Расхожее мнение, что поэты пишут свои произведения (как их все неверно называют "стихи") также, как писатели: садятся и думают, думают, думают, а потом разом все пишут и пишут, пока не закончат стихотворение или поэму. Как это все смешно! Не так мы пишем эти пресловутые стихи! Вот я никогда не знаю, что сейчас напишу стихотворение. Просто живу, дышу и внутренняя работа души всегда становится достоянием бумаги.
Никогда не набираю стихи сразу на компьютере. Нет. Сначала блокнот, тетрадь, а зачастую салфетка или любая другая бумага, какая окажется под рукой. Рука должна стать продолжением, видимым продолжением души, охваченной вдохновением. Это невероятнейший процесс! Стихи настигают меня внезапно: то, когда я мою посуду, или готовлю еду, или иду куда-то, или редактирую чьи-то материалы, а иногда они приходят на грани сна, тогда мгновенно сон пропадает, я вскакиваю с постели и пробираюсь на кухню - записать возникшие в голове строчки.
Обычно я пишу стихотворения, верлибры, очень редко сонеты. Давно, когда я была еще совсем юной девушкой, попыталась написать поэму, которая называлась "Сердце и Храм". В первой части поэтически обрисовывалось то, как Иисус Христос выгнал всех менял и торговцев из Иерусалимского храма (этот евангельский сюжет называют "Очищение храма"). Когда я приступила к написанию второй части поэмы, где мне хотелось поговорить с читателем о храме сердца человеческого, я поняла, что у меня не хватает поэтического опыта и просто духовной зрелости, чтобы раскрыть эту тему полноценно и гармонично. Я отложила написание поэм до времени. Мне долгое время казалось, что написать поэму я не смогу никогда. И от этого я считала себя не поэтом, а просто сочинителем. И в общем-то, в этом нет ничего обидного, ведь сочинительством я занималась всю свою жизнь, с тех пор, как научилась самостоятельно думать и говорить. Но все же мне хотелось написать что-то большое и серьезное. Идей всегда было много, но поэма никак не писáлась...
И вот, в прошлом году, в апреле я смотрела как-то вечером телевизор и, как водится, листала каналы. На каком-то канале шла передача, где корреспондент рассказывал об отряде читинских омоновцев и о том, что один их этих ребят проявил настоящее мужество в бою. Так я узнала о подвиге Романа Елизова. В передаче меня больше всего потрясло то, как живут наши российские герои. Друг Романа, как показали, живет с женой и тремя детьми в развалюхе-бараке, топит печку дровами и не имеет никакой надежды на нормальные условия жизни. Меня это так потрясло. Я сразу представила неимоверный контраст: какой-нибудь зажравшийся чинуша сидит сейчас в золотом джакузи с проститутками и жрёт чёрную икру, а настоящий русский богатырь, защитник спокойствия граждан топит печку дровами в бараке и хлебает позавчерашние щи... Как меня резануло по сердцу! Как меня это все пробрало до костей! Я вскочила с дивана, достала тетрадь и записала следующее:
Так я начала писать свою поэму. И название ее родилось тут же: Реквием по неотстрелянной пуле. Образ "пуля-жизнь" мне стал близок, когда я писала стихотворение "Эпитафия" в честь Героя России Анатолия Лебедя. В тот раз пуля-жизнь отстрелялась по-полной, Анатолий умер хоть и рано, но все же он сделал многое для Родины. А здесь совсем еще молодой мужчина погиб - на взлете. Не дожил, не долюбил, не доделал много дел в своей жизни. Хотя мог. Потому и такое название.
На следующий день после первых аккордов будущей поэмы (хотя написанные строки, и я тогда это уже почувствовала, должны были лечь не в начало произведения, а в самый конец) я стала искать информацию о нашем герое - о Романе. Через несколько дней поисков в сети у меня была довольно подробная информация о том, где и как погиб Роман, о читинском отряде ОМОН, о командире и бойцах. Я побывала даже на сайте МВД, узнала, что тогда в 2011 году наши бойцы участвовали в операции по обезвреживанию боевиков, которые подорвали аэропорт Домодедово, а точнее, они обезвредили снабженцев террористов. Мои мысли все время были заняты переработкой данной информации. Внутри все кипело. Хотя жизнь по-прежнему шла своим чередом, я занималась Литклубом, шла работа по набору материалов в моей первый альманах.
Осенью прошлого (2012-го) года я узнала, что жене Романа - Нине Елизовой вручили его Орден Мужества и ключи от трехкомнатной квартиры. Меня опять резанула по сердцу эта информация. Получается так: чтобы твоя семья получила нормальное жилье, тебе, если ты вояка, дóлжно сдохнуть во время операции по обезвреживанию каких-то ублюдков?! Снова накатила волна возмущения несправедливостью и полетели строки на бумагу:
Хочу отметить для читателей, что написанная поэма - это художественное произведение, а не точная хронология и достоверная историческая справка о происшествиях, имевших место в реальности. Все написанное это художественный вымысел, основанный на реальных фактах жизни. Все мои герои - это лишь герои произведения. Я просто попыталась воссоздать мысли, чувства и эмоциональные состояния настоящих - живых моих современников.
Поэма - произведение лиро-эпическое, в ней есть место историческим событиям, есть и личное отношение автора к этим событиям и их реальным и вымышленным героям. Есть место и художественому вымыслу, ведь автор всегда реконструирует какие-то события, в которых он сам никогда не мог бы быть участником в силу разных обстоятельств. Автор домысливает, додумывает, интерпертирует явления и события жизни, исторические факты. В этом и состоит работа поэта, в общем-то, как я понимаю. Потому если те, кто реально были участниками таких событий, вдруг найдут в моем произвдении какие-то нестыковки и несоответствия действительности, не обессудьте, это всего лишь произвдеение литературы, а не статья журналистского расследования, где есть место только сухим фактам. Хотя журналист часто брал верх, когда произведение создавалось. Мне очень хотелось рассказать правду о реальном человеке.
В поэме я только попыталась порассуждать о подвиге конкретного человека, о природе мужества, о характере человека, способного на самопожертвование, о том, как это не просто быть героем ежечастно, и что мы, если задуматься хорошенько, постоянно находимся в состоянии войны. Вот только с кем и на чьей стороне?
Не уверена пока, что произведение окончательно отредактировано. Думаю, что многие места будут еще шлифоваться и дорабатываться. Потому пока в этом блоге можно прочесть только некоторые части поэмы. Мне хотелось бы доработать произведение, чтобы каждая строка попадала прямо в цель - в сердце читателя.
Ваша
Светлана Гончаренко
На фото:
Стелла с именем Романа Елизова в списках погибших сотрудников МВД Забайкальского края.
Жена и дочь Романа Елизова.
Никогда не набираю стихи сразу на компьютере. Нет. Сначала блокнот, тетрадь, а зачастую салфетка или любая другая бумага, какая окажется под рукой. Рука должна стать продолжением, видимым продолжением души, охваченной вдохновением. Это невероятнейший процесс! Стихи настигают меня внезапно: то, когда я мою посуду, или готовлю еду, или иду куда-то, или редактирую чьи-то материалы, а иногда они приходят на грани сна, тогда мгновенно сон пропадает, я вскакиваю с постели и пробираюсь на кухню - записать возникшие в голове строчки.
Обычно я пишу стихотворения, верлибры, очень редко сонеты. Давно, когда я была еще совсем юной девушкой, попыталась написать поэму, которая называлась "Сердце и Храм". В первой части поэтически обрисовывалось то, как Иисус Христос выгнал всех менял и торговцев из Иерусалимского храма (этот евангельский сюжет называют "Очищение храма"). Когда я приступила к написанию второй части поэмы, где мне хотелось поговорить с читателем о храме сердца человеческого, я поняла, что у меня не хватает поэтического опыта и просто духовной зрелости, чтобы раскрыть эту тему полноценно и гармонично. Я отложила написание поэм до времени. Мне долгое время казалось, что написать поэму я не смогу никогда. И от этого я считала себя не поэтом, а просто сочинителем. И в общем-то, в этом нет ничего обидного, ведь сочинительством я занималась всю свою жизнь, с тех пор, как научилась самостоятельно думать и говорить. Но все же мне хотелось написать что-то большое и серьезное. Идей всегда было много, но поэма никак не писáлась...
И вот, в прошлом году, в апреле я смотрела как-то вечером телевизор и, как водится, листала каналы. На каком-то канале шла передача, где корреспондент рассказывал об отряде читинских омоновцев и о том, что один их этих ребят проявил настоящее мужество в бою. Так я узнала о подвиге Романа Елизова. В передаче меня больше всего потрясло то, как живут наши российские герои. Друг Романа, как показали, живет с женой и тремя детьми в развалюхе-бараке, топит печку дровами и не имеет никакой надежды на нормальные условия жизни. Меня это так потрясло. Я сразу представила неимоверный контраст: какой-нибудь зажравшийся чинуша сидит сейчас в золотом джакузи с проститутками и жрёт чёрную икру, а настоящий русский богатырь, защитник спокойствия граждан топит печку дровами в бараке и хлебает позавчерашние щи... Как меня резануло по сердцу! Как меня это все пробрало до костей! Я вскочила с дивана, достала тетрадь и записала следующее:
Мы сидим в
своих теплых квартирах
И по телеку ловим
экстрим.
А вот им
– всё! – приказ командира –
В боевой уноситься мейнстрим…
А потом и вот эти строчки пришли:
…Вышел приказ:
Путь – на Кавказ.
Всполох кровавых зарниц!
Стаю волков –
Злобных клыков
Вышибить прочь из
границ!
В ад мы пойдем,
Гадов найдем,
Только б закончилось
все.
А преступника мать
Будет нас проклинать,
Ведь мы сына
сгубили ее…
На следующий день после первых аккордов будущей поэмы (хотя написанные строки, и я тогда это уже почувствовала, должны были лечь не в начало произведения, а в самый конец) я стала искать информацию о нашем герое - о Романе. Через несколько дней поисков в сети у меня была довольно подробная информация о том, где и как погиб Роман, о читинском отряде ОМОН, о командире и бойцах. Я побывала даже на сайте МВД, узнала, что тогда в 2011 году наши бойцы участвовали в операции по обезвреживанию боевиков, которые подорвали аэропорт Домодедово, а точнее, они обезвредили снабженцев террористов. Мои мысли все время были заняты переработкой данной информации. Внутри все кипело. Хотя жизнь по-прежнему шла своим чередом, я занималась Литклубом, шла работа по набору материалов в моей первый альманах.
Осенью прошлого (2012-го) года я узнала, что жене Романа - Нине Елизовой вручили его Орден Мужества и ключи от трехкомнатной квартиры. Меня опять резанула по сердцу эта информация. Получается так: чтобы твоя семья получила нормальное жилье, тебе, если ты вояка, дóлжно сдохнуть во время операции по обезвреживанию каких-то ублюдков?! Снова накатила волна возмущения несправедливостью и полетели строки на бумагу:
Что знаем мы
о мужестве сегодня?
Оно порою даже
неприметно,
А за него
правительство – извольте –
Ордена выдает… посмертно…
Так непросто создавалось произведение. Я не писала постоянно. Просто приходили строки, и я записывала. В ноябре прошлого года было написано частично "Послесловие" и записаны самые важные моменты второй и третьей частей поэмы.
А в январе 2013-го я заболела и заболела серьёзно. Была на грани смерти. И пережитое пограничное состояние помогло мне осознать то, что мог почувствовать наш герой во время той страшной оперции на Кавказе, когда он сам смотрел в глаза смерти...
Через месяц после того, как у меня обнаружили порок сердца, меня положили в больницу, нужны были еще обследования, делались документы на получение квоты на операцию по закрытию межпредсердной перегородки и нужно было пройти хоть какое-то поддерживающее лечение, т.к. я совсем не могла дышать нормально и слабела день за днем. Там в больнице я многое успела обдумать, в том числе и о поэме. А когда вернулась домой, сразу же за несколько дней записала поэму от начала и до самого конца. Потом мне осталось только отредактировать сам текст.
Хронология написания поэмы такова:
Начала писать: 27.04.2012г., продолжила собирать материалы: 22.07.2012г., 01.08.2012г.. Продолжила писать: 20, 21, 22, 23.02.2013г. (к 22.02. были завершены вступление и два первых эпизода),
третий эпизод писала и дорабатывала
первый эпизод 27, 28.02.2013г., а полностью
закончила писать 06.03.2013г. Редактировала 12, 13, 15.03.2013г.
Хочу отметить для читателей, что написанная поэма - это художественное произведение, а не точная хронология и достоверная историческая справка о происшествиях, имевших место в реальности. Все написанное это художественный вымысел, основанный на реальных фактах жизни. Все мои герои - это лишь герои произведения. Я просто попыталась воссоздать мысли, чувства и эмоциональные состояния настоящих - живых моих современников.
Поэма - произведение лиро-эпическое, в ней есть место историческим событиям, есть и личное отношение автора к этим событиям и их реальным и вымышленным героям. Есть место и художественому вымыслу, ведь автор всегда реконструирует какие-то события, в которых он сам никогда не мог бы быть участником в силу разных обстоятельств. Автор домысливает, додумывает, интерпертирует явления и события жизни, исторические факты. В этом и состоит работа поэта, в общем-то, как я понимаю. Потому если те, кто реально были участниками таких событий, вдруг найдут в моем произвдении какие-то нестыковки и несоответствия действительности, не обессудьте, это всего лишь произвдеение литературы, а не статья журналистского расследования, где есть место только сухим фактам. Хотя журналист часто брал верх, когда произведение создавалось. Мне очень хотелось рассказать правду о реальном человеке.
В поэме я только попыталась порассуждать о подвиге конкретного человека, о природе мужества, о характере человека, способного на самопожертвование, о том, как это не просто быть героем ежечастно, и что мы, если задуматься хорошенько, постоянно находимся в состоянии войны. Вот только с кем и на чьей стороне?
Не уверена пока, что произведение окончательно отредактировано. Думаю, что многие места будут еще шлифоваться и дорабатываться. Потому пока в этом блоге можно прочесть только некоторые части поэмы. Мне хотелось бы доработать произведение, чтобы каждая строка попадала прямо в цель - в сердце читателя.
Ваша
Светлана Гончаренко
На фото:
Стелла с именем Романа Елизова в списках погибших сотрудников МВД Забайкальского края.
Жена и дочь Романа Елизова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий