суббота, 23 февраля 2013 г.

Четыре стихотворения о любви к Прекрасной Даме Валерия Тытенко. Анализ текста




Анализ четырех стихотворений из книги «Осенний сезон» В. Тытенко позволил выявить характерные особенности любовной лирики поэта: аллегоричность, использование обращений, любование художественным образом героини, балансирование на грани высокого устремления и падения в любовный омут, поиск нравственных путей в отношениях мужчины и женщины.


«В саду любви» (мистическая аллегория, 2009г.), «Жрице любви» (2000г.), «В Дарасунском лесу» (2005г.) и «Наполняет снег…» (?).


Идеал женщины, который мы видим в этих четырех произведениях, можно определить следующим образом: внешняя красота в гармонии с таинственностью душевных и духовных свойств.


Роль мужчины в отношениях – рыцарь, верноподданный. Так автор определяет это.


Эпитеты, описывающие героиню и ее облик: «дивный облик», «мой страстный друг», «красочный наряд». Вообще, автор не стремиться дать внешние описательные характеристики, уделяя большее внимание тому, какое впечатление Прекрасная Дама производит на своего рыцаря.


Определения героини: «хозяйка сада», «мой страстный друг», «царица», «тайна», «хозяйка мира», «жрица любви». Лишь однажды герой-любовник называет свою Прекрасную Даму другом. В остальных случаях мы видим подчиненное и зависимое отношение героя по отношению к женщине. Он боготворит ее. Она таинственна, она священнодействует в отношениях любви, она господствует как хозяйка в саду любовных отношений, который становится неким обособленным, таинственным миром для героя. Эта камерность говорит о глубочайшей интимности этих отношений для автора. Он приоткрывает эти тайны с помощью аллегорий и метафор.


Все стихотворения представляют нам речь героя от первого лица, что говорит о достаточно высокой степени авторской рефлексии, возможно, о некоторой автобиографичности произведений.


Описание чувств и эмоций героя, связаны с его восприятием женщины, возлюбленной. Это описание идет через теснейшее переплетение с олицетворениями явлений природы: «на ложе – розы блеклые», «туманом сонным рассвет накрыл», «качают страсти волны», «в зрачках мерцает свет, играя с тьмою», «как ночь в объятьях Млечного пути», «в Дарасунском лесу тишь прохладная», «шли когда-то мы по весне, по талой», «вечер умирал», «закрывает снег…ровный белый след».


Первые два стихотворения в аллегоричной форме раскрывают вечную борьбу, страсть влечет героя в омут любовных утех с головой. Восприятие любовных игр в сознании героя – это яд, отрава, ад, погибель, бездна, объятья колючих роз, запретный плод. Эти определения говорят о нравственных метаниях героя, возможно, и самого автора. Поиск внутреннего ориентира в любви – основная тема этих произведений. Тема скрытая, потаенная, как для самого автора, так и для читателя. Но постепенно эта тема начинает обретать осязаемые черты.


Нравственный ориентир героя пунктирно наметился уже в мистической аллегории «В саду любви»: со слов «Где за рекой далекой…» дается краткое описание Божьего Царства. Не зря автор показывает это Царство как нечто лежащее «за далекой рекой». Вода, река – то чистое, природное, естественное – такая субстанция, которая способна очищать как тело человека, так и его душу. Вспомним, что вода – это элемент очищения в таинстве Крещения в христианской традиции. Она означает и жизнь новую, и переход к этой новой жизни – смерть. Возможно, что образ далекой реки подсознательно использован для обозначения предела между садом страсти и садом жизни новой.


«И лишь душа частицею нетленной

Пыталась в эту бездну не упасть.»


Балансирование на грани завершается успокоением, умиротворением.

Стихотворения «В Дарасунском лесу» и «Наполняет снег…» более спокойные, описательные, в них нет аллегорий, все ясно и просто – тихое упоение любовью, успокоенное состояние чувств героев.


«В Дарасунском лесу» - это стихотворение-воспоминание. Один только раз в этом стихотворении упоминается «нереальный» персонаж – «добрый леший». Он выступает неким проводником между настоящим состоянием героя и его прошлым, т.е. теми приятными воспоминаниями, связанными с этим лесом, ведь именно здесь он повстречался с возлюбленной. Это воспоминание греет душу, успокаивает и дает надежду на что-то большее в отношениях. Но появление «лешего» указывает на некую призрачность отношений. Возможно, в такой художественной форме выразилось скрытое чувство героя-автора к некой Даме Сердца. Возможно, эти отношения носят более платонический характер, чем являются реальной страстной связью. На это так же может указывать «призрачный герой» - леший, который живет в этом лесу, хранящем для автора приятную тайну.


Стихотворение «Наполняет снег…» - это своеобразный итог нравственных и любовных поисков героя-рыцаря. Образы белого снега и белого следа – это спокойствие, чистота. Образ сгоревшего леса – метафора, как нельзя лучше показывающая выгоревшую от страсти душу героя. Но снег – божественное явление – все укрывает, покрывает, искупает. Здесь отразилась вера автора в божественное искупление и полное очищение после жизненных метаний и долгих поисков совершенного образа любви.


Таким образом, эти четыре стихотворения дают нам возможность увидеть систему образов и нравственную сущность любовной лирики Валерия Тытенко.



Светлана ГОНЧАРЕНКО

На фото: Валерий Васильевич Тытенко выступает перед коллективом детского сада №70, г. Читы в День воспитательного работника, сентябрь 2011г. Читает любовную лирику. 

1 комментарий:

Unknown комментирует...

Неожиданно и очень тронут. Спасибо автору...