Мой первый в жизни собственный творческий вечер состоялся 26
апреля 2014 года. Эту встречу с аудиторией организовала замечательный человек,
влюблённый в моё творчество и, вообще, в литературу, Марина Григорьевна
Саранская, заведующая библиотекой им. М.Ю. Лермонтова. В библиотеке ежемесячно
проходят встречи женского клуба «Голубка». Вот в одну из таких встреч
пригласили выступить меня с моим собственным творчеством.
До этого я уже была на встрече клуба – это было в марте.
Тогда я прочла стихи о женщине – по случаю приближающегося Международного
женского дня. Мои стихи вызвали живой отклик в сердцах слушателей, ко мне потом
подходили и говорили, что очень понравились стихи. Потом мы с Мариной
Григорьевной организовали и провели две Литературных гостиных по случаю Дня
Поэзии. Послушать о развитии поэзии в библиотеку приходили студенты Краснодарского
гуманитарно-технологического колледжа и строительного колледжа. После одной из
этих гостиных меня пригласили выступить с лекцией в гуманитарно-технологическом
колледже. Читала там лекцию по славянской письменности и её влиянию на развитие
русской литературы.
И вот настал день, когда я могла просто почитать свои стихи
так, как мне это захочется. Я подготовила произведения самых разных направлений
и тематики. Это была и философия, и стихи гражданской лирики, которые пишу «под
маской скомороха». Ещё были стихи семейной лирики. Это моё собственное
направление в поэзии – сама дала ему такое название. Это не просто стихотворные
обращения к челнам семьи, это лирика, раскрывающая суть семейного уклада,
традиции, обряда, возникновения семьи, её таинства, особых отношений, которые
строятся на любви и взаимоуважении; это стихи о членах семьи, о близких и
дальних родственниках, об их влиянии на жизнь отдельно взятого человека и,
отчасти, на жизнь общества. Как всегда не удержалась от слёз, читая стихотворение
«В память о бабушке». С трепетом и радостью прочла впервые на публике
квинтессенцию моей любовно-романтической лирики – цикл стихотворений «Осенний
сон». А это ни много, ни мало двадцать стихотворений разного объёма.
Слушатели, которых было в этот день немного – но это были
самые драгоценные, внимательные слушатели, откликались на каждое стихотворение
то аплодисментами, то тихим одобрением, то шёпотом, то непослушно катящейся по
лицу слезой, а то и замиранием сердец – той самой трепетной тишиною, которую
сам в себе лелеешь до того, как выйдешь в мир, к людям с охапкой новых стихов.
Да, в завершение выступления я спела парочку моих любимых
романсов на стихи Марины Цветаевой. Голос был уже достаточно посажен чтением
вслух, потому на просьбу спеть ещё мне пришлось ответить мягким отказом.
Подустала я. И это была моя любимая усталость – «с чувством выполненного долга».
Одна из слушательниц задала мне интересный, хотя и
традиционный вопрос, но ответ на него у меня вдруг вызвал совершенно необычные
ощущения. Женщина спросила: «Что для Вас является вдохновением? Что Вас
вдохновляет? Это наслаждение природой или общение с интересными людьми,
коллегами по литературе? Или это музыка, а, может быть, живопись?». И я,
практически не задумываясь, ответила, и это был ответ и мне самой на внутренние
вопросы. Я сказала, что всё названное, это то, что составляет для меня сферу
моих постоянных впечатлений. Страсть как люблю впечатления. Жадная до них. Ради
них я готова на разные предприятия, кроме, разумеется, опасных для жизни и
откровенно безрассудных (всё потому что при всей эмоциональности, человек я весьма
рассудочный). Но впечатления – это только повод для моего вдохновения, которое
просто находится во мне. У меня давно создалось ощущение, что вдохновение – это
моё постоянное состояние. Я всегда готова творить. Только дело в том, что не во
всякий момент времени я в состоянии творить непосредственно произведение –
стихи, например. Я никогда не жду особого настроения. Даже порой в самом
отвратительном состоянии души и тела, в болезни, в горе и печали могу сесть и
совершенно неожиданно для самой себя написать жизнерадостное стихотворение или
пару строк в другом ключе, чем моё состояние в этот момент. Иногда стихи просто
просятся на бумагу, буквально чувствую, что если сейчас всё не брошу и не
запишу эти разбушевавшиеся во мне творения, голова просто треснет под их
натиском, а сердце разлетится на куски от нахлынувших чувств. Приходится
выкраивать минутку-другую для творчества. Но, как правило, на это уходит гораздо
больше времени, потому старюсь под вечер или рано-рано утром уединиться и
писать до полного самозабвения. Это и мучительно, и упоительно. Понимание того,
что телу (спине, рукам, глазам с ослабленным зрением, мышцам и суставам) нужен
отдых, да и душе эмоционально и умственно тоже часто в таком напряжении
(особенно после общения в какой-то аудитории) тоже нужно дать покой и
умиротворение, ничего не даёт. Я продолжаю творить до тех пор, пока есть
свободное время и пока все идеи не выплеснуться, не воплотятся в некоем
текстовом виде. Потому я не могу сказать, что меня что-то вдохновляет в плотно-материальном
мире. Я постоянно нахожусь под влиянием вдохновения из мира самых тонких
материй, которые не всегда способна передать словами, они, слова, в этом случае
оказываются тяжеловесными. Вдохновение – это сила творческого духа внутри меня.
Она там постоянно находится и готова в любой миг выйти из-под моего пера тем
или иным произведением.
Ещё меня спросили, подвергаю ли я свои стихи, написанные
ранее, позднейшей обработке, редактированию, не кажется ли мне, что в старых
стихах нужно что-то исправить, дописать, подредактировать. На что я ответила
просто. Всё, что написано ранее – это этап моего становления и личностного, и
творческого. Исправлять нет смысла, для меня все эти стихи уже имеют
законченную форму. Сказать что-то сверх того я могу в совершенно новом
произведении. Но при подготовке тех или иных стихотворений к публикации я,
конечно, подвергаю их редакторской правке. Тут я выступаю сама для себя и
критиком (строгим), и редактором с намётанным глазом. Дело в том, что вот уже
почти тринадцать лет я работаю редактором и корректором. Какие-то штрихи и
нюансы могу отшлифовать в произведении, но не менять его суть. Иногда у меня
появляются варианты, но это бывает крайне редко. Тогда стараюсь оставить и
прежний вариант, и уже новый, чтобы в дальнейшем увидеть то, как я мыслила, как
развивалась моя творческая идея. В основном, просто пишу новые стихи. Тему
можно ведь развивать до бесконечности, полёт фантазии, новаторства необозрим,
неудержим. Для меня это представляется именно так.
По завершении выступления и вопросов из зала мы тесным
кругом ещё какое-то время общались за гостеприимным столом – по кубанскому
обычаю щедрым на лакомства. Я так давно не ела торта, что с удовольствием
поедала стряпню, принесённую добродушными моими слушательницами. Спасибо им!
А ещё меня сильно порадовало появление в библиотеке моей
новой знакомицы, Оли Парфёновой. Ей пришлось проделать немалый путь, чтобы
попасть на мой скромный творческий вечер. Но её появление сказало мне о многом.
Во-первых, о том, что я, скорее всего, уже заняла малюсенький уголочек её
сердца, раз уж она отдала свой личный выходной вечер общению со мной. Это
приятно. Во-вторых, это говорит о том, что молодёжь города небезнадёжна. Если
хоть одной представительнице её удалось увидеть, что если результатом многотрудных
усилий творческого процесса явится такая вот тихая и спокойная атмосфера
взаимного проникновения слушателей и автора в сердечные сферы друг друга, то
значит, не зря все эти усилия, не зря труды, не зря стремление (хоть и кажется
порой, что ты стремишься в никуда в своём творчестве), и плоды не скороспелые,
не гнилые, а вполне зрелые и приятные для сердца и ума.
А слушатели-то были не те, что приходят вальяжно в кафе и
не-кафе, чтобы провести время и потусить в приятной компании за чашкой чая или
бокалом вина. Эти слушатели приходят не слушать порою. Чаще всего в «третьих местах»
можно встретить не-слушателей, т.е. тех, кто желает «на людей посмотреть и себя
показать». И это вполне нормально для таких заведений и встреч. Но вот для автора
было бы самым ценным опытом всё-таки хоть иногда узреть внимательного слушателя,
заглянуть ему в глаза, понять, нашли ли отклик в его душе те слова, которые ты
так старательно (а иной раз и мучительно) подбирал. И сделать это можно в
аудиториях по-скромней. Например, в ветеранском клубе, в студенческой
аудитории, в клубе постоянных читателей библиотеки. Да, для современных литературных
денди это не-бро, не круто и, вообще, все «не» на свете. Но для писателя с умом
и открытой душой, это самое оно. Потому что только тот, кто пришёл тебя
послушать, тебя и услышит. Дерзайте, друзья! А я довольна прошедшим творческим
вечером.
Ваша С.Г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий