воскресенье, 27 августа 2017 г.

Прямо о кривом. Анализ стихотворения


Обычно я так не делаю, но всё когда-то бывает в первый раз. Не люблю публиковать у себя на страницах неживые стихи, мертвечинку Рунета. Однако понимаю и то, что раз уж мне дано видеть, чувствовать и понимать Поэзию, надо учить этому и других. Потому буду теперь говорить прямо, на конкретных примерах из сети. 


И пусть авторы не обижаются, что я беру их неумелые творения для разбора полётов, наоборот, хорошо, что эти стихи хоть одна живая душа проанализировала и дала здравую оценку. На ошибках учатся. Особенно, на чужих.

Когда придёшь... (публикуется с сохранением авторской пунктуации, ошибок и опечаток)

Ветра скандалят за окном.
В дому свеча горит дотла.
Ты научись играть с огнём.
Ведь я нарочно,как вода.
Буянит сердце акапель.
По телу мчится лунный свет.
В душе стучит весны капель,
А на вопрос ответа нет.
Ласкает холод с под окна,
А греет нежность твоих рук.
Вчера была ещё одна.
Сегодня нет прошедших мук.
Рука скользит...по телу дрожь...
Я не пьяна,хоть в не понятках...
Ты не останешься?!уйдёшь?...Ну что ж...
Сегодня будешь в моих снах.
Апрель допьёт твоё вино
И проведёт со мною ночь.
А в голове звучит одно :
"Когда придёшь...когда придёшь..."..

Кристина Мартиросян 
Источник текста: страница МСП

Оговорюсь, перед началом анализа, чтобы меня вдруг не обвинили в национализме, поскольку автор является представителем Еревана. У меня нет никакой националистической цели. Я уважаю все народы мира. Данные стихи, представленные на странице МСП, написаны на русском языке как родном. Это не перевод с армянского, т.к. на странице нет на это указаний. Я провела анализ текста, не имея к автору личных претензий. Мои суждения исходят из того, что автор отдавал себе отчёт в написанном, а русский язык это его родной язык или один из двух родных языков, как водится в государствах бывшего СССР (на это указывает использование традиционных русских просторечных выражений). 
Уф... как сложно стало общаться...

Краткий анализ текста стихотворения - "разбор полётов". 

Привожу только самые "перлы" и их интерпретацию, а также советы, как этой проблемы текста избежать в дальнейшем творчестве. Автор вправе не принять мои мысли и умозаключения к сведению и продолжать "изобретать свой велосипед". Тут мои полномочия заканчиваются. 

1. "свеча горит дотла" - вопрос: имеет ли право автор так писать? Свеча горит не дотла. Дотла - значит, до конца, без остатка, полностью. Наречие "дотла" обычно используется с глаголами совершенного вида "сгореть, прогореть, разориться" (словари Ожегова и Даля). Глагол "горит" несовершенного вида: что делает? Это лингвистический момент. 
Тут ещё нужна и житейская наблюдательность. Зажгите свечу (кстати, это очень полезно) и понаблюдайте за ней. Что произойдёт, когда догорит фитилёк? 

В одном из моих Поэтических эфиров я говорила о том, что свеча - это один из важнейших символов поэзии. Поэтому поэт должен хорошо знать, как горит свеча, что происходит физически. Чтобы писать метафизику, необходимо выучить простую физику вещей и явлений окружающего мира, хотя бы на уровне пользователя. Это важно для поэта.  

2. "Ты научись играть с огнём. 
Ведь я нарочно,как вода." 
Где логика? Внутренняя логика даже в абсолютно алогичных стихах всё равно присутствует. И эта логика удерживает неудержимое - поток мыслей и чувств литературного персонажа и автора. Но здесь автор вводит читателя то в огонь, то в воду - буквально - для чего? А не для чего. Это просто автоская слепота. Стихи после написания нужно перечитывать, тогда таких ошибок можно избежать, заметив их и сразу же исправив. 

3. "Буянит сердце акапель" - акапель - это что? неологизм? смысл его каков в контексте, особенно, в сочетании с глаголом "буянит"? Ни один словарь русского языка не знает этого слова. С неологизмами надо быть очень внимательным и осторожным, можно попасть впросак, как в данном случае. Звучит смешно - акапель. Очевидно, автору хотелось сказать акапелла (т.е. без аккомпанемента музыки), но нужна была стойкая рифма к слову "капель" далее, вот и "пошла плясать камаринская". 

Кстати, значение таких слов (специальных терминов из разных областей знания) нужно выясвлять сразу же в момент написания, если ты с ним не знаком достаточно хорошо, но тебе очень хочется нечто эдакое ввернуть в текст, или просто ты слышишь это так. Сразу открывай словарь толковый и думай, подходит множество значений термина к содержанию твоего стихотворения или тебя привлекло только звучание. Если только звук волнует, то надо хорошенько подумать, не будет ли употреблённый термин потом бельмом на глазу твоих стихов. Как в приведённом стихотворении. 

4. "Ласкает холод с под окна" - "деревенское" разговорное "с-под окна" никак не подходит для литературной речи стихотворного текста (да простят меня люди из сельской местности, ничего не имею против любой деревенской разговорной речи, вообще, но в данном случае, это просто безобразие). Тут даже не обсуждается. Про логику молчу (если холод из-под окна может ласкать, то это уже вкусовое, авторское ощущение, от которого меня лично передёргивает). 

5. Метрический сбой и соответственно потеря словесного ударения местоимения: "А греет нежность твОих рук". Метр тянет на себя все ударения, все сильные икты должны стоять на своих местах, сообразуясь заданному метру, и хочешь, не хочешь, метр даёт иннерционное прочтение: а грЕет нЕжность твОих рУк - это 4-стопный ямб, как ни крути (мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил). Та же проблема в стихе: "Сегодня будешь в мОих снах". Скандовка помогает в таких случаях. И опять же перечитывать свои стихи после написания. 

6. "Я не пьяна,хоть в не понятках..." - перебой ритмико-метрический на лицо. И тут явно не всё так просто. Это ключевая фраза. (Пить надо меньше. Это однозначно.)

Честно говоря, я устала от этого стиша. Детский, неумелый, корявый. Рифмы или банальные, избитые до изнеможения (рук/мук), либо никудышние (ночь/придёшь). 

Есть, конечно, один плюс: авторская находка - рифма хорошая (по телу дрожь / уйдёшь? ну, что ж). Это хорошо. Но этого мало для того, чтобы стихотворение состоялось. В нём пока ещё нет сердцебиения, оно мертво, нет скрепляющей ткани, единства формы и содержания. 

Кстати, содержание может быть таким же - до безобразия банальным, но вот если появится в строках хоть на чуток пульс жизни, сразу стихи оживут. Это и есть магия слова, магия под названием Поэзия. 

Комментариев нет: