пятница, 30 декабря 2016 г.

Студенческие стихи декабря. Анализ жюри




19 декабря 2016г. в Краснодарском социально-экономическом институте прошел «Поэтический вечер», на который я была приглашена в качестве эксперта. Уже во второй раз. Не спеша выложить свои впечатления от прочитанных с листа и услышанных из уст авторов стихов, по традиции делюсь послевкусием. 


Мысль должна устояться, я должна понять: нужна она или нет, важна или на неё нет нужды обращать внимание. И вот мои мысли после поэтического вечера уже уложились в определённой последовательности. Чем я вас и порадую. Ну, и, конечно, фотографиями.



Организатор поэтических студенческих посиделок - Александр Горбенко. Он и сам пишет стихи, но на своих вечерах пока их не читает, зато ведущий он замечательный. На этот раз мероприятие проходило в праздничной атмосфере приближающегося Нового года. В состав жюри, кроме меня, вошёл также Кобзев Василий Николаевич (самодеятельный и очень самобытный автор, его стихи читайте ЗДЕСЬ).

С Василием Николаевичем мы немного переговорили до начала конкурса и чтений, чтобы познакомиться. Он работает в институте в охране. Человек это совершенно незаурядный, очень добрый, очень светлый в душе. И стихи у него тоже притягивают своей простотой, прозрачностью, легко читаются.

В этот раз на поэтических чтениях хотя и были новые участники, но всё же выступающих было мало. Всего шесть выступающих, из которых одна девушка только читала, не участвуя в конкурсе стихотворцев. 

Судить предстояло мне одной практически, т.к. Василий Николаевич не очень большой специалист, он просто как хороший слушатель был и, к тому же, не остался до конца мероприятия, потому что ему нужно было вернуться на свой пост. 



Решила проанализировать все стихи по порядку выступления участников, раз уж их так мало было. 

Первым весьма пафосно и раскованно выступал Никита Рудаков. Мысленно окрестила его "герой-любовник". Все девушки сразу растаяли от умиления, увидев его на импровизированной сцене. Никита читал замечательно. Подача у него на высоте, потому что он прекрасно владеет своим голосом, дыханием, умеет "делать паузы в словах", как бы сказал Макаревич. Но вот ещё бы и тексты у него были содержательнее, было бы отлично. 

Тематически оба небольших стихотворения об одном - тема одиночества и компромисса с совестью в вопросах морали. Стихи короткие, альбомные. Им не достаёт ритмической стройности. 

К недостаткам двух стихотворений стоит отнести также и неумелое использование рифм, он чаще пользуется звуковым приближением, холостой рифмой, а при незначительном использовании художественных средств орнаментовки текста это существенный недостаток.

При чтении вслух Никита компенсировал недостатки текстов своей харизмой, но вот читать с листа их совсем неинтересно. Есть, безусловно, парочка авторских находок. Как то...

Начало стихотворения:

Редко мне слышатся крики души,
Время нас делает тише.
То, чем я раньше боялся грешить,
Совесть теперь не услышит.

При всей банальности, казалось бы, рифм, смысловая нагрузка очень даже весомая.

Изменение количества стихов в последней строфе для усиления эмоционального накала:

Вру только верно себе самому,
Что я такой и так легче.
Хочется петь!
Только кому?
Только себе...
Может, подслушает вечер.

Конечно, в приведённой последней строфе много недочётов, но сам факт, что это не просто четверостишие со стандартной схемой рифмовки "абаб", уже хорошо для студента.


Следующей была Давтян Карина. Её я слышу уже второй раз. И скажу, что это стихотворение мне понравилось больше, чем те, что она читала на ноябрьском вечере. Оно более лиричное и ритмически стройное. Стихотворение называется "Полёт". Девушка вообразила себя подобием птицы. Аллегория, фантазия - это хороший признак. Карина на верном пути. И читает она довольно-таки не плохо. Но пока эти стихи не лучшие в её репертуаре. И вот почему.  

Пока ещё слабое слышание автора создают такие вот "зубодробильные" строки: "Замела земной след жёлтой пылью". На звуковом уровне полный диссонанс (ззсжпль). Ну, это поправимо. Нужно просто больше и чаще читать классическую поэзию вслух, прислушиваться к звукописи.

Стихи Карины пока тоже ещё альбомные, они полны трюизмов, бедны лексически и метафоричности в них немного. Звуковой провал : "... облака я руками" (ая). Была и одна ошибка словоупотребления: "Мой путь простирают не розы". Здесь неверно употреблён и согласован глагол "простирать". 

Но у стихотворения есть всё же потенциал, точнее, некоторые находки автора говорят, что она сможет писать неплохие стихи в будущем, если не забросит это увлечение. Вот несколько её находок:

Динамика полёта изображена повтором наречий в нечётных строках второго четверостишия: дальше и дальше, чаще и чаще. Интересное определение - "птицы-скитальцы". Последнее четсверостишие, несмотря на резкость звучания укороченных чётных стихов, по смыслу очень прозрачна и является хорошим заключительным аккордом:

Одолела внезапно печаль,
А реальность вернула из нег.
Я кричу в пустоту: "Ах, как жаль,
Что не может летать человек!"



Екатерина Тарасенко, студентка первого курса факультета журналистики, сдавала три стихотворения на конкурс, читала только одно. Но лучшее из трёх. Я прочу этой девочке большое поэтическое будущее при условии постоянной работы над словом, чтения классики, изучения основ стихосложения. в прошлый раз она должна была занять первое место. Но не смогла выступить. а предложенное ею стихотворение не очень хорошо прочёл однокурсник и оно просто утонуло в потоке стихочтений.

Екатерина владеет поэтическим словом, широко и с размахом пользуется всем арсеналом выразительных средств художественного языка. Её лирика - это настоящая поэзия, которая проистекает из самых глубин юного сердца. Читать и слушать её стихи одинаково приятно. Но на этот раз Кате не хватило умения "вычищать" сорняки из текста. К сорнякам поэтических текстов, как я писала уже много раз относятся "маленькие слова" (наречия, союзы): лишь (трижды употребила на семь строк), только (дважды через пять строк), так (четыре раза по тексту), ведь (единожды, но в начале строки, и без этого "ведь" текст ничего бы не потерял). Я специально тут это всё так выделила для тех, кто особо интересуется стихосложением - учитесь выпалывать эти сорняки. 



Маленькие слова должны быть инструментовкой, только уместными в контексте, их следует употреблять очень осторожно, не злоупотреблять. Большинство начинающих использует эти словечки для выравнивания метрики, чтобы удержать ритм строк. Как вижу эти словечки, щедро рассыпанные по тексту, сразу понимаю - писал начинающий. Конечно, строго судить за это нельзя. Все мы этим грешим периодами. Говорю об этом так подробно, чтобы мы все, пишущие, помнили, как важно тексты редактировать и убирать лишнее, то, без чего стихотворение не будет похоже на заросший сорняками огород или мусорную свалку.

К явным достоинствам стихотворения Кати Тарасенко "Я могу тебе это никогда не сказать" относятся метафоры и цветопись:

...Только лентами алыми, красными
Не вяжи мои руки, Февраль...

Далее по тексту идёт повтор и усиление:

...Не смогу я так лентами красными
Опоясаться вся изнутри...

И ближе к развязке - как бы "выцветание": 

...Но, увы, ленты жёлты и красны
На разлуку наводят хвосты...

Вот этими метафорами автор обогащает простой текст о разлуке с возлюбленным. Казалось бы, тема-то проста и банальна, но читать эти стихи приятно и интересно.

Предпоследним из стихотворцев выступал Александр Винокуров, именующий себя "Александром Сергеевичем" с намёком на великого русского классика. На этот раз Саша нас порадовал фантастической зарисовкой о том, как "Медный всадник" проскакал по современному Петербургу - стихотворение "Ночь медного всадника". Но по содержанию и чисто лексически автору не удалось создать яркий контраст, много трюизмов использовано и есть некий смысловой провал:

...Даже нет Ленинграда -
Новый Санкт-Петербург
До сих пор по заслугам
Для России отрада...

"По заслугам... отрада" - это явно для рифмы, но смысловых акцентов не получилось.

Правда, наблюдается хорошая звукопись, несмотря на то, что это стиховторение написано менее чётко в ритмическом отношении. А звукопись относится к ледяному покрову улиц, скользко и это передано через звуки в разных строках - звуки "л", "ль":

"Вдоль Невы льдом укрытой", "Лошадь билась лихая / В злобе...".

В стихотворении не удалось, прежде всего, ощутить эффект неожиданности, какой-то новизны, очень всё похоже на то, что уже читали много раз про Питер зимой, про всадника медного, ничего особенного не услышалось в этих строках. В таких "фантастических" стихотворных сюжетах именно эффект неожиданности, новизна, какая-то изюминка на десерт должны быть обязательно. Иначе теряется сам смысл их написания. 

Второе стихотворение является стилизацией под старину. Название "Владыка". Здесь всё наоборот - опущение ожидания. Я ждала разоблачения героя, думала долго, что это про какую-то историческую личность, но чем дальше читала, тем больше разочаровывалась. Стилизация явилась просто авторским экзерсисом на тему морализаторства - неминуема расплата за грехи. Конечно, герой не вызывает симпатии, его и стоило наказать. Но всё же лексически Саша не дотянул саму суть стилизации. И всё испортил "козырный туз" - слово не из той эпохи, куда нас пытался "забросить" своими строками автор.

Начало стихотворения уже низводит его до разряда альбомных двумя выражениями "козырный туз" и "свироепый дракон":

Нет тех, кто без страха мне смотрит в глаза,
И всякий приказ мой - священный закон.
В моём рукаве два козырных туза - 
Железная власть и свирепый дракон.

Вместо свирепого дракона следовало раскрыть суть козырного туза другим более прямым определением. Железная власть - это понятно. А что есть свирепый дракон? Метафора, объясняющая метафору, не раскрывает всех "карт", скажем так. А если уже взялся раскрыть суть метафоры "два козырных туза", следует подбирать точные определения.

Вторая часть стихотворения начинается драматично, но неясно по тексту, откуда пришла беда этому "владыке": за что, кто и почему решился его казнить? Т.е. семь строф явно говорят о силе и могуществе грозного владыки, если бы не ошибка в средствах стилизации, я бы подумала, что это Иван Грозный, не меньше. И вдруг после трёх астреикосов (***) продолжение начинается угрозой смерти самому владыке. Да кто бы осмелился над ним учинить расправу, когда его так боялись? Вот это очень слабое место стихотворения - конечные три строфы вкупе с морализаторством обеднили текст окончательно. 

Но есть хорошая находка авторская - это рефрен, звучащий дважды:

... Равны перед смертью и смерды, и знать...

Конечно, Александр хорошо рифмует, не задумываясь о рифмах, у него они укрощены, можно сказать, как цирковые собачки. Ритмика его строк тоже вполне здравая, улавливается хорошо, очень редки сбивки, они почти не заметны из-за богатства метафор, эпитетов, на которые автор не скупится. Но если бы ещё он поработал над содержанием, ушёл от банального поучения, наработал лексику соответствующую, погружающую в контекст исторической эпохи Средневековья, куда он и пытался сделать отсылку - безуспешно, правда. Вот тогда эта стилизация сразу бы заиграла всеми красками и дала нужный эффект. Поэтому у Саши в этот раз первого места не получилось.

Как ни странно, но последним выступал тот, кто в итоге заняло первое место. Это Юрий Неженко. Он читал два стихотворения, первое из которых было очень коротким, но очень лиричным, глубоким и ритмически ровным. В лучших традициях русской поэзии. Коротко и ясно. Как маленькая жемчужинка. А вот второе, хотя и довольно длинное стихотворение "Формула", можно было бы подсократить, но всё же это настоящая находка. 

Автор соединил понятия душевные (любовь, счастье) с  математическими, с понятиями алгебры (формула, функция, уравнение, траектория, категория). Это уже находка для столь юного поэта. А Юра без сомнения станет очень хорошим поэтом. Он не штампует стихи по каким-то лекалам, он просто творит свой мир. Это и есть лирика. Личное, глубокое, своё. 

Этого пишущего стихи паренька я отметила ещё в прошлом месяце. Но он и читал тогда как-то вяло, и со стихотворением у него было несколько проблем по структуре. Хотя отметила для себя его лиричность. Он искренен в стихах, пишет безыскусно, но доходчиво, умеет задеть нужные струны души. А ещё он размышляет. В прошлый раз мы с другими членами жюри дали ему много советов по работе над стихами. Он принял всё к сведению и воплощает на практике. Вот из таких ребят выходят тонкие и глубокие лирики. Поэтому я всем сердцем болею за них. 

Когда все ребята выступили, была музыкальная пауза, а у меня появилась возможность проанализировать всё услышанное и прочитанное, выбрать победителя. Конечно, мнение Василия Николаевича о тех стихах, которые он слышал, я учла. Но к моменту подведения итогов он уже ушёл, пришлось мне одной всё решать. 



Первое место в этот раз от Саши Винокурова ускользнуло само по себе, чему я рада, иначе он зазнается и окончательно перестанет работать, полагаясь на свой "талант" (что впрочем пока сомнительно - талант ли это у него или просто дарование с завышенной самооценкой?). У него ещё всё впереди, дарование есть, надо только работать над собой, над стихами. Мне было не легко сказать это ему. Парень сильно расстроился, что не победил. Но он не маленький мальчик, пройдёт. Надеюсь, это даст ему стимул больше и лучше писать, доказывая себе и остальным всё, что ему хочется доказать.

Все участники поэтических чтений получили именные сертификаты, а также вкусные подарки – душистые мандаринки. Поэтом месяца я объявила Юрия Неженко, студента 1 курса факультета журналистики. Он получил и сертификат участника, и грамоту победителя, а также полезные подарочки. 





Стихотворение
 Юрия Неженко (позволила себе его откорректировать по синтаксису)

Формула

Свершилось, я вывел формулу счастья.
Я принимал в ней неотъемлемое участие,
Но все покатилось не по той траектории -
Родной человек предпочел чужую моей территории.
И она отреклась от меня и моей категории,
Но я уже рифмоплётил на счет этой истории
И мне не охота возвращать себя в эту утопию.
Я вернусь к теме и поведаю формулу сею.

Для человека, наполненного любовью к тому,
Кто полностью отвечает взаимностью ему,
Сам процесс и является истинным счастьем.
Человек забывает о всем, он наполнен страстью.
И для другого человека эта формула равносильна,
И для обоих действует математически стабильно.
Вот вам фокус алгебры: составляем функцию,
С поиском счастья разбираем конструкцию.
В ходе решения данной функции получаем…
Что же есть счастье, сейчас мы узнаем.

Человек по одну сторону уравнения.
По другую тоже - не унять моего удивления.
Что же получается, для счастья истинного
Дайте человеку лишь другого искреннего
И вы увидите настоящего счастливого безумца,
Который не чаял души, не видел конца
В другом человеке, наполненный яркой любовью,
Забывший о всем, с кипящей в сердце кровью.

Но снова вернемся к формуле счастья,
Давайте приглядимся к этой части.
Решая функцию, все прочие вещи друг друга убили,
Кроме счастья и тех, кто полюбили.
Теперь мы видим четкую и ясную картину -
Для большого счастья, затмившего прочую рутину,
Человеку нужен свой человек, которому нужен он.
Выходит, чувства закрывают человека в другом,
Строят вокруг него крепкий любовный кордон.
От сего мира, мир чувств двоих забирает паром,
И счастье у них разливается, как по кабакам ром.
А миг любви, он яркий и сильный, как гром.

Теперь можно громко и смело заявить,
Что формулу счастья удалось мне выявить.
Человеку для счастья - нужен другой.
Искренний в чувствах, нежный и свой.

Но пардон-извините, я должен понять:
Почему многие люди чувств своих не могут унять?
И, вроде, живем мы в открытой общине,
Где можно открыться женщине или мужчине.
Неужто сейчас все вранье превратилось
В сплошную наживу, в эгоизм воплотилось?
Однако, я верю, что счастье вы сможете точно найти,
И встанет вам нужный и свой человек на пути.




Фото: Виктор Тихонов, Екатерина Тарасенко


P.S. Может кому-то покажется, что я проявила предвзятость, пусть так. Я должна была поставить на место всё и всех. Сделать это в одиночку очень трудно. Стихи студентов на этот раз были и лучше, чем в прошлый раз, и, в то же время, очень слабые. Взгляд мой и оценка были сплошной вкусовщиной. Да. Это так. Но знаю, что всё сделала правильно. 

Комментариев нет: