воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Творческий вечер в библиотеке им. М.Ю. Лермонтова 26 апреля 2014 года.


Мой первый в жизни собственный творческий вечер состоялся 26 апреля 2014 года. Эту встречу с аудиторией организовала замечательный человек, влюблённый в моё творчество и, вообще, в литературу, Марина Григорьевна Саранская, заведующая библиотекой им. М.Ю. Лермонтова. В библиотеке ежемесячно проходят встречи женского клуба «Голубка». Вот в одну из таких встреч пригласили выступить меня с моим собственным творчеством.



До этого я уже была на встрече клуба – это было в марте. Тогда я прочла стихи о женщине – по случаю приближающегося Международного женского дня. Мои стихи вызвали живой отклик в сердцах слушателей, ко мне потом подходили и говорили, что очень понравились стихи. Потом мы с Мариной Григорьевной организовали и провели две Литературных гостиных по случаю Дня Поэзии. Послушать о развитии поэзии в библиотеку приходили студенты Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа и строительного колледжа. После одной из этих гостиных меня пригласили выступить с лекцией в гуманитарно-технологическом колледже. Читала там лекцию по славянской письменности и её влиянию на развитие русской литературы.


И вот настал день, когда я могла просто почитать свои стихи так, как мне это захочется. Я подготовила произведения самых разных направлений и тематики. Это была и философия, и стихи гражданской лирики, которые пишу «под маской скомороха». Ещё были стихи семейной лирики. Это моё собственное направление в поэзии – сама дала ему такое название. Это не просто стихотворные обращения к челнам семьи, это лирика, раскрывающая суть семейного уклада, традиции, обряда, возникновения семьи, её таинства, особых отношений, которые строятся на любви и взаимоуважении; это стихи о членах семьи, о близких и дальних родственниках, об их влиянии на жизнь отдельно взятого человека и, отчасти, на жизнь общества. Как всегда не удержалась от слёз, читая стихотворение «В память о бабушке». С трепетом и радостью прочла впервые на публике квинтессенцию моей любовно-романтической лирики – цикл стихотворений «Осенний сон». А это ни много, ни мало двадцать стихотворений разного объёма.


Слушатели, которых было в этот день немного – но это были самые драгоценные, внимательные слушатели, откликались на каждое стихотворение то аплодисментами, то тихим одобрением, то шёпотом, то непослушно катящейся по лицу слезой, а то и замиранием сердец – той самой трепетной тишиною, которую сам в себе лелеешь до того, как выйдешь в мир, к людям с охапкой новых стихов.


Да, в завершение выступления я спела парочку моих любимых романсов на стихи Марины Цветаевой. Голос был уже достаточно посажен чтением вслух, потому на просьбу спеть ещё мне пришлось ответить мягким отказом. Подустала я. И это была моя любимая усталость – «с чувством выполненного долга».


Одна из слушательниц задала мне интересный, хотя и традиционный вопрос, но ответ на него у меня вдруг вызвал совершенно необычные ощущения. Женщина спросила: «Что для Вас является вдохновением? Что Вас вдохновляет? Это наслаждение природой или общение с интересными людьми, коллегами по литературе? Или это музыка, а, может быть, живопись?». И я, практически не задумываясь, ответила, и это был ответ и мне самой на внутренние вопросы. Я сказала, что всё названное, это то, что составляет для меня сферу моих постоянных впечатлений. Страсть как люблю впечатления. Жадная до них. Ради них я готова на разные предприятия, кроме, разумеется, опасных для жизни и откровенно безрассудных (всё потому что при всей эмоциональности, человек я весьма рассудочный). Но впечатления – это только повод для моего вдохновения, которое просто находится во мне. У меня давно создалось ощущение, что вдохновение – это моё постоянное состояние. Я всегда готова творить. Только дело в том, что не во всякий момент времени я в состоянии творить непосредственно произведение – стихи, например. Я никогда не жду особого настроения. Даже порой в самом отвратительном состоянии души и тела, в болезни, в горе и печали могу сесть и совершенно неожиданно для самой себя написать жизнерадостное стихотворение или пару строк в другом ключе, чем моё состояние в этот момент. Иногда стихи просто просятся на бумагу, буквально чувствую, что если сейчас всё не брошу и не запишу эти разбушевавшиеся во мне творения, голова просто треснет под их натиском, а сердце разлетится на куски от нахлынувших чувств. Приходится выкраивать минутку-другую для творчества. Но, как правило, на это уходит гораздо больше времени, потому старюсь под вечер или рано-рано утром уединиться и писать до полного самозабвения. Это и мучительно, и упоительно. Понимание того, что телу (спине, рукам, глазам с ослабленным зрением, мышцам и суставам) нужен отдых, да и душе эмоционально и умственно тоже часто в таком напряжении (особенно после общения в какой-то аудитории) тоже нужно дать покой и умиротворение, ничего не даёт. Я продолжаю творить до тех пор, пока есть свободное время и пока все идеи не выплеснуться, не воплотятся в некоем текстовом виде. Потому я не могу сказать, что меня что-то вдохновляет в плотно-материальном мире. Я постоянно нахожусь под влиянием вдохновения из мира самых тонких материй, которые не всегда способна передать словами, они, слова, в этом случае оказываются тяжеловесными. Вдохновение – это сила творческого духа внутри меня. Она там постоянно находится и готова в любой миг выйти из-под моего пера тем или иным произведением.


Ещё меня спросили, подвергаю ли я свои стихи, написанные ранее, позднейшей обработке, редактированию, не кажется ли мне, что в старых стихах нужно что-то исправить, дописать, подредактировать. На что я ответила просто. Всё, что написано ранее – это этап моего становления и личностного, и творческого. Исправлять нет смысла, для меня все эти стихи уже имеют законченную форму. Сказать что-то сверх того я могу в совершенно новом произведении. Но при подготовке тех или иных стихотворений к публикации я, конечно, подвергаю их редакторской правке. Тут я выступаю сама для себя и критиком (строгим), и редактором с намётанным глазом. Дело в том, что вот уже почти тринадцать лет я работаю редактором и корректором. Какие-то штрихи и нюансы могу отшлифовать в произведении, но не менять его суть. Иногда у меня появляются варианты, но это бывает крайне редко. Тогда стараюсь оставить и прежний вариант, и уже новый, чтобы в дальнейшем увидеть то, как я мыслила, как развивалась моя творческая идея. В основном, просто пишу новые стихи. Тему можно ведь развивать до бесконечности, полёт фантазии, новаторства необозрим, неудержим. Для меня это представляется именно так.  


По завершении выступления и вопросов из зала мы тесным кругом ещё какое-то время общались за гостеприимным столом – по кубанскому обычаю щедрым на лакомства. Я так давно не ела торта, что с удовольствием поедала стряпню, принесённую добродушными моими слушательницами. Спасибо им!


А ещё меня сильно порадовало появление в библиотеке моей новой знакомицы, Оли Парфёновой. Ей пришлось проделать немалый путь, чтобы попасть на мой скромный творческий вечер. Но её появление сказало мне о многом. Во-первых, о том, что я, скорее всего, уже заняла малюсенький уголочек её сердца, раз уж она отдала свой личный выходной вечер общению со мной. Это приятно. Во-вторых, это говорит о том, что молодёжь города небезнадёжна. Если хоть одной представительнице её удалось увидеть, что если результатом многотрудных усилий творческого процесса явится такая вот тихая и спокойная атмосфера взаимного проникновения слушателей и автора в сердечные сферы друг друга, то значит, не зря все эти усилия, не зря труды, не зря стремление (хоть и кажется порой, что ты стремишься в никуда в своём творчестве), и плоды не скороспелые, не гнилые, а вполне зрелые и приятные для сердца и ума.


А слушатели-то были не те, что приходят вальяжно в кафе и не-кафе, чтобы провести время и потусить в приятной компании за чашкой чая или бокалом вина. Эти слушатели приходят не слушать порою. Чаще всего в «третьих местах» можно встретить не-слушателей, т.е. тех, кто желает «на людей посмотреть и себя показать». И это вполне нормально для таких заведений и встреч. Но вот для автора было бы самым ценным опытом всё-таки хоть иногда узреть внимательного слушателя, заглянуть ему в глаза, понять, нашли ли отклик в его душе те слова, которые ты так старательно (а иной раз и мучительно) подбирал. И сделать это можно в аудиториях по-скромней. Например, в ветеранском клубе, в студенческой аудитории, в клубе постоянных читателей библиотеки. Да, для современных литературных денди это не-бро, не круто и, вообще, все «не» на свете. Но для писателя с умом и открытой душой, это самое оно. Потому что только тот, кто пришёл тебя послушать, тебя и услышит. Дерзайте, друзья! А я довольна прошедшим творческим вечером.


Ваша С.Г.



Комментариев нет: