
Наукообразную речь легко выявить. Потому что понятия якобы "научные" используются либо как синонимы бытовых понятий, либо как метафоры, при этом у окружающих эти метафоры не вызывают лучшего понимания сути произносимых речей. Слушатели и читатели, сталкиваясь с наукообразной речью в тексте или изустно, ещё больше ничего в ней не понимают, запутываются и либо по недомыслию соглашаются с "высоким положением" говорившего, либо отворачиваются от него, понимая, что это пустышка.
В бытовой речи "гипотеза" - всего лишь синоним слов "предположение" и "догадка". Догадки мы часто строим на интуитивном чутье. Это очень субъективные речи. Используя слово "гипотеза", мы либо шутейно говорим о чём-то, либо пытаемся прикрыть некое своё невежество, используя элемент наукообразной речи.
То же самое с "теорией". Её суют во все кастрюли, хотя ей там точно не место. Синонимы такой "теории" - слова "учение", "мнение", " взгляд". Для бытового общения достаточно этих слов. Но если уж сильно хочется пошутить, тогда и теория кислых щей подойдёт.
Расставим же понятия по местам. С научной точки зрения.
Гипотеза - это предположение, догадка, которая, в отличие от аксиом и постулатов, требует доказательств. Без доказательства гипотеза не является научным знанием.
Из учебного пособия Кобзаря (И. Кобзарь, Логика, уч. пособ. для вузов) мы узнаём научное определение.
Гипотеза - частично обоснованное предположение о причинах, движущих силах, сущности (коренных свойствах, закономерностях развития) того или иного предмета (процесса, явления), которое временно принимается за истинное.
Проще говоря: гипотеза - это частично обоснованное наличным знанием предположение, вероятность которого требует дальнейшего обоснования, проверки, подтверждения.
Теория - это систематизация знаний в определённой области, полученных с помощью доказанных гипотез.
У того же Кобзаря в учебном пособии читаем:
Теория есть наивысшая форма научного мышления, логически безупречно для своего времени обосновывающая и отражающая систему взаимосвязанных фактов (предметов, явлений) действительности в их необходимых, закономерных, общих и существенных свойствах.
Коротко: теория - это система взаимосвязанных идей (понятий, суждений), доказательств (теорем, определений), законов и гипотез.
Если мы говорим об Общей теории относительности Эйнштейна или о теории времени Хокинга, то есть смысл хорошенько разобраться в научных определениях, чтобы не путать себя и окружающих. Если же мы говорим на кухне о бытовых вещах и явлениях, можно обойтись простыми словами, чтобы нас точно поняли.
Светлана Гончаренко (Алкея)
Комментариев нет:
Отправить комментарий