четверг, 18 июля 2019 г.

Волна и утёс. Притча



Далеко-далеко в океане во время прилива родилась волна. Побегав наперегонки со своими подружками, она подняла свой гребень высоко над поверхностью воды и увидела цель движения. Волна собралась с силами и устремилась к берегу, где одиноко стоял каменистый утёс, грея замшелую спину на солнце. 

Увидев утёс, волна подумала: «О, бедный утёс! Как, должно быть, ему одиноко и грустно там, на берегу. Он так угрюмо хмурит брови, наклонившись над водой. Ему даже не с кем поговорить, не то, что поиграть и порезвиться, сверкая брызгами в ласковых лучах солнца. Как он несчастен! Я помогу ему измениться, ведь я молода и энергична».
Так, в благородном порыве сдвинуть утёс с насиженного места волна мчалась к берегу, не жалея сил. Она не знала, какая участь постигнет её там. Кипя пеной, она летела, как ей казалось, на встречу своей судьбе. А южный ветер подбадривал её и дурманил ароматом тропических растений, осыпая пыльцой невиданных ею цветов. Приближаясь к утёсу, волна поднялась ещё выше и, что есть силы, пророкотала: «Здравствуй, утёс!». Но тут она с ужасом заметила, что две предыдущих волны с шумом разбились о прибрежные скалы. «О, нет!..» - только и успела прокричать волна, в тот миг, когда она, стремительно ударившись о каменный бок утёса, осыпала его множеством переливающихся на солнце брызг и исчезла.
Каменное сердце утёса не дрогнуло, и ничего не изменилось. Он, как стоял, так и продолжает стоять, по сей день. Глядя на бегущие в океане волны и на те, что разбиваются у его ног, он размышляет так: «Как мне надоели эти шумные волны с их непостоянным характером. Они всё ещё хотят меня изменить, сдвинуть с места. Но вот все, что им до сих пор удалось, – это выточить небольшой грот в моем боку, не более. Я неизменен. Я – само постоянство, а, значит, я намного лучше всех этих взбалмошных волн».

Как часто мы, люди, бываем похожи на них: одни – на волну, другие – на этот утёс. Кто-то, глядя на окружающих, измеряет их самим собой. Он видит, что они отличаются от него, и прилагает много усилий для того, чтобы подогнать их под собственный стандарт, потому что только свой стиль жизни считает правильным. Но все его усилия напрасны. Они разлетятся, как брызги волн о скалы, так как однажды он непременно столкнётся с холодностью и равнодушием человека из другой категории. Другой же горд, самодоволен и консервативен. Он считает себя хотя бы в чём-то лучше других и по этой причине не желает изменять себя и свой образ жизни, оставаясь одиноким и продолжая убеждать себя в своей уникальности.
Однако ни те, ни другие даже не подозревают, что всякой душе под солнцем определено своё место и предназначение. Поэтому нам не следует быть настолько гордыми, чтобы пытаться изменить кого-то, как будто мы уже до конца постигли смысл нашего бытия и знаем, какой должна быть жизнь каждого человека от начала и до конца. Мы тесно связаны друг с другом, и нам хочется оказывать на ближних какое-то влияние. В этом случае не стоит тратить силы на то, чтобы изменить их, переделать, а употребить эти усилия на то, чтобы сделать для них нечто доброе, полезное – ну, хоть какой-нибудь приятный пустячок. Ведь доброта, подобно пару, конденсируется где-то в небесах и, в конце концов, возвращается к нам дождём ещё большей доброты, участия, тепла, любви, радости – что гораздо благотворнее влияет не только на ближних, но и на нас самих.
И того, кто считает себя ни в ком не нуждающимся, как будто он уже всего достиг в жизни, да и собственный характер его вполне устраивает, потому что ему гораздо удобнее жить одному, осмелюсь попросить вглядеться в себя внимательнее: не покрылся ли ты мхом от своего несгибаемого консерватизма и самодостаточности? Несомненно, постоянство – хорошее качество характера, но оно вовсе не подразумевает бездействие и полное одиночество. Постоянство применимо лишь к деятельному движению и взаимодействию. Нам всё ещё есть к чему стремиться до тех пор, пока мы живы. Сама жизнь наделена движущей силой. Зерно не остаётся лежать в земле, его зародыш прорывает оболочку и тянется вверх, к солнцу, его корень тянется к подземным водам, и оно вырастает в огромное дерево. Из маленькой икринки вырастает большая рыба. Из-под земли бьёт маленький ключ воды, становится родником, а потом от него берёт начало река. Если человек останавливается совсем не для того, чтобы убедиться в правильности выбранного направления, а просто, потому что ему лень, или он уже достиг, чего хотел, и у него нет желания продолжать движение, какую-то работу над собой, то он отказывается от самой жизни, незаметно становясь достоянием смерти. Так он никогда не познает смысла жизни и не ощутит этой радости осмысления бытия.

Вот и каменный утёс так и не понял ничего, потому что в бегущих волнах он ни разу не увидел своё отражение: боясь их брызг, он хмурил брови и плотно сжимал покрытые мхом веки.


Алкея (С.Г.)