Текстология как наука рассматривает текст с точки зрения его истории. Текстология относится к филологическим дисциплинам и рассматривается в тесной связи с теорией и историей литературы, историей и теорией литературной критики, историей и методологией литературоведения. Предлагаю вам научно-познавательный экскурс в текстологию.
Кому могут быть полезны собранные здесь материалы по этой теме? В первую очередь, филологам, литературоведам, а также студентам филологических и журналистских факультетов вузов и всем, кто работает с текстами.
Теоретики текстологии С. А. Венгерова, Н. К. Пиксанова, П. Н. Беркова, С. А. Рейсера, Б. Я. Бухштаба, В. С. Нечаевой, Д. С. Лихачева, Е. И. Прохорова, А. Л. Гришунина и др. определили ее понятийно-терминологический аппарат, сформулировали спорные вопросы, связанные с подготовкой изданий разных типов, реконструкцией текста, его различными аспектами. Рассмотрим только самые важные понятия.
Теоретические аспекты текстологической дисциплины
- «Текстология» как филологическая дисциплина. Научные направления в текстологии.
- Автор в текстологии.
- Понятие «текст».
- «Текстология» как филологическая дисциплина.Научные направления в текстологии
Текстология – филологическая дисциплина, предметом которой является изучение текста произведения и его критическая проверка с целью его интерпретации и последующей публикации. Текстология обобщает принципы, методику и приёмы изучения текста, основываясь на сравнительном, историко-литературном, литературоведческом и книговедческом методах исследования.
Основные объекты и проблемы текстологического исследования связаны с процессами последовательной смены изданий, отражающих наследие автора, со смыслом и содержанием его произведений как исторических форм выражения общественного сознания, явлений культуры (науки, искусства, мировоззрения, идеологии) и отношения общества к ним.
Объектами исследования также являются творческий путь автора, история создания его произведений, взаимосвязь источников их текста, задачи и методы научного рассмотрения текста как историко-литературного явления культуры.
Критика текста (Tekxtkritik - филологическая критика) - прежнее название текстологии, которое достаточно часто используется как синоним. «Критика текста» означает совокупность приёмов и методов оценки произведения, анализа его текста, источников этого текста, их подлинности и точности, а не характеристику качества содержания произведения или его смысла.
В каждой развивающейся филологической дисциплине неизбежно возникают противоположные точки зрения на предмет и основные категории науки. В текстологии до настоящего времени сохраняются диаметрально противоположные воззрения на предмет и задачи текстологии, на то, какое из волеизъявлений автора следует считать безусловно авторитетным. Выделяют эдиционное направление в текстологии и филологическое.
Эдиционное направление в текстологии. Заявило о себе в момент возникновения текстологии как науки. Эдиция (с лат. - издание) - прошедшее научную подготовку издание текстов документов и классических произведений. Эдиционные задачи (подготовить текст произведения к публикации) воспринимались как основные в деятельности учёных 19 века: П.В. Анненкова, В.Е. Якушкина, Н.С. Тихонравова. Но и в 20 веке у этого направления были свои энтузиасты: Б.Я. Бухштаб, Е.И. Прохоров и др.
Основной научно-практической задачей текстологической деятельности в данном направлении является создание критического (научно установленного) текста классического произведения, т.е. текста классического произведения, полученного путем анализа всех известных источников текста произведения: авторской рукописи, копий, черновиков, изданий, публикаций, материалов, связанных с историей написания и выпуска произведения (писем, дневниковых записей, воспоминаний, цензурных материалов, других официальных документов). Этим занимались большинство текстологов в прошлом. И сейчас тоже занимаются.
Основной научно-практической задачей текстологической деятельности в данном направлении является создание критического (научно установленного) текста классического произведения, т.е. текста классического произведения, полученного путем анализа всех известных источников текста произведения: авторской рукописи, копий, черновиков, изданий, публикаций, материалов, связанных с историей написания и выпуска произведения (писем, дневниковых записей, воспоминаний, цензурных материалов, других официальных документов). Этим занимались большинство текстологов в прошлом. И сейчас тоже занимаются.
Филологическое (историко-литературное) направление в текстологии получило большой толчёк к развитию в начале 20 века, когда ученые стали текстологический подход к литературе обосновывать как новый метод историко-литературного изучения произведения. Эту точку зрения разделяют Д.С. Лихачёв, А.Л. Гришунин, С.И. Тимина.
Данное направление основывано на методах сравнительного историко-литературного анализа и всей совокупности фактов истории замысла и написания классического произведения, его изданий или публикаций, работы автора, редактора и других лиц над текстом этого произведения, его замыслом, формами и степенью воплощения данного замысла в авторском оригинале, черновиках, набросках, текстах прижизненных и посмертных изданий или публикаций, установления авторского текста и текста, отражающего посторонние вмешательства, редакторские, корректорские, технические ошибки, случайные опечатки.
- Автор в текстологии
Двойственное понятие «автор» употребляется в текстологии и в значении «автор художественный», принятом в литературоведении, и в специфическом значении, обозначающем творческий замысел, трансформация которого определяет собою тип, направленность и этапы истории текста произведения.
Авторская воля - понятие, обозначающее в текстологии абсолютность приоритета авторского текста, необходимость точного воспроизведения его.
Последняя авторская воля - последний по времени написания или окончательный авторский вариант текста произведения. Он может быть совсем не последним по времени публикации или издания его. Текст этот может быть только один - тот, который установлен в данное время специалистами текстологами. И любое произвольное отклонение от него, даже самое мелкое, недопустимо. Именно поэтому авторская воля для текстологов так называемого филологического направления – критерий выбора текстологом основного текста (произведения, редакции).
Последняя авторская воля - последний по времени написания или окончательный авторский вариант текста произведения. Он может быть совсем не последним по времени публикации или издания его. Текст этот может быть только один - тот, который установлен в данное время специалистами текстологами. И любое произвольное отклонение от него, даже самое мелкое, недопустимо. Именно поэтому авторская воля для текстологов так называемого филологического направления – критерий выбора текстологом основного текста (произведения, редакции).
Юридическая воля автора. Последнее принятое автором решение. Воля писателя. Иногда юридическая воля автора приходит в противоречие с волей автора художественного.
- Понятие «текст»
Классическим текстом, классическим произведением в текстологии принято называть все произведения и тексты покойных авторов, независимо от их места и значения в творчестве писателя, литературном процессе.
В ходе сбора и научного анализа этих документов устанавливается основной текст, т.е. авторитетный текст, наиболее полно раскрывающий последнюю волю автора, содержательный смысл произведения, его литературную форму. В этот текст и вносятся все изменения и поправки по другим источникам текста издаваемого произведения.
В ходе сбора и научного анализа этих документов устанавливается основной текст, т.е. авторитетный текст, наиболее полно раскрывающий последнюю волю автора, содержательный смысл произведения, его литературную форму. В этот текст и вносятся все изменения и поправки по другим источникам текста издаваемого произведения.
Источником текста классического произведения является любой его текст.
Вся совокупность их по времени создания делится на прижизненные и посмертные.
По форме речи - на рукописные и печатные.
К рукописным относятся автографы, беловые тексты, черновики, наброски, планы, копии, списки, издательские оригиналы.
Автограф - текст, написанный рукой автора, напечатанный им на пишущей машинке или компьютере. Автографы - наиболее достоверные источники авторского текста. Но они, к сожалению, достаточно часто уничтожаются. Иногда самим автором. Так, например, Н.М. Карамзин уничтожал все свои рукописи, а А.П. Чехов - черновики. Кроме того, автограф, как правило, отражает ранний этап работы писателя, текст, который затем может быть кардинально и многократно переработан автором.
Беловой автограф - это автограф, отражающий завершающий этап авторской работы над рукописным вариантом текста произведения.
Издательский оригинал - авторская рукопись (беловой автограф), прошедшая издательскую подготовку.
Черновики, планы, наброски - материалы, отражающие промежуточные этапы работы автора над произведением, его текстом, замыслом, композицией.
Список - рукописная или машинописная копия текста произведения, сделанная с копии, но не автором, а другим лицом. Если список просмотрен автором, исправлен, дополнен им или даже подписан, то речь должна идти об авторизованном списке, т.е. о таком, который авторитетен в той же степени, что и автограф.
Копия - рукописное или машинописное воспроизведение текста произведения, сделанное с автографа как с ведома автора, так и без его согласия.
Авторизированная копия - копия, просмотренная автором и подписанная им. Авторитетность источников подобного рода та же, что у автографа, особенно при его отсутствии или отсутствии печатных источников текста.
Наиболее точны механические (электронные, ксеро- и фотографические) копии. Но и они могут содержать ошибки. Фотокопии, например, текст, написанный карандашом, точно передают лишь при определенных условиях съёмки: яркость освещения, угол падения света, угол съёмки, чувствительность плёнки и т.д. Электронные и механические копии могут содержать искажения, вызванные случайными техническими причинами.
Фотоснимки рукописей или автографов, факсимильные воспроизведения их, авторские корректуры относят к рукописным источникам. Они к тому же часто отражают последний этап авторской работы. В древней литературе авторские рукописные источники, как правило, отсутствуют, а запись текста фольклорного произведения может быть очень поздней. Поэтому в данном случае речь идёт о сопоставлении различных текстов, находящихся в сложной системе взаимосвязи, взаимопереходов, взаимодополнений.
К печатным источникам относятся: издания, публикации, корректуры.
По уровню научной подготовки печатные источники делятся на прошедшие и не прошедшие её.
По степени участия автора в выпуске издания или публикации все печатные источники делятся на авторские и те, в которых он не участвовал. В текстологии все источники текста имеют значение. Но степень их значимости различна.
В теории и практике русской текстологии XVIII - XX вв. наиболее авторитетными считались тексты последних прижизненных изданий, которые созданны при участии автора или просмотренные им. В наше время к таковым относятся те из них, по отношению к которым можно утверждать, что они наиболее соответствуют авторскому замыслу, специфике творчества писателя.
Издание, однако, совсем не идеальный способ воспроизведения текста авторского произведения. И само произведение, и текст его могут быть искажены как вмешательством редактора, так и других лиц: рецензента, например. Кроме того, текст может быть испорчен в типографских процессах: наборе, печати, корректуре. Иными словами: издание и печать могут искажать оригинал. Искажения эти имеют объективную природу: в подавляющем большинстве случаев они представляются незначительными и к тому же имеют видимость авторской воли, так что кажется, нет никакого смысла устанавливать и устранять их. На практике же текстологу нередко приходится устанавливать текст на основании ряда источников, находящихся в сложном соотношении, и эти кажущиеся незначительными искажения становятся значительными.
Искажения текста характерны как для древней, так и для новой литературы. Но в первом случае искажения и переделки подчас радикальны, а во втором они, хотя и более многочисленны, но менее значительны и выявляются нередко лишь в ходе специального исследования.
Канон – чаще всего это понятие используется в богослужении и искусстве, обозначая там свод правил, которые не следует нарушать, и образец, которому следует соответствовать. Этот последний смысл и сохраняет текстология, использующая понятие «канон» для обозначения того варианта текста произведения, который находится на вершине иерархии вариантов.
Канонический текст. Текстуальный вариант литературного памятника, который мог бы в полной мере отвечать творческому намерению автора и представлять очищенное от цензурных искажений и всякого рода ошибок произведение литературы в изданиях любого типа. Идеал, к реконструкции которого стремится текстолог. Такой текст, например, содержат издания Библии.
Каноническая редакция. Результат целенаправленного процесса создания автором того текстуального варианта замысла, который будет издан, представлен читателю.
А теперь небольшое "лирическое отступление" для тех, кто сам пишет.
Давайте приостановим экскурс в основные понятия введения в текстологию и задумаемся вот над чем. Когда текстологи в поте лица занимаются изысканием разных рукописей, автографов, черновиков, набросков, авторских планов того или иного произведения, их подробным исследованием, они, вероеятнее всего, в глубине души очень балгодарны наиболее дисциплинированным авторам. Когда автором уничтожеются все документы, черновиви, ранние и поздние редакции своего текста, текстологам очень сложно работать.
Однажды современные авторские тексты тоже станут классикой. Хотим мы того или нет. И кто-то тоже будет изучать наши тексты. Давайте же не будем нерадивыми учениками истории литературоведния и оставим исследователям богатый материал для их не менее творческой работы.
За сим раскланиваюсь.
Продолжение следует.
Иллюстрация: Old book. Basking Ridge Historical Society.
Материалы по теме:
Материалы по текстологии для поступающих в вузы - на специальности журналистика, филология, литературоведение.
Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ
Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий