среда, 21 августа 2013 г.

Как я писала свою первую поэму

Расхожее мнение, что поэты пишут свои произведения (как их все неверно называют "стихи") также, как писатели: садятся и думают, думают, думают, а потом разом все пишут и пишут, пока не закончат стихотворение или поэму. Как это все смешно! Не так мы пишем эти пресловутые стихи! Вот я никогда не знаю, что сейчас напишу стихотворение. Просто живу, дышу и внутренняя работа души всегда становится достоянием бумаги.

Никогда не набираю стихи сразу на компьютере. Нет. Сначала блокнот, тетрадь, а зачастую салфетка или любая другая бумага, какая окажется под рукой. Рука должна стать продолжением, видимым продолжением души, охваченной вдохновением. Это невероятнейший процесс! Стихи настигают меня внезапно: то, когда я мою посуду, или готовлю еду, или иду куда-то, или  редактирую чьи-то материалы, а иногда они приходят на грани сна, тогда мгновенно сон пропадает, я вскакиваю с постели и пробираюсь на кухню - записать возникшие в голове строчки. 

Обычно я пишу стихотворения, верлибры, очень редко сонеты. Давно, когда я была еще совсем юной девушкой, попыталась написать поэму, которая называлась "Сердце и Храм". В первой части поэтически обрисовывалось то, как Иисус Христос выгнал всех менял и торговцев из Иерусалимского храма (этот евангельский сюжет называют "Очищение храма"). Когда я приступила к написанию второй части поэмы, где мне хотелось поговорить с читателем о храме сердца человеческого, я поняла, что у меня не хватает поэтического опыта и просто духовной зрелости, чтобы раскрыть эту тему полноценно и гармонично. Я отложила написание поэм до времени. Мне долгое время казалось, что написать поэму я не смогу никогда. И от этого я считала себя не поэтом, а просто сочинителем. И в общем-то, в этом нет ничего обидного, ведь сочинительством я занималась всю свою жизнь, с тех пор, как научилась самостоятельно думать и говорить. Но все же мне хотелось написать что-то большое и серьезное. Идей всегда было много, но поэма никак не писáлась... 

И вот, в прошлом году, в апреле я смотрела как-то вечером телевизор и, как водится, листала каналы. На каком-то канале шла передача, где корреспондент рассказывал об отряде читинских омоновцев и о том, что один их этих ребят проявил настоящее мужество в бою. Так я узнала о подвиге Романа Елизова. В передаче меня больше всего потрясло то, как живут наши российские герои. Друг Романа, как показали, живет с женой и тремя детьми в развалюхе-бараке, топит печку дровами и не имеет никакой надежды на нормальные условия жизни. Меня это так потрясло. Я сразу представила неимоверный контраст: какой-нибудь зажравшийся чинуша сидит сейчас в золотом джакузи с проститутками и жрёт чёрную икру, а настоящий русский богатырь, защитник спокойствия граждан топит печку дровами в бараке и хлебает позавчерашние щи... Как меня резануло по сердцу! Как меня это все пробрало до костей! Я вскочила с дивана, достала тетрадь и записала следующее:


Мы  сидим  в  своих  теплых  квартирах

И  по  телеку  ловим  экстрим.

А  вот  им –  всё! – приказ  командира –

В  боевой  уноситься  мейнстрим…
А потом и вот эти строчки пришли:


…Вышел  приказ:

Путь – на  Кавказ.

Всполох  кровавых  зарниц!

Стаю  волков –

Злобных  клыков

Вышибить  прочь  из  границ!



В  ад  мы  пойдем,

Гадов  найдем,

Только  б  закончилось  все.

А  преступника  мать

Будет  нас  проклинать,

Ведь  мы  сына  сгубили  ее…

Так я начала писать свою поэму. И название ее родилось тут же: Реквием по неотстрелянной пуле. Образ "пуля-жизнь" мне стал близок, когда я писала стихотворение "Эпитафия" в честь Героя России Анатолия Лебедя. В тот раз пуля-жизнь отстрелялась по-полной, Анатолий умер хоть и рано, но все же он сделал многое для Родины. А здесь совсем еще молодой мужчина погиб - на взлете. Не дожил, не долюбил, не доделал много дел в своей жизни. Хотя мог. Потому и такое название. 


На следующий день после первых аккордов будущей поэмы (хотя написанные строки, и я тогда это уже почувствовала, должны были лечь не в начало произведения, а в самый конец) я стала искать информацию о нашем герое - о Романе. Через несколько дней поисков в сети у меня была довольно подробная информация о том, где и как погиб Роман, о читинском отряде ОМОН, о командире и бойцах. Я побывала даже на сайте МВД, узнала, что тогда в 2011 году наши бойцы участвовали в операции по обезвреживанию боевиков, которые подорвали аэропорт Домодедово, а точнее, они обезвредили снабженцев террористов. Мои мысли все время были заняты переработкой данной информации. Внутри все кипело. Хотя жизнь по-прежнему шла своим чередом, я занималась Литклубом, шла работа по набору материалов в моей первый альманах. 


Осенью прошлого (2012-го) года я узнала, что жене Романа - Нине Елизовой вручили его Орден Мужества и ключи от трехкомнатной квартиры. Меня опять резанула по сердцу эта информация. Получается так: чтобы твоя семья получила нормальное жилье, тебе, если ты вояка, дóлжно сдохнуть во время операции по обезвреживанию каких-то ублюдков?! Снова накатила волна возмущения несправедливостью и полетели строки на бумагу:


Что  знаем  мы  о  мужестве  сегодня?

Оно  порою  даже  неприметно,

А  за  него  правительство – извольте –

Ордена  выдает… посмертно…

Так непросто создавалось произведение. Я не писала постоянно. Просто приходили строки, и я записывала. В ноябре прошлого года было написано частично "Послесловие" и записаны самые важные моменты второй и третьей частей поэмы. 

А в январе 2013-го я заболела и заболела серьёзно. Была на грани смерти. И пережитое пограничное состояние помогло мне осознать то, что мог почувствовать наш герой во время той страшной оперции на Кавказе, когда он сам смотрел в глаза смерти... 

Через месяц после того, как у меня обнаружили порок сердца, меня положили в больницу, нужны были еще обследования, делались документы на получение квоты на операцию по закрытию межпредсердной перегородки и нужно было пройти хоть какое-то поддерживающее лечение, т.к. я совсем не могла дышать нормально и слабела день за днем. Там в больнице я многое успела обдумать, в том числе и о поэме. А когда вернулась домой, сразу же за несколько дней записала поэму от начала и до самого конца. Потом мне осталось только отредактировать сам текст. 

Хронология написания поэмы такова:

Начала  писать:  27.04.2012г.,  продолжила  собирать  материалы:  22.07.2012г.,  01.08.2012г..  Продолжила  писать:  20, 21, 22,  23.02.2013г.  (к 22.02.  были  завершены  вступление  и  два  первых  эпизода),  третий  эпизод  писала  и  дорабатывала  первый эпизод  27, 28.02.2013г.,  а  полностью  закончила  писать  06.03.2013г.  Редактировала  12, 13, 15.03.2013г.

Хочу отметить для читателей, что написанная поэма - это художественное произведение, а не точная хронология и достоверная историческая справка о происшествиях, имевших место в реальности. Все написанное это художественный вымысел, основанный на реальных фактах жизни. Все мои герои - это лишь герои произведения. Я просто попыталась воссоздать мысли, чувства и эмоциональные состояния настоящих - живых моих современников.
Поэма - произведение лиро-эпическое, в ней есть место историческим событиям, есть и личное отношение автора к этим событиям и их реальным и вымышленным героям. Есть место и художественому вымыслу, ведь автор всегда реконструирует какие-то события, в которых он сам никогда не мог бы быть участником в силу разных обстоятельств. Автор домысливает, додумывает, интерпертирует явления и события жизни, исторические факты. В этом и состоит работа поэта, в общем-то, как я понимаю. Потому если те, кто реально были участниками таких событий, вдруг найдут в моем произвдении какие-то нестыковки и несоответствия действительности, не обессудьте, это всего лишь произвдеение литературы, а не статья журналистского расследования, где есть место только сухим фактам. Хотя журналист часто брал верх, когда произведение создавалось. Мне очень хотелось рассказать правду о реальном человеке. 

В поэме я только попыталась порассуждать о подвиге конкретного человека, о природе мужества, о характере человека, способного на самопожертвование, о том, как это не просто быть героем ежечастно, и что мы, если задуматься хорошенько, постоянно находимся в состоянии войны. Вот только с кем и на чьей стороне? 

Не уверена пока, что произведение окончательно отредактировано. Думаю, что многие места будут еще шлифоваться и дорабатываться. Потому пока в этом блоге можно прочесть только некоторые части поэмы. Мне хотелось бы доработать произведение, чтобы каждая строка попадала прямо в цель - в сердце читателя. 


Ваша 
Светлана Гончаренко


На фото:
Стелла с именем Романа Елизова в списках погибших сотрудников МВД Забайкальского края.
Жена и дочь Романа Елизова. 

Комментариев нет: