понедельник, 27 марта 2023 г.

Реклама у блогеров для продвижения книг

На выходных я провела исследование о целесообразности оплаты услуг блогеров для продвижения книг независимых писателей (самиздат). И теперь хочу поделиться некоторыми ценными замечаниями коллег-писателей и мнениями самих блогеров. 

Всё началось с моего вопроса в телеграм-чате "Авторы - Блогерам". 

Всем привет! Объясните, пожалуйста, уважаемые блогеры, почему бумажная книга воспринимается вами как переданная в личное пользование в дар, а электронная - нет. Ведь и электронная книга остаётся у вас в личном пользовании на ваших носителях, она так же материальна, как и печатная. И, более того, в неё вложено автором столько же труда и денег, сколько и в печатную. Надеюсь, меня сейчас не закидают тапками. А просто и доходчиво пояснят свою позицию. Ничего более я и не жду. Всем участникам чата желаю приятных выходных в обнимку с любимыми - с книгами. 

Ответы блогеров

(Все приведённые ниже цитаты блогеров и писателей откорректированы мной - прим. Алкеи.) 

1) Лично я электронные книги на своём телефоне не храню, занимают память, уж извините, бумажные стоят красивенько на полке потом. Электронные книги читать через экран телефона тяжелее, глаза иногда в шоке. Особенно, если пообещала автору прочитать быстро. Бумажные лично мне легче даются.

(Полина Уварова)

2) Лично для меня бумажная книга - это память. Электронные книги после прочтения остаются в памяти, но не в жизни. Если интересует действительно то, почему электронные платно. То это из-за того, что я делаю обзор полностью одинаковый, что на электронки, что на бумажные. Но бумажная останется у меня на всю жизнь, а электронка, увы, нет. Если даже не брать то, что память не вечна, то бывают форс-мажоры, когда всё слетает.

Знаете, тут можно задать встречный вопрос. Почему многие авторы хотят издаваться в издательстве? Ведь это намного затратнее. Просто потому что у тебя на руках результат твоего труда, так и блогеры. Держа в руках бумажный экземпляр книги мы видим огромную работу всей команды, с электронками ощущения, что ты стал частью чего-то большего, увы, нет.

(Василина)

3) Я читаю и бумажные, и электронные книги. Причём могу купить в бумаге, а прочитать с телефона. Блог веду в запрещённой сети, в постах для фото принципиально использую книги в бумаге. Про электронные — только сторис. С учётом того, что контент нужен — электронку беру редко. У меня просто нет возможности сделать для электронной книги красивое фото.

(Katrin) 

4) Мне ужасно не удобен электронный формат. Во-первых, читать  не удобно;  во-вторых, устают глаза. Аудиоформат ещё ничего. Удобно в дороге, или когда нет сил читать.

(Екатерина) 

Мнение писателей

1) Мне тоже интересен момент с печатной и электронной. Тем более сейчас ЛитРес приостановил печать по требованию и остался один вариант заказа от 30 шт. Я со своей стороны не осуждаю, просто интересно было.

(Ирина Абашева)

2) Полностью поддерживаю! У меня был опыт работы с издательствами. Настолько неприятный, что и сейчас спустя 10 лет я не готова его повторять. Поэтому и публикую только электронные книги. И мне тоже неприятно, что блогеры пренебрежительно относятся к электронным книгам.

(Юлия Рысь)

3) Моë личное мнение, что отношение к электронкам вполне ожидаемо, учитывая тот факт, что у некоторых книг нет даже элементарной вычитки перед публикацией. Но это легко посмотреть по ознакому (ознакомительному фрагменту - прим. Алкеи). А так в принципе, никто никому ничего не должен. Есть, кто работает и с электронками, и с бумагой, а есть читатели, которые, в принципе, банально любят атмосферу бумажных книг с детства. С запахом и шелестом страниц.

(Valenti Shu) 

4) Такие читатели для авторов электронки не покупатели, соответственно отзывы для них тоже не нужны, бесполезная трата ресурсов для автора. Не в плане поспорить, просто в качестве дополнения для полноты информации так сказать.

(Анна)

5) Авторы самиздата продвигают себя сами. Это ж сколько нужно потратить средств на печатную книгу, отправку блогерам. И это же риски для автора — блогер получит книгу, контент для своего блога, а автор может ничего и не получить. 

Давайте честно, у половины блогеров даже реакций на их посты нет, ни одного комментария. Так какой смысл автору тратиться? А электронную версию переслал по почте и спокоен — не подарил свою книгу блогеру, который сам порадуется, а взамен ничего дать не сможет. 

Да и какой читатель захочет потом читать электронную, если у блогера рекламируется печатная. Я всё равно не увидела, что же получает писатель. Блогер делает красивые видео, распаковки, получает лайки, охваты, подписчиков, потом, вообще, может книгу продать и денег от неё для себя получить. А писатель? Сколько человек пойдут читать после всех манипуляций блогера, электронную книгу? (Всем печатную не раздашь.) Я так вижу, что блогер получает больше писателя, но свои средства тратит именно писатель, а блогер, получая всю красоту, ничего. 

(Энн Княгинина)

6) Не знаю. Я спокойно отношусь к электронкам. С точки зрения визуала, да, это всё пригодится, но ведь не ради этого предлагается книга на обзор. Не совсем мне понятна ситуация. Когда рекламой блоги зарабатывают - понимаю, когда обзорами - не до конца. Можно прислать бокс блогеру, чтоб он показал распаковку и т.д., чтоб книга "мелькала" в медиапространстве, а уж читать или нет и когда - это его дело. А если ему книга не понравится, тогда в чём смысл? Услышать честное мнение? Объективных оценок, плюсов/минусов (а не "даже не знаю, кто это будет читать, написано для глупых школьниц") дают мало блогеров. В основном отзывы - это в хорошем смысле вкусовщина. Тогда смысл платить за отзыв? Ладно, допустим, у блогера 20 тыщ подписчиков. Но это не гарантия аудитории, сплошь и рядом сейчас народу якобы тьма, но 80 лайков и 4 коммента - это не охват для многотысячной аудитории. Короче, тут тонкий лёд. Очень тонкий.

(Надежда Быкова) 

7) Полностью согласна с Вашими предварительным выводами. Имела опыт. Субъективное суждение о книге, прочитанной по диагонали, не добавляет просмотров и продаж, а, скорее, наоборот. Такта - минимум, понтов - максимум. И это всё за свои же деньги. Совсем не тот результат, на который расчитываешь.

(Нина Смолянская) 

8) Понимаю блогеров. Читать в электронке вредно, им удобнее в бумаге. За бумагу могут не брать, потому что автор уже подарил книгу. А выбирать блогеров, кому придётся платить, лучше приятных, за которыми давно следишь и тебе нравится, как они пишут отзывы. 

(Анна Макар) 

Ответ блогера-автора

(Эта девушка модерирует телеграм-чат "Авторы - Блогерам". Примечательно, что в своём личном канале она меня, автора вопроса, даже по имени не назвала. И смешно, и грешно. Но автора любого опуса, даже комментария, надо указывать, если ты полностью цитируешь его слова. Мои слова взяли, а моё имя оставили в безвестности для читателей канала. Это вопрос этики блогеров. А эта девушка безусловно, в первую очередь, блогер.) 

Интересная дискуссия на тему электронных и бумажных книг для сотрудничества развернулась сегодня в группе "Авторы - блогерам". Дело в том, что блогеры часто соглашаются сделать обзор по бартеру, если автор высылает бумажную книгу, но за обзор на электронку обычно берут деньги. У участницы группы (у меня, то есть - прим. Алкеи) возник вопрос: "Объясните, пожалуйста, уважаемые блогеры, почему бумажная книга воспринимается вами как переданная в личное пользование в дар, а электронная - нет (...)". В дискуссию включились и авторы, и блогеры. В группе я её почистила, так как группа создана для объявлений о сотрудничестве, а не для обсуждений. Но у себя на канале тоже хочу высказаться. 

В чём преимущества бумажной книги для блогера? 

Бумажная книга даёт контент. Получив книгу от автора, блогер делает распаковку. С бумажной книгой можно сделать красивую раскладку. По своему инстаграму* (соцсеть запрещена в РФ - прим. Алкеи) знаю - отзывы с фотографией бумажной книги набирают больше лайков, охватов и сохранений, по сравнению с отзывом на электронную книгу, где вместо фото - коллаж с обложкой. 

Читать бумажную книгу многим удобней, чем электронку. Книга после прочтения останется на полке, её можно использовать дальше для составления книжных подборок, съёмок рилс и т.п.

Помимо самой книги, авторы часто добавляют для блогеров приятный и красивый мерч - открытки, закладки, свечи и т.п. (...) 

Думаю, всем понятно, что авторы прилично тратятся и на бумажную книгу, и на её отправку почтой, и на мерч с подарочками в книжных боксах. Вот почему блогеры берут бумажные книги на обзор по бартеру, т.е., пишут отзыв бесплатно.

Отправляя электронную книгу на обзор, автор не тратит ничего. Поэтому блогеры и хотят получить деньги за свою работу - чтение и обзор книги. 

Ну, и последнее. После прочтения, если бумажная книга не зашла, блогер может продать её и выручить деньги. Правда, я всегда расстраиваюсь, когда вижу, что продают с именным автографом мои книги или книги знакомых авторов. И теперь, наученная опытом, уточняю, а так ли сильно блогеру нужна книга с автографом (всё-таки это моё потраченное время на поход на почту и деньги на пересылку) или его устроит книга без автографа, заказанная на самовывоз Лабиринт/Озон/WB.

(Юлия Набокова)

Выводы

Из мнений и позиций писателей и блогеров можно сделать некоторые полезные выводы.

Небольшая ремарка. На сегодняшний день даже именитые авторы, на ряду с сотрудничеством с издательствами, всё чаще публикуют электронные книги самиздатом. А большинство из них и начинали свою деятельность в самиздате и соцсетях. Нельзя думать, что тот, кто сегодня не так знаменит и известен, завтра не окажется новым Набоковым или Булгаковым. Это информация к размышлению читателям. Теперь вернёмся к книжным блогерам.

Самый наипервейший вывод может шокировать. Блогеры хотят за чтение (за приятное для себя времяпрепровождение, за увлечение, по сути) получить двойную, а то и тройную маржу от писателя. Позиция: "я читаю - ты платишь". Задумайтесь, писатели пишут, чтобы самим оплачивать чьи-то увлечения, только потому что эти "юные создания" так решили. Но ведь мы понимаем, что не всякая юная особа, создавая книжный блог, сразу же вкладывает в него деньги, делая площадкой для заработка. Таких - единицы. Любой книжный блог - это первоначально увлечение. А хороший коллекционер, настоящий, готов сам платить за штучный экземпляр того, что он коллекционирует. С книгами то же самое. (Я говорю только о качественных произведениях современников.) Этот вывод, вроде бы напрашивается сам собой из рассуждений блогеров, но он неверный. 

Настоящие книжные блогеры сами покупают множество книг в свои домашние библиотеки, ходят на встречи с писателями за автографами. Это действительно увлечённые люди, и они вызывают уважение. 

Вообразите, что это будет, если сегодня каждый читатель начнёт брать с писателей деньги за прочтение их книг? А некоторые читатели именно так начинают вести блоги - монетизируют увлечение. В этом нет ничего плохого, но надо сначала развить площадку, а потом брать деньги с писателей за рекламу. 

Литературный редактор, критик и литературовед-аналитик имеют моральное право получать деньги за чтение книг, потому что эти профессионалы не читают книги для своего развлечения, они работают с текстами, они и читают-вычитывают книги совсем иным образом. Такое профессиональное чтение естественно оплачивается, но не отдельно, само по себе, а в комплексе работ с текстом.

Блогер крайне редко напишет продающий текст или рецензию на книгу. Для этого должны быть профессиональные компетенции. В большинстве случаев он просто поделится впечатлением. И этого, в общем, достаточно, если прикрепить к обзору в блоге ссылку на книгу. Блогер не обещает нам продаж. Это само собой. Но есть нюансы. 

Многие блогеры именно в данный период времени (возможно, из-за пресыщения) так поверхностны в формулировках, так шаблонны, что отзывы на разные книги похожи один на другой дословно. Отзыв иного блогера ничем не отличается от массы отзывов на любые товары и услуги на маркетплейсах в интернете. Сбивчивые, малограмотные и малосодержательные отклики. 

Редкий блогер напишет развёрнутый комментарий к прочитанной книге или обзор, покажет её всесторонне, даст несколько цитат с подобранной атмосферной эстетикой по книге. Таким, разумеется, почёт и уважение. И заплатить не жалко за грамотную подачу и содержательный отклик на книгу. Особенно, если блогер действительно развивает свой блог или канал, и видно, что у него живая активная аудитория. Это и особый дар, и большие усилия. И заплатишь. Как за хорошую рекламу. Да. Но. Это же надо искать таких блогеров-уникумов среди множества блогеров-халтурщиков! Это ещё один пункт затрат времени писателя в продвижении - поиск блогера. А время, потраченное на поиски, никто не компенсирует, оно будет отнято у писательского процесса, новая книга (та, над которой работаешь) будет стоять колом, пока ты будешь искать блогера-уникума, способного прорекламировать готовую книгу всеохватно.

Не будем забывать, что писатель сегодня сам вынужден создавать обложки. Это либо специальные сервисы, либо нейросети помогают. Но время, потраченное на генерацию картинок в нейросети или на работу в сервисе по созданию изображений, никто не компенсирует. Новая книга (та, над которой ты работаешь сейчас) будет стоять колом, пока ты будешь искать сервис или нейронку, генерировать картинки, а потом всё равно в фотошопе создавать обложку. Ручками, ручками работай, автор! 

Если писатель не может по каким-то объективным причинам сам создать обложку, написать аннотацию к книге, сделать качественную вёрстку и загрузить на сайт самиздата, он обращается, за помощью к профессионалам. 

Посмотрим на пункты затрат писателя перед выходом электронной версии книги. 

Оплата творческого труда художника и/или дизайнера обложки (иногда и иллюстраций, и открыток, и закладок и т.п.). 

Оплата труда редактора и/или корректора над текстом книги.

Оплата помощнику по загрузке готовой книги на сайт (такое тоже возможно, услуга помощника есть у Литрес, например). 

Добавим сюда работу над аудиокнигой (чтец, эффекты, сведение, обложка по формату). 

Плюсуем работу над печатной книгой.

Добавим затраты на вёрстку и печать в типографии. 

Покупка ISBN в некоторых случаях важна для писателя тоже (а при тиражах больше 1000 экземпляров обязательно). Этот пункт входит в издательский портфель, но писатель не всегда идёт в издательство, чаще печатает небольшой тираж в типографии, а в Книжную палату положенные 17 экземпляров книг отсылает сам (это нужно для попадания книг в литературные архивы, центральные библиотеки и литературный музей). 

Добавим сюда ежемесячные затраты писателя на рекламу. 

Кругленькая сумма набегает. Вам не кажется, что писатель сделал для общества и для любителей почитать на досуге или в метро/пробке абсолютно всё, что от него требуется в современном мире, и даже более того?  

Писатель платит блогеру-читателю за отзыв электронной книги, хотя не всегда уверен, что этот отзыв приведёт других читателей. 

Разумеется, реклама, любая, имеет накопительный эффект. Если рассматривать рекламу у блогера как тот же таргет, который похож на рулетку, по сути, то можно закрыть глаза на то, что ты всё равно потратишься на рекламу, так или иначе. Просто вброс денег. На удачу. Чтобы мелькать в медиапространстве, как говорят. Удача, если блогер-уникум и обзор сделает, и мерч покажет с распаковкой, и сториз, и рилз, и ещё отзыв на странице электронной книги оставит. Это работа, за которую лично я готова платить. 

Дарить печатные экземпляры книг раньше было принято только тем, кто находится в первом, близком кругу общения писателя, а также редакторам, издателям, литературным обозревателям и руководителям писательских союзов и объединений при случае (например, если случилось личное знакомство). В новых условиях писателю приходится выбирать, куда в первую очередь направить свою новинку - в Книжную палату (для истории), друзьям, коллегам, редакторам или книжным блогерам для возможности знакомить разные аудитории со своим творчеством. 

Равноценность электронной и печатной книги будет непросто доказать обществу. Даже сейчас, когда абсолютное большинство читающих людей на планете используют все виды электронного формата книг, остаётся предвзятость, что электронка достаётся автору сравнительно недорого (но мы-то знаем, что это не так). А печатная книга приносит блогеру-читателю, двойную и тройную пользу: можно просто почитать что-то новенькое, подаренное, а, оставив отзыв, можно показать себя ("вот, как могу"), можно делать контент в соцсети, в блоге, можно, продать, если станет не нужна (и даже именная дарственная надпись на форзаце не остановит). 

То, что "неудобно и больно" читать электронку, могут жаловаться те, кто, как я, часами читают и сообщения от авторов, и по 100 тысяч знаков с проблемами в день за рабочим столом, редактируя тексты. Все остальные земляне не расстаются с телефонами сутки напролёт и никому не больно, искусственная слеза поселилась в каждом доме. Конечно, больно и неудобно. Но читаем же, хоть тресни, читаем. 

Теперь непосредственно про то, что я увидела у тех блогеров, которые презентуют свои услуги в чатах и соцсетях. Я просмотрела 30 книжных блогов, как начинающих развиваться, так и давно существующих. Сколько бы у них ни было подписчиков, сейчас статистика по просмотрам и лайкам подобного контента (отзыв на книгу) низкая, комментариев немного или нет вовсе (получается, в ленте новостей отзыв мелькнёт пару раз, не более). В новых реалиях нельзяграмы читать-смотреть стали меньше, охваты меньше. Сам отзыв может оказаться шаблонным. Распаковки смотрят чаще, но людям (подписчикам и случайным гостям) в этом случае только мерч интересен. Посмотрят эстетику, а за книгой не бегут (даже переходов на сайт книги может не случиться).

Давая рекламу у блогера, писатель всегда остаётся в слабой позиции, он теряет и книгу, и деньги. Мы искренне называем это "вложением". Но что если снять эти "добрые" очки, розовые ли, тёмные, и посмотреть на реальность, как она есть (привет, Морфеус!). Реклама у блогеров - это та же рулетка. Ради того, чтобы присутствовать хоть одной пяткой в медиапространстве. Делать это следует только в том случае, когда свободные средства в личном бюджете писателя достаточно велики. Стоимость за обзор электронной книги колеблется в среднем от 150 до 300 рублей. Но заказывать их лучше всего регулярно.

В моих глазах некоторые блогеры (не все поголовно, нет, только недобросовестные и чересчур надменные) сильно померкли, "упали в цене" (хотя за свои "труды" просят и 400, и 500 рублей). Но это не значит, что я не готова к сотрудничеству с другими блогерами (да и с писателями на взаимных чтениях и отзывах). Готова. И даже делаю в этом направлении много шагов навстречу. И очень благодарна блогерам, с которыми сотрудничаю. Но я долго и тщательно выбираю, с кем сотрудничать. 

Хочется верить, что увлечённым читателям самим не трудно оставить отклики под электронной книгой (самые простые слова, но искренне, с чувством, от души). Ради этих благодарных читателей и создаются тысячи новых увлекательных историй, рождённые в наших головах и сердцах.

Ваша, 

Светлана Гончаренко (Алкея), 

член Российского союза писателей, Межрегионального союза писателей, руководитель литературного объединения "Книга" г. Краснодар 

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Вот двумя имеющимися руками «за». Подпишусь под каждым словом. Особенно верно о том, что, занимаясь обложками и продвижением, автор теряет ценнейшие минуты, в которые могли быть написаны самые интересные истории. Ну и конечно, о затратах. О немалых затратах для того, чтобы твою интересную, выстраданную историю услышали.