ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) – оригинальные
стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф,
чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы,
палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и т.д.
АКРОСТИХ
АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые
буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого
автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в
поэзии Средневековья. Подробно об акростихе см. в Словаре поэтических терминов,
больше примеров.
Сложнейшее из построений,
Творенье буйного ума.
Искусство слов и их сплетений,
Хроническая, до изнеможений,
Основа трудного письма.
Скупая исповедь поэта,
Летящих в неизвестность фраз;
Осипшая от всех запретов,
Жизнь без притворства и прикрас.
Едва слышна тугому уху,
Незримая полуслепцу.
Инакомыслие для слуха,
Елей лишь сердцу и Творцу.
(И. Блуменфельд)
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им;
Утехой в бедствиях всего бывало боле;
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.
(Нелединский-Мелецкий)
Прозаики от рифмы далеки,
От четкого размера, тайны света,
Эфирного дыхания строки -
Того, что позволяет стать поэтом.
(Семён Цванг)
В ночной тиши сижу один.
Давно уж за полночь. Не спится!..
Остыл и спит во тьме камин.
Холодный чай. Перо.. Страница...
Ночная тьма глядит в окно.
Она лукаво обещает:
"Вот-вот - и явится ОНО!
Его ты жди! Не опоздает!"...
Но нет!.. И чистый лист не тронут.
И сон объял, как темный омут...
Ему придти - не суждено!...
(Вадим Цокуренко)
АЛФАВИТНЫЙ СТИХ
АЛФАВИТНЫЙ СТИХ – стихотворение, в котором каждый стих или
строфа (чаще - двустишие), начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в
алфавитном порядке.
Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище
громил.
Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст
за тыщу.
Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в
ягодицы…
(В. Маяковский)
Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной
молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме
напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с
новой строки и буквы алфавита.
Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...
АНАЦИКЛ
АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) –
форма линейной (иероглифической – где знаком является слово, а не буква)
поэзии; стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать
как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл
читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В
отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка
сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для
эксперементальной поэзии.
Жестоко – раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья
былого,
Мерцанье встречает
улыбки сурово.
Страданье –
Глубоко – глубоко!
Страданье сурово
улыбки встречает…
Мерцанье былого –
виденье качает…
Молчанье, ночное
раздумье, – жестоко!
(В. Брюсов)
Существует еще одна забавная разновидность анацикла, в
котором, если читать слова в обратном порядке, содержание стихотворения
меняется на противоположное. Например, в польском «Перевертыше про девицу» в
пер. С. Святского:
Жила девица рынка недалече,
Слыла красою, не
беспутной речью.
Любила музыку, не
баловство,
Хвалила простоту, не
мотовство.
Чиста была, не блудом
промышляла.
Свой возраст юный не
срамит она,
Хвалой, не поношением
славна.
Приведенные ниже стихи французского поэта Агриппы Д'Обинье
(1552-1630) в пер. Э. Линецкой можно читать и как два трехстопных восьмистишия,
и как одно шестистопное. Трехстопные стихи - это отдельное стихотворение, где
описываются горести любящих. Но если их соединить с шестистопными, получается
стихотворение противоположного смысла, воспевающее счастье любящих.
«Чей здравый смысл угас? – бежит любовных нег,
Тот не боится мук, –
кого прельщает воля,
Мой друг, любовь для
нас – завиднейшая доля -
Несчастье и недуг –
любви не знать вовек.
Отрада всех отрад –
лелеять чаровницу -
Свобода и покой – ну,
это ль не напасть?
Удел стократ благой –
в любовный плен попасть,
Хранить сердечный
хлад – что лечь живым в гробницу».
БЕЛЫЙ СТИХ, БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ
БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов
являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие
своей неповторимой напевностью и мелодичностью:
Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить
одинокому?
Нет у молодца молодой
жены,
Нет у молодца друга
верного.
(А. Кольцов)
Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
(Н. Карамзин)
В каком году -
рассчитывай,
В какой земле -
угадывай,
На столбовой
дороженьке
Сошлись семь мужиков…
(Н.А. Некрасов)
Далёким предком белого стиха был т.н. БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ, к
которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего
периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример
безрифменного стиха:
О том, что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)
Т.о., белые стихи, в отличие о безрифменных, - это
сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций,
игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.
БЕСКОНЕЧНЫЕ СТИХИ
БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ – стихи с кольцевой структурой, где конец
переходит в начало. Всем известен пример: «У попа была собака…». А вот пример
бесконечной басни:
…Сидел на ветке
Как-то глупый
попугай.
И взлетая очень
редко,
Он смеялся с птичьих
стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех,
наверняка!»
И решил он вниз
спуститься,
Сэкономить больше
сил.
Только ж надо так
случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой
клетке
Всё твердит: …
БУРИМЕ
БУРИМЕ (от франц. bouts rimes -"зарифмованные
концы") – сочинение стихов на заранее заданные рифмы, как правило,
шуточного характера. Появились буриме в первой половине XVII века, но особое
распространение приобрело в XIХ — ХХ веке — сначала только в салонах, а затем и
в самых широких кругах (студенты, пенсионеры и др. категории).
Такой вид стихов зародился во Франции. История возникновения
буриме обязана малоизвестному французскому поэту Дюло, который заявил, что написал
300 сонетов, но рукопись потерял. После массовых сомнений публики в таком
большом количестве написанных стихов, Дюло признался, что написал не сами
стихи, а только заготовленные рифмы. После этого его коллеги по перу написали
сонеты на рифмы-заготовки, а новая стихотворная игра вошла в моду и в 17-18 вв.
была довольно популярным салонным развлечением. Наряду с флиртом, пасьянсом,
лото и домино является излюбленным занятием масс, конкурируя даже с занятиями
активными видами спорта.
Александр Дюма в 1864 году объявил конкурс на буриме и издал
сочинённые 350 авторами буриме („Bouts-rimes publies par A. Dumas“, 1865).
Умением писать буриме в России славились В. Л. Пушкин, Д. Д.
Минаев, А. А. Голенищев-Кутузов. Примеры буриме можно найти в книге Н. Ф. Остолопова
«Словарь древней и новой поэзии» (1821). В 1914 году петербургский журнал
«Весна» провёл массовый конкурс буриме.
Буриме пользовалось популярностью у поэтов ХХ века (Бретон,
Элюар, Арагон), а также входило в качестве одного из традиционных заданий в конкурсы
КВН.
В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой
среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои
творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные
минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. По этой
причине жанр буриме особо популярен среди артистов разговорного жанра и
конферанса. Вот показательный пример от Юрия Горного, которому было предложено
4 пары рифм, и который мгновенно выдал замечательный экспромт:
заданные рифмы:
воздух – отдых
игра – топора
недуг – досуг
земля – рубля
Избу не возвести без друга-топора,
И труд иной порою просто отдых,
Работа- радость мне: весёлая игра,
Когда в лицо - удачи свежий воздух.
Болезни я отверг, мне незнаком недуг.
Не трачу на лекарства ни рубля.
Дорогой под ноги мне стелится земля:
Природа для меня - лекарство и досуг.
Неудачные стихотворения исключаются из основного списка, а
плохие рифмы (любовь/кровь, бить/любить) выбрасываются из словаря. «Хорошими»
считаются неожиданные (Айболит / «Общепит») и составные рифмы: «у Манина / ума
нема», «или Жаннет / или же нет» (эти и нижеследующие примеры взяты с первого в
русской сети сайта буриме, существующего с 1995 года).
В беде месье Хамелеон -
Как звать забыл с похмелья он
Жену — Аннет или Жаннет?
Или Же есть, или Же нет?
(Не Пушкин)
Памяти Продовольственной Программы
Там, где воды текут Амура,
Там, где высятся синие горы,
Там, где тучи проходят хмуро -
Не хотят расти помидоры.
(автор неизвестен)
Возможны творческие вариации. Например, если предусмотрено заглавие,
его можно использовать как дополнительную строку текста. Таким образом, можно
сочинять пятистишия, организованные по схеме лимериков:
Старый бомж из далекого края
Плакал, мёд из дупла вынимая:
«Не кусайтесь, шмели,
Я опять на мели…»
И шмели не кусались, внимая.
(Quebec)
ВЕРЛИБР
ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра,
расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их
соизмеримости.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и
духов,
Звонким голосом
И совсем
неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
(А. Блок)
ВОЛЬНЫЙ СТИХ
ВОЛЬНЫЙ СТИХ (чаще – вольный ямб) - свободное чередование
разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих
элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи
разговорной речи.
...Вороне где-то бог
послал кусочек сыру;
На ель ворона
взгромоздясь,
Позавтракать было
совсем уж собралась...
( И.А. Крылов)
ГЕТЕРОГРАММА
ГЕТЕРОГРАММА (равнобуквица) - игра слов, различных по
значению, но сходных по буквенному составу; разновидность каламбура. Основой
гетерограммы может быть как целое предложение, так и всего одно слово. Например:
больше веков – большевиков; не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья. Стихи,
состоящие из гетерограмм - редкое, но весьма интересное явление в поэзии.
Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
(С. Федин)
Ослабел - осла б ел.
(С.Федин)
Наполеон стоял и думал:
Ко злу дорога широка.
На поле он стоял и думал:
Козлу дорога широка.
Зубра сбил -
Зуб разбил
(В. Евлухин)
Нету житья! Снова меч таю —
Не тужить! Я снова мечтаю...
(Валентина Васина)
Да, в ноябре думал,
осмысляя в ночи тайны небес:
«Давно я бреду, мало смысля явно. Читай ныне, бес!».
(Иван Чудасов)
Гетерограммы Дмитрия Авалиани:
Что вы простонете?
Что вы просто не те?
Заказ и нож дали
За казино ждали.
Игру стих, лад открыл,
И грусти хлад от крыл...
Ночи тают, оскудев
Но читаю тоску дев.
Не ЗАКОН - чучело вечное.
Не закончу человечное,
Ибо где точка?
Утро - бабочка,
И Бог - деточка:
Утроба - бочка.
Подробнее о Гетерограмме и каламбурной рифме.
ЗВУКОВОЕ КОЛЬЦО
ЗВУКОВОЕ КОЛЬЦО - четверостишие или стихотворение, в котором
последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а
последняя буква последней строчки - с первой буквой первой.
Давно известно: жизнь - борьба,
А у борьбы - один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод...
(Иван Овчинников)
ЛАБИРИНТ
ЛАБИРИНТ - ещё один жанр визуальной поэзии, часто
рассматриваемый как вариант фигурных стихов; стихи, в которых различные буквы
из различных строк складываются в зашифрованное слово или фразу, образуя
какие-либо линии или геометрические фигуры. Как пример, послание в стихах
Валерия Брюсова Вадиму Шершеневичу, а также акроконструкция Валентина
Загорянского.
ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи
ваДимъ,иэтудальИту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремля:
затмениЕоШибокбудня -
троньискРоюдоболи!
(В. Брюсов)
ЛОГОГРИФ
ЛОГОГРИФ - это усложнённая шарада, основой которой является
метаграмма (слова с различием в одну букву). В примере ниже от слова
"победа" в каждой строчке отнимается по одной букве.
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!
А…
МЕСОСТИХ
МЕСОСТИХ (от греч. mesos – находящийся в середине и stichos
– стих) - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В
отличие от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют буквы,
распололоженные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное
расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или
фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников
русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё
духовное звание и фамилию.
Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.
(Карион Истомин)
МОНОРИМ
МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стих,
построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко
распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам
относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара
Хайяма:
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
(Омар Хайям)
Пример старинного европейского монорима:
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина...
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?
В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских
поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.
Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.
(И.А. Крылов)
Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
(М. Цветаева)
Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном
народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на
звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.
Села Алеся
с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
а на печи грейся.
(русская скороговорка)
Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых
стихотворных памятниках Древней Руси, как например:
Но еже к Богу верою вооружився,
и креста честного силою укрепився,
и молитвами пречистые Богородицы защитився,
и предстательством небесных сил оградився,
и Богу помолився...
("Задонщина", 14 век)
ПАЛИНДРОМ, ПАЛИНДРОМОН
ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos – бегущий обратно) -
стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от
начала к концу и от конца к началу. Жанр экспериментальной поэзии (В. Хлебников
и др.).
О палиндромах, по другому - перевертышах или «рачьих песнях»
(как их называли в России XVII века) слышали, наверное, многие. И все это
благодаря Алексею Толстому, который в своем «Золотом ключике» заставил Буратино
мучиться над написанием «волшебной» фразы: «А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА»
(легенда приписывает авторство этого палиндрома Афанасию Фету). Фраза эта не
совсем логичная и изящная (если Азор – собака, зачем розе падать на собачью
лапу?) до сих пор занимает умы людей и становится поводом для словесной игры.
Но есть и гораздо более изящные и вполне вразумительные палиндромы.
ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) - это текст,
одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу.
Русское название палиндрома - перевертень (реже -
перевёртыш).
Палиндромом может быть как слово, так и целая фраза или даже
стихи, которые одинаково читаются слева направо, и наоборот.
Слова-палиндромы
известны многим: казак, дед, шалаш, ротатор, наворован, комок, потоп, заказ,
тут, летел, кабак, ищи, мадам...
Примеры:
«…Первой жертвой
оказался парень в соломенной шляпе, на велосипеде. «Скрип-скрип», скрипели
педали. Наехав на невидимую верёвку, парень вылетел из седла и шлёпнулся на
дорогу.
– Лапу я отэ огеч и?
– удивился он, сел на велосипед и поехал дальше. «Пиркс-пиркс», скрипели
педали.
Дора-1 и Дора-2
ликовали: верёвка-перевертыш действовала!
Вдруг из-за забора
донёсся жалобный собачий визг. Калитка распахнулась, на пороге появился
мальчик.
– А роза упала на
лапу Азора! – горестно возвестил он и побежал по направлению к аптеке.
Споткнувшись о верёвку, он очутился на земле, тут же вскочил и побежал,
причитая: – А роза упала на лапу Азора!
Лазутчики недоуменно
переглянулись: веревка не сработала».
(А. Семенов
«Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»)
Я иду с мечем, судия!
(Г.Р. Державин),
НАЖАЛ КАБАН НА БАКЛАЖАН,
ТЫ, САША, СЫТ,
НА В ЛОБ, БОЛВАН
АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА
(Н. Булгаков)
НО ТЫ ТОНКА, КАК НОТЫ
ТОН,
АДА ПСАРИ И РАСПАДА
(Н. Лодыгин)
Акула канулА - знаменитый фигурный палиндром Андрея Вознесенского.
Итак, палиндромы – это фразы, которые читаются по буквам
одинаково, как слева направо, так и справа налево. Разрывы между словами, а
также пунктуация и ударения при этом не учитываются. В. Брюсов считал, что
палиндромы придают особый ритм стиху, а В. Хлебников восторженно называл их
«заклятием, двойным течением речи, двояко выпуклой речью». На самом деле
фонетически эта форма беспомощна (т.е., на слух никакую оригинальность мы
воспринять не можем). Да и зрительно палиндромы без предварительного
предупреждения (что это палиндром) заметить очень трудно. Тем не менее, при
первом знакомстве с ними трудно избавиться от удивления и ощущения какого-то
волшебства.
Особенно остро это ощущали в древности, когда палиндромные
фразы казались магическими.
Суперпалиндром - палиндром в виде таблицы; слово или фраза
одинаково читаются по горизонтали и по вертикали в любом направлении.
Самый древний из известных палиндромов был написан именно в
таком виде – таблицей – в IV в.: «SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS» («Сеятель
Арепо с трудом держит колеса»). Впрочем, зачем упорный сеятель держал колеса,
не имело никакого значения для тех, кто рисовал этот палиндром на стенах домов.
Главное было то, что из него можно было составить дивную вещицу – так
называемый магический квадрат. Подробнее о магии палиндрома читайте в материале Магия палиндрома.
Написать палиндромом целое стихотворение очень сложно. Чем
оно длиннее, тем труднее сохранить в нем содержание, связность и красоту. Самый
знаменитый русскоязычный «Перевертень» В. Хлебникова был не совсем неудачным.
Хотя сам В. Хлебников был убежден, что в палиндромной строчке "Чин зван
мечем навзничь" он предрек Первую мировую войну.
Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен
он.
Идем, молод, долом
меди.
Чин зван мечем
навзничь.
Голод, чем меч долог?…
Пал, а норов худ и
дух ворона лап.
А что? Я лов? Воля
отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу
взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Желко поклаж.
Оселок.
Сани плот, и воз зов
и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол гол лог лоз.
И к вам и трем с
Смерти Мавки.
Хлебников установил настоящий поэтический рекорд, написав
целую палиндромную… поэму «Степан Разин» из 350 строк. Впрочем, старания
Хлебникова ничто по сравнению с усердием Жоржа Перека из литературной группы
УЛИПО. Он сложил палиндром (правда, прозаический) из 5 тыс. знаков. Смысла в
этом колоссальном литературном «произведении» еще меньше, чем в поэме о Разине.
И хотя упорству Хлебникова можно позавидовать, КПД такой «поэзии» весьма ничтожен. Но если использовать
палиндромические слова и/или фразы в тексте стихотвореном или прозаическом, это
придает ему некоторый шарм,
загадочность, а иногда комичность, юмористичность.
Написать связный поэтический палиндром, где сохраняется
рифма, очень сложно. Смешной рифмованный палиндром «Казак» получился,
например, у В. Набокова:
Я ел мясо лося, млея…
Рвал Эол алоэ, лавр…
Те ему: «Ого! Умеет
рвать!» Он им: «Я –
минотавр!
Оригинальность искусного и осмысленного перевертня Э.
Скуржинского заключается в том, что читать задом наперед это двустишие надо
полностью, а не построчно:
О шорох, Кате свежо,
Боже, все так
хорошо!.
Почитатели этой формы утверждают, что палиндромные фразы
приобретают особое звучание, ведь в строках повторяются одни и те же буквы. Но
для достижения эффекта звукового повторения совсем не обязательна зеркальная
точность фразы. Прием аллитерации производит тот же самый фонетический эффект,
при этом, используя его, поэт не оказывается прикованным к чугунному ядру
дотошности, не заметной никому, кроме него самого.
Cовременных удачных палиндромов, невзирая на их огромное
количество, не так уж и много. Вот некоторые из них:
Кит на море романтик;
Торт с кофе - не фокстрот;
Не гни папин ген;
Лёша на полке клопа нашёл;
И любит Сева вестибюли;
Уж редко рукою окурок держу;
Удавы рвали лавры в аду;
А муза - раба разума?
(авторы не известны)
Ох и тихо!
Ишак - томен и нем: от каши!..
(willich)
ДОРОГО НЕБО ДА НАДОБЕН ОГОРОД,
ЛЕГ НА ХРАМ, И ДИВЕН
И НЕВИДИМ, АРХАНГЕЛ
(Д. Авалиани)
Муза! Ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум
(Д. Авалиани),
Нам боги много дали - лад, огонь, миг, обман
(В. Невский).
А щи - пища? Я и ты - база бытия; Яд ем как мед я!
Иди, Сеня, не сиди! Йог Антип спит нагой! Весна - шанс Ев!
Гори, печурка, - круче пирог! Тут хорош сыр, крыс шорох тут.
М И Р
И Л И
Р И М
Мир или Рим
Составлять палиндромы - весьма сложное и кропотливое
занятие, но если посчастливится создать удачный и, что самое главное, не
лишённый смысла маленький шедевр, ему будет суждена долгая жизнь, как
образцового представителя этого удивительного жанра.
Некоторые
поэты-экспериментаторы пишут палиндромами целые стихи - палиндромоны – но вряд
ли это можно назвать вершиной мастерства. Такие стихи, как правило, без рифм
или построены на ассонансах. Рифмованные палиндромоны написать чрезвычайно
сложно. Тем более, сложно сохранить «смысловую нагрузку» этих произведений.
ПАНТОРИМ
ПАНТОРИМ – стих, в котором все слова рифмуются. В чистом
виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются
как составные части какого-либо произведения.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)
"Сорвано,
уложено, сколото -
Чёрное надёжное
золото"
(В. Высоцкий)
РЕВЕРС
РЕВЕРС - стихотворение, которое можно читать как сначала
(слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл
сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются
рифмы и может меняться рифмовка.
В образчике ниже четверостишие имеет смежную рифмовку и две
рифмы "твои - и", "твой - шальной". При воспроизведении
стихотворения по словам в обратном порядке (с конца) смежная рифмовка меняется
на перекрёстную, а также происходит смена конечных рифм на "весне -
мне" и "слеза - глаза". Жанр практически не разработан.
Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.
(автор не известен)
РИФМОИД
РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами. Термин
практически не употребляется.
А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо–рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.
(В. Маяковский)
РОПАЛИК
РОПАЛИК или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица,
дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический
стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело
на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы
взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые
стихотворения Из наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в.
н. э.).
Бог Отец, податель
бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте
неусыпных молитвословий...
В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу
строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном)
в каждой строке первое слово - односложное, второе - двусложное, третье -
трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное.
Жизнь - игра желаний
мимолётных,
Есть - пора мечтаний
безотчётных,
Есть, потом, -
свершений горделивых,
Скук, истом, томлений
прозорливых...
(В. Брюсов)
В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один
слог больше. Как пример, - юмористический ропалик "Бдительный
пограничник" .
1 Стой!
2 Видишь -
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не
спится?
7 Хочешь туда,
рожина?
8 Там ведь повсюду
мафия,
9 Кланы и
эксплуатация!
10 Будь патриотом - в
это болото
11 Не лезь!.. без
визы на эмиграцию.
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное
лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы.
Отличительные черты – мелодичность и напевность.
Во дни сомнений, во
дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -
Ты один мне поддержка
и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не
впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить,
чтобы такой язык не был дан великому народу!
(И. С. Тургенев)
ТАВТОГРАММА
ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же самое) - стихотворение,
все слова которого начинаются с одной буквы.
В толковом словаре В.И. Даля приводится следующий пример:
Пётр Петрович пошёл
погулять.
Поймал попугая -
понёс продавать.
Просил полтину –
получил половину.
ТЕЛЕСТИХ
ТЕЛЕСТИХ - стих, в котором последние буквы каждой строки
образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.
КОЛОКОЛ
Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов)
ФИГУРНЫЕ СТИХИ
Фигурные стихи - жанр визуальной поэзии; стихи в виде
какой-либо геометрической фигуры или предмета: треугольника, ромба, конуса,
сердца, звезды, пирамиды, ромба и пр. Фигурные стихи - изобретение
древнегреческих поэтов, позже в своём творчестве к ним обращались поэты
различных эпох и направлений. В России фигурные стихи были популярны в поэзии
Серебряного века и у поэтов-модернистов в начале 20 века.
Фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного
восприятия.
Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия
Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме
яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии
барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные
стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в 17 веке,
когда стихотворная "алхимия" была в большой моде.
В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта,
креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того
времени Симеон Полоцкий. В 18-19 вв. к фигурным стихам обращаются Державин,
Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В
дальнейшем интерес к фигурным стихам проявляют символисты (Брюсов) и модернисты
(Кирсанов, Вознесенский).
В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава,
в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине
высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение в
виде треугольников Апухтина:
Проложен жизни путь
бесплодными степями,
И глушь и мрак... ни
хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы
цепями
И разум, и уста
И даль пред нами
пуста.
И вдруг покажется не
так тяжка дорога,
Захочется и петь, и
мыслить вновь.
На небе звёзд горит
так много,
так бурно льётся
кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!
О, где же те мечты?
Где радости печали,
Светившие нам столько
долгих лет?
От их огней в
туманной дали
Чуть виден слабый
свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)
ПИРАМИДА
Зрю
Зарю
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу,
Но что? - от солнца в ней толь милое блистанье?
Нет! - Пирамида - дел благих воспоминанье.
(Г. Державин)
ФОНТАН
Из пасти льва
струя не журчит и не слышно рыка.
Гиацинты цветут. Ни свистка, ни крика.
Никаких голосов. Неподвижна листва.
И чужда обстановка сия для столь грозного лика,
и нова.
Пересохли уста,
и гортань проржавела: металл не вечен.
Просто кем-нибудь наглухо кран заверчен,
хоронящийся в кущах, в конце хвоста,
и крапива опутала вентиль. Спускается вечер;
из куста
сонм теней
выбегает к фонтану, как львы из чащи.
Окружают сородича, спящего в центре чаши,
перепрыгнув барьер, начинают носиться в ней,
лижут лапы и морду вождя своего. И чем чаще,
тем темней
грозный облик. И вот
наконец он сливается с ними и резко
оживает и прыгает вниз. И все общество резво
убегает во тьму. Небосвод
прячет звезды за тучу, и мыслящий трезво
назовет
похищенье вождя
- так как первые капли блестят на скамейке -
назовет похищенье вождя приближеньем дождя.
Дождь спускает на землю косые линейки,
строя в воздухе сеть или клетку для львиной семейки
без узла и гвоздя.
Теплый
дождь
моросит.
Как и льву, им гортань не остудишь.
Ты не будешь любим и забыт не будешь.
И тебя в поздний час из земли воскресит,
если чудищем был ты, компания чудищ.
Разгласит
твой побег
дождь и снег.
И, не склонный к простуде,
все равно ты вернешься в сей мир на ночлег.
Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.
Так в тюрьму возвращаются в ней побывавшие люди,
и голубки - в ковчег.
(И. Бродский)
ПИРАМИДА-ТРЕУГОЛЬНИК
Я
еле
качая
верёвки,
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре,
знаю, блещет, алея, зарница!
Я и счастлив ею без слов!
(В. Брюсов)
ХОЛОСТЫЕ СТИХИ
ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - стихи с холостой рифмовкой, при которой в
строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие
рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием
отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ, АВАС, ААВА
и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания.
Традицию холостых стихов русские поэты переняли из немецкой
поэзии - с середины 19 в. на русский язык переводилось большое количество
стихов Г. Гейне, применявшего холостую рифмовку. С тех пор холостые стихи стали
привычным явлением в русской поэзии, знавшей до того лишь единичные случаи.
Я, к мачте прислонясь, стоял,
За валом вал считая,
Корабль летит вперёд быстрей, -
Прощай, страна родная!
(Г. Гейне)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)
От германского поэта
Перенять не в силах гений,
Могут наши стихотворцы
Брать размер его творений.
Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне...
(Д. Минаев)
Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
(А.Блок)
Нет, не сдамся: папа-мама,
Дратва-жатва, кровь-любовь,
Драма-рама-панорама,
Бровь, свекровь-морковь... носки!
(Саша Чёрный)
ЦЕНТОН
ЦЕНТОН (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) –
юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных
стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном
из первых строк стихов Пушкина.
Я помню чудное мгновенье -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги , сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.
Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!
ШАРАДА
ШАРАДА (от франц. charade - беседа, болтовня) –
стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.
Начало слова – зверь
морской,
В лесу растёт конец
шарады,
Отгадку в швейной
мастерской
Сошьёт портной вам,
если надо.
(кит + ель = китель)
Комментариев нет:
Отправить комментарий