среда, 29 января 2014 г.

Значение альманаха "Поэт года 2013": Продолжение о видовом, жанровом и тематическом разнообразии произведений

Итак, верлибр – стихотворение, не урегулированное ритмом и рифмой. Название происходит от французского «свободный стих». И действительно верлибр ничем не скован. Однако чтобы написать достаточно поэтичный верлибр, нужно немало умения. Тут владение словом и художественными техниками достигает своего апогея. Читаем классиков, а из современников мне нравятся верлибры Андрея Чемоданова.


Тут ведь вот ещё какая штука кроется. Стихи могут быть малосодержательны тематически, но их эмоциональное воздействие на читателя порою так велико, что, казалось бы, самый неказистый стишок до такой степени врезается в память, что ты его просто бубнишь тихонечко себе под нос, и тебе хорошо. И никому не известно, почему хорошо. Да и не надо этого понимать. Просто хорошо и всё. К этому мы ещё вернёмся, когда будем обсуждать отдельно каждого автора. Я покажу вам на примерах такие стихи, которые кажутся на первый взгляд совершеннейшей ерундой и абсолютно избито-простыми-прописными истинами, а читаешь их, и тебе хорошо.

А вот верлибров в нашем альманахе только два. Посредственный и беспомощный верлибр «Мысли в метро» получился у Филиновой О. И абсолютно уместный, логически завершённый, поэтически гармоничный и, вообще, просто очень интересный верлибр мы найдём в поэме Л. Виноградского в 8-й главе – День восьмой. На берегу Кеихяслампи. Я уже упоминала этот верлибр, называя его «облачным атласом». Это и реминисценция, и развёрнутая метафора. Очень занимательная вещь, восходящая к философии и духовному созерцанию.

Если говорить о самых удачных силлабо-тонических стихотворениях (полностью урегулированных, с чередующимися стопами), то тут следует обратиться к отдельным произведениям, а для этого мне потребуется много времени на описания. Потому я пока воздержусь от восторгов, а приберегу их к тому моменту, когда мы будем говорить об отдельных произведениях. Их много и даже очень. Пока лишь отмечу жанровое разнообразие.

Я уже говорила о наличии в альманахе поэм. Это духовно-философская по содержанию поэма «Исповедь» В. Кириенко, хотя сам автор и не называет её поэмой. Далее идёт философская поэма «Карельский дневник» Л. Виноградского и поэма фольклорного стиля «Горный лотос» Н. Меркулова.

Примечательны песня-басня «Дятел и Соловей» И. Юхневич, травести «О Моськах и Слонах» М. Горбатовой, баллада «Шлюха короля» Д. Рудакова, обращение «Луна» М. Борбот, мадригал «Признание в любви» Е. Игошин Поэзия, стихотворение-заговор (фольклорная стилистика) «Заговор на весну» Капочка Капа (О. Школьник), стихотворение-исповедь «Исповедь волчицы» Капочка Капа, стихотворение-диалог «Диалог» М. Навин, стихотворение-гимн «Гимн мечте» И. Юхневич, стихотворение-молитва «Молитва о любимом человеке» Атмана Мукта и «Молитва» И. Юхневич, стихотворение-монолог «Неизвестный монолог Тиля Уленшпигеля» Д. Рудакова, стихотворение-письмо «Открытое письмо» С. Гончаренко и «Письмо из Лондона» О. Сванберг, стихотворение-обращение «Обращение к богам» И. Шумилиной.
Значительную часть стихотворений составляют посвящения. Ну, это всегда так было. И этот альманах примечателен посвящениями городу на Неве, Санкт-Петербургу, их не менее пяти (среди них одна песня и просто стихотворения городской лирики об этом удивительном городе).

А в целом посвящения такие:
«Москве» и «Россиянам» А. Сметанкин,
«Сыну», пригородному посёлку «По дороге в посёлок  Кадала» и «Марине Цветаевой» С. Гончаренко,
«Городу на Неве и Вере Пауданен с любовью посвящается» и «Посвящение Грину» О. Сванберг,
«Парашютистам» Д. Сикорская,
артисту Максу Барских «Там вдруг будет свет…» К. Лацаре,
Короткину В. «Как хорошо, что нет…» и маме «Два крыла» О. Савельева,
 «Маме» М. Борбот,
Петербургу «Питерское настроение» И. Шумилина,
памяти М. Белова «Спаситель» Е. Прогонова,
Льву Пономарёву «Джиу-джитсу» и «Памяти Джованни Фальконе» С. Демиденко,
спектаклю «Встречи на Солярисе» П. Андреев,
В. Высоцкому «Голова сконённая…» и «Поэту-фронтовику» Н. Никова,
Петербургу «А знаешь, Питер, он совсем живой…» В. Романов Треф,
родине «Я люблю тебя, милая Родина…» М. Навин,
альпийскому местечку «Зима на Бодензее» Василич,
Пушкину «Мы все твои потомки, Пушкин…»,
подруге «Ниночка, друженька моя» и Вознесенскому «Случайная встреча» И. Юхневич,
Оксане Картер «Из твоей спины растут цветы» Душа Рыбья (Е. Ермолаева),
Москве «Московский дождь» и «Друзьям» С. Михайлик.

В общем, восемь посвящений обращены к городам, населённым пунктам и к родине в целом. Шесть стихотворений посвящены поэтам и писателям (Цветаева, Грин, Высоцкий, поэт-фронтовик, Пушкин, Вознесенский). 

Теперь поговорим о характере лирики. Приведу здесь только самые удачные произведения в каждом тематическом разделе. На выяснение всяких неточностей в текстах у меня нет ни сил, ни времени. Если стихотворение не соответствует общеэстетическим законам, просто не могу назвать его удачным. На том и стою.

Кстати, об общей эстетике стоит поговорить отдельно, но это будет сделано в специальной статье. Пишущий человек просто обязан понимать какие-то основные понятия эстетики, этики, логики, лингвистики и других сопутствующих нашему словесному творчеству дисциплин науки. Поверьте мне, наука не всегда есть камень преткновения для творчества. Если прислушиваться к тому, что пишут учёные, выбирать полезное из их исследований, которые они проводят не на голом месте, а на материале жизни, можно почерпнуть массу занимательнейших штуковин, которые сделают нашу речь богаче, а стихи ярче. На счёт штуковин, да простят меня учёные, я, конечно, загнула. Имела в виду только важные закономерности, которые мы можем применять, если поймём их суть. Не надо забивать себе голову терминологией.

Итак, в альманахе опубликованы произведения следующих тематических разделов лирики: деревенская, городская, гражданская, гражданско-философская, пейзажная, пейзажно-философская, пейзажно-романтическая (пасторальная), философская, духовно-философская, духовно-религиозная, патриотическая, любовная, романтическая, предметно-бытовая, семейная, метафизическая и мистическая. Т.е. практически все разделы лирики широко представлены. К сожалению, не всегда и не всем авторам удалось до конца раскрыть тему произведения. И я не говорю об эффекте недосказанности, а как раз о том случае, когда само произведение, его форма и содержание «требуют» логического завершения, разъяснения, точки над i. Самые удачные, на мой взгляд, произведения привожу ниже, просто перечисляя, без объяснения, пока, всех их достоинств.

Деревенская лирика:

«Я прижился в забытой деревне» К.В. Никулин, «Я хочу» Н. Меркулов, «Ниночка, друженька моя» И. Юхневич.

Городская лирика:
«Городу на Неве и Вере Пауданен с любовью посвящается» О. Сванберг, «А знаешь, Питер, он совсем живой…», «Дары кленовых листьев в листопады…»  В. Романов Треф, «Встреча с Петербургом» И. Юхневич, «Московский дождь» С. Михайлик, «В этом городе…» Д. Зайцев.
Гражданская лирика:

«О Моськах и Слонах», «Герой нашего времени» М. Горбатова, «Вновь сижу в расшатанном вагоне…» А. Чуев.

Гражданско-философская лирика:

«Памяти Джованни Фальконе» С. Демиденко, «Мир войны» Д. Рудаков.

Пейзажная лирика:

«Тонконогий дождик» Н. Никова, «У реки есть имя» В. Романов Треф, «Заговор на весну» Капочка Капа, «Скоро осень» С. Михайлик.

Пейзажно-философская лирика:

«Как разменная монета» Р. Островская, «Луна» М. Борбот, «По мотивам предстоящей весны», «Голубая вуаль снегопада» Е. Лысенкова-Иванова, «Дождь идёт» М. Навин, «Зима на Бодензее» Василич, «Горизонты неба» И. Юхневич.

Пейзажно-романтическая лирика:

«Не упадёт и лист…» Д. Зайцев.

Философская лирика:

«Мастер и Маргарита» Н. Михеева, «Девушка играла на рояле» А. Чуев, «Похмелье» Василич, «От Васильевского острова» Д. Рудаков.

Духовно-философская лирика:

«К тебе приходила Любовь…» Е. Прогонова, «Запасы прочности» Р. Островская, «Имея разум, волю, память…» Ю. Матюшко, «Неверная» А. Приходько, поэма «Исповедь» В. Кириенко, «Вы все их знаете отлично…» Василич, «Воскресение» Душа Рыбья, «Ни о чём не жалей в этой жизни» Д. Зайцев.

Духовно-религиозная лирика:

«Не тяжело нести свой крест», «Испытание душ» Е. Лысенкова-Иванова, «Как правдивы бывают пророчества…» М. Навин.

Патриотическая лирика:

«Шесть букв» О. Сванберг, «Истинный казак» В. Боровченкин, «Прощание» Н. Меркулов, «Необъятная страна» Е. Игошин Поэзия, «Блокадные сны» В. Романов Треф.

Любовная поэзия:

«Зачем придумали любовь?» И. Шумилина, «Ты моя любовь запредельная» Е. Лысенкова-Иванова, «Без Тебя», «Исповедь волчицы» Капочка Капа.

Романтическая лирика:

«Мне не хватает половинки» К. Лацаре, «Ты уйдёшь», «К тебе я сердцем прикипаю», «Если скажешь…», «Тихо, тихо на душе…» М.Н. Павлов, «Скрипичный ключ» Е. Лысенкова-Иванова, «Звёздные ночи» Н. Меркулов, «В земной любви живут…», «Простое стихотворение о счастье» В. Романов Треф, «Женские тайны» И. Юхневич, «А долгие длинные тени…» Д. Зайцев.

Метафизическая поэзия:

«Цена за беспечность» Е. Лысенкова-Иванова, «Неудачная реанимация» Василич, «Шаги вверх», «Коридоры», «The End» Душа Рыбья, «Зацвела крапива», «Мой палач», «Неизвестный монолог Тиля Уленшпигеля», «Скальды и скальпы» Д. Рудаков.

Мистическая поэзия:

«Света полной луны сияние…» Е. Пономарёва, «Фантом» И. Юхневич.

Семейная лирика:

«Два крыла» О. Савельева, «Ты помнишь, как всё начиналось азартно…» Василич.

Повторюсь. Это только самые удачные произведения. О достоинствах и некоторых, возможно, недостатках произведений альманаха «Поэт года 2013» поговорим позже.


Поскольку в альманахе есть и мои стихи, о них, дражайший читатель, судить не берусь. Я отправила лучшее, на мой взгляд, в тот период времени. Сейчас мною написано ещё больше стихов, среди которых есть и более удачные, чем посланные на соискание премии. Да и за неимением средств я не могла отправить больше произведений. Считаю, что судить о достоинствах и недостатках таковых не мне. Рассудила так: надо отправить метафизическое стихотворение "Мне кажется, что я уже жила...", т.к. это пока что моя лучшая визитная карточка, затем произведение о забытых посёлках в пригородах больших городов – пейзажно-философское "По дороге в посёлок Кадала", острозлободневное стихотворение гражданской лирики "Открытое письмо",  затем стихотворение, как бы поясняющее причину таких моих «зубастых стихов», философское "В сердце моём - дыра...", и напоследок, два стихотворения о самом главном для меня. Это историческая память о непревзойдённом мастере слова – посвящение "Марине Цветаевой" (первое стихотворение из данного цикла на сайте стихи.ру) и посвящение "Сыну", являющиеся стихотворениями философской лирики. Все эти произведения написаны в разные годы: первое и четвёртое – самое свежее в 2013 году, второе и третье – в 2012 году, первое посвящение – в 2008 году, а последнее – в 2012 году. Фактически, внимательный читатель сможет увидеть моё творчество в развитии. Приятного чтения, любезный читатель!

Комментариев нет: