вторник, 14 января 2014 г.

Рассуждения о творчестве, премии и возможностях

С благодарностью Провидению за прекрасную возможность выйти к новым горизонтам, а также к широкой читательской аудитории читаю и перечитываю альманах национальной литературной премии «Поэт года 2013» (21-я книга). Это издание предназначено в первую очередь для чтения членами Большого жюри премии, в состав которого, по словам председателя оргкомитета Д. Кравчука, вошли не только профессиональные литераторы, но и представители других творческих профессий, чей авторитет высок в культурной среде. Уверена, это издание читается многими любителями поэзии по всей стране. И для меня, скромного автора из российской глубинки, это шикарная возможность выйти к читающей и думающей части общества на равных с москвичами и питерцами, кто, безусловно, всегда находились в более выгодном положении, если говорить о возможностях авторской самореализации.
Кто наши великие поэты и писатели? Правильно, они все поголовно либо москвичи, либо питерцы, либо выходцы из волостей центральной России. Никогда ещё авторы из Сибири и Дальнего Востока не добивались широкой известности, за редкими исключениями (да и то, они уже всё равно забыты новыми поколениями, их не переиздают). А сейчас, благодаря Премии, организованной Литклубом, мы имеем прецедент другого свойства: все на равных. И мы можем померяться силами.

Решающую роль в определении того, какой ты поэт, всегда играет харизма. Если у тебя не хватает харизмы (а харизма, друзья мои, это когда человека Бог в темечко поцеловал), сколько не тужся, сколько не умножай мастерство и умение, не будут тебя люди читать с упоением и благодарностью, не будут любить.

Хотя мне лично, как поэту, по правде говоря, зачастую всё равно, как к моему творчеству относятся другие люди, важен процесс. Я просто не могу не писать стихов. Хотя не считаю себя плодовитым творцом, пишу потихоньку, как на душу ложится, под настроение. Бывают дни, недели, даже иногда месяцы, когда вовсе не пишу стихов, а только наброски мыслей и ощущений в дневник заношу, а пишу прозу жизни – всё-таки я – журналист, работа требует писать. А бывает, как засяду за писание, так и сыплю стихами дни и ночи напролёт, всё из набросков переработаю и новое наваяю. Бывает. И мне это чрезвычайно нравится. В такие волшебные минуты творения не думаешь о собственном величии или неумелости. Просто захлёбываешься от нахлынувшего вдохновения и всё. Если в такие моменты не писать стихов, можно ведь и с ума сойти, ей-ей. Нужен выплеск, выхлест, просто необходимо высказаться, выложиться на бумагу (кому как, а я предпочитаю по-старинке, на листочках блокнота писать, а уж потом набираю в электронный файл). Хотя, откровенно, – я люблю свои стихи. Они мне дороги, как дети. Честно. Некоторые получились не очень, чтобы очень. Другие мне самой нравятся, будто и не я их вовсе написала, а «некто», и я этого «внутреннего некто» очень уважаю. Стихов со временем становится много. И они буквально просятся выйти на аудиторию. Они, словно требуют, быть услышанными или прочитанными кем-то по-мимо меня самой. Вот тогда-то и встаёт вопрос о публикациях или выступлениях. Только тогда я и начинаю задумываться о том, какой я поэт, являются ли мои произведения отражением эпохи или они откуда-то из будущего и им еще не настало время, буду ли понятой, будут ли эти стихи читать и перечитывать, можно ли их учить наизусть и потом декламировать при случае. Об этом сложно судить самому. Я это только сейчас начинаю понимать. До последнего времени всё как-то просто писала, ни о чём не помышляя, выплёскивалась.


Возраст меняет многое, в том числе, и отношение к тому, что ты делаешь. И мне было приятно, что небольшую подборку моих стихов приняли на соискание Премии «Поэт года 2013». Меня и до этого номинировали на премию, но я отказалась от участия. Я как-то об этом уже высказывалась в своих дневниках и блогах. Сначала не поверила в то, что не только москвичи и питерцы могут быть признаны, потом у меня не было средств для публикации (а занять у друзей постеснялась). Ну, в общем, как-то морально и материально доросла я до этого торжественного момента. И вот в моих руках долго блуждавший по стране в поисках своего адресата, т.е. меня, сборник произведений номинантов Премии (дело в том, что я переехала в другой город, а книжку уже отправили по старому адресу). В этом сборнике есть и мои стихи. Ёлки-палки, здорово! Пусть вынужденно, но всё-таки – меня почитают довольно известные в стране люди. Это замечательно. Конечно, о премии не мечтаю, но вот то, что выпал такой славный шанс быть прочитанной замечательными представителями современности, радует меня до небес! Я не ставлю своей целью коллекционировать разные дипломы и сертификаты, не люблю брать количеством. Предпочитаю качество получаемых ощущений. Это настоящее удовольствие, когда в твоём портфолио есть несколько добротных бумаг, свидетельств определённых достижений – реальных, а не фиктивных. И этот диплом номинанта Премии «Поэт года 2013» – один из них. Он мне самой говорит о многом. Это путь. Путь моей души. И участие в этом непростом мероприятии – одна из важнейших вех. Ведь только сейчас я по-настоящему осознаю себя поэтом. Потому я держу этот альманах в руках и мысленно благодарю всех, кто принял участие в его появлении. И также огромное спасибо каждому автору за смелость. Да благословит вас Господь.

Комментариев нет: