Анализ
четырех стихотворений из книги «Осенний сезон» В. Тытенко позволил выявить
характерные особенности любовной лирики поэта: аллегоричность, использование обращений, любование
художественным образом героини, балансирование на грани высокого устремления и
падения в любовный омут, поиск нравственных путей в отношениях мужчины и
женщины.
«В саду любви» (мистическая
аллегория, 2009г.), «Жрице любви» (2000г.), «В Дарасунском лесу» (2005г.) и
«Наполняет снег…» (?).
Идеал женщины, который мы видим в этих четырех произведениях, можно определить следующим образом: внешняя красота в гармонии с таинственностью душевных и духовных свойств.
Идеал женщины, который мы видим в этих четырех произведениях, можно определить следующим образом: внешняя красота в гармонии с таинственностью душевных и духовных свойств.
Роль мужчины
в отношениях – рыцарь, верноподданный. Так автор определяет это.
Эпитеты,
описывающие героиню и ее облик: «дивный облик», «мой страстный друг»,
«красочный наряд». Вообще, автор не стремиться дать внешние описательные
характеристики, уделяя большее внимание тому, какое впечатление Прекрасная Дама
производит на своего рыцаря.
Определения
героини: «хозяйка сада», «мой страстный друг», «царица», «тайна», «хозяйка
мира», «жрица любви». Лишь однажды герой-любовник называет свою Прекрасную Даму
другом. В остальных случаях мы видим подчиненное и зависимое отношение героя по
отношению к женщине. Он боготворит ее. Она таинственна, она священнодействует в
отношениях любви, она господствует как хозяйка в саду любовных отношений,
который становится неким обособленным, таинственным миром для героя. Эта
камерность говорит о глубочайшей интимности этих отношений для автора. Он
приоткрывает эти тайны с помощью аллегорий и метафор.
Все
стихотворения представляют нам речь героя от первого лица, что говорит о
достаточно высокой степени авторской рефлексии, возможно, о некоторой
автобиографичности произведений.
Описание
чувств и эмоций героя, связаны с его восприятием женщины, возлюбленной. Это
описание идет через теснейшее переплетение с олицетворениями явлений природы:
«на ложе – розы блеклые», «туманом сонным рассвет накрыл», «качают страсти
волны», «в зрачках мерцает свет, играя с тьмою», «как ночь в объятьях Млечного
пути», «в Дарасунском лесу тишь прохладная», «шли когда-то мы по весне, по
талой», «вечер умирал», «закрывает снег…ровный белый след».
Первые два
стихотворения в аллегоричной форме раскрывают вечную борьбу, страсть влечет
героя в омут любовных утех с головой. Восприятие любовных игр в сознании героя
– это яд, отрава, ад, погибель, бездна, объятья колючих роз, запретный плод. Эти
определения говорят о нравственных метаниях героя, возможно, и самого автора.
Поиск внутреннего ориентира в любви – основная тема этих произведений. Тема
скрытая, потаенная, как для самого автора, так и для читателя. Но постепенно
эта тема начинает обретать осязаемые черты.
Нравственный
ориентир героя пунктирно наметился уже в мистической аллегории «В саду любви»:
со слов «Где за рекой далекой…» дается краткое описание Божьего Царства. Не зря
автор показывает это Царство как нечто лежащее «за далекой рекой». Вода, река –
то чистое, природное, естественное – такая субстанция, которая способна очищать
как тело человека, так и его душу. Вспомним, что вода – это элемент очищения в
таинстве Крещения в христианской традиции. Она означает и жизнь новую, и
переход к этой новой жизни – смерть. Возможно, что образ далекой реки
подсознательно использован для обозначения предела между садом страсти и садом
жизни новой.
«И лишь душа
частицею нетленной
Пыталась в
эту бездну не упасть.»
Балансирование
на грани завершается успокоением, умиротворением.
Стихотворения
«В Дарасунском лесу» и «Наполняет снег…» более спокойные, описательные, в них
нет аллегорий, все ясно и просто – тихое упоение любовью, успокоенное состояние
чувств героев.
«В
Дарасунском лесу» - это стихотворение-воспоминание. Один только раз в этом
стихотворении упоминается «нереальный» персонаж – «добрый леший». Он выступает
неким проводником между настоящим состоянием героя и его прошлым, т.е. теми
приятными воспоминаниями, связанными с этим лесом, ведь именно здесь он
повстречался с возлюбленной. Это воспоминание греет душу, успокаивает и дает
надежду на что-то большее в отношениях. Но появление «лешего» указывает на
некую призрачность отношений. Возможно, в такой художественной форме выразилось
скрытое чувство героя-автора к некой Даме Сердца. Возможно, эти отношения носят
более платонический характер, чем являются реальной страстной связью. На это
так же может указывать «призрачный герой» - леший, который живет в этом лесу,
хранящем для автора приятную тайну.
Стихотворение
«Наполняет снег…» - это своеобразный итог нравственных и любовных поисков
героя-рыцаря. Образы белого снега и белого следа – это спокойствие, чистота.
Образ сгоревшего леса – метафора, как нельзя лучше показывающая выгоревшую от
страсти душу героя. Но снег – божественное явление – все укрывает, покрывает,
искупает. Здесь отразилась вера автора в божественное искупление и полное
очищение после жизненных метаний и долгих поисков совершенного образа любви.
Таким
образом, эти четыре стихотворения дают нам возможность увидеть систему образов
и нравственную сущность любовной лирики Валерия Тытенко.
Светлана
ГОНЧАРЕНКО
На фото: Валерий Васильевич Тытенко выступает перед коллективом детского сада №70, г. Читы в День воспитательного работника, сентябрь 2011г. Читает любовную лирику.
1 комментарий:
Неожиданно и очень тронут. Спасибо автору...
Отправить комментарий