среда, 9 января 2013 г.

Ремесло и вдохновение. Автор - С. Гончаренко

Вот некто в "стихире" написал: "Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками. Применительно к поэзии под ремеслом, прежде всего, следует понимать овладение азами метрики и рифм". Последние несколько лет я изучаю не только метрику и теорию рифм, но много более - весь накопленный прежде опыт поэтики, теорию литературы - в целом. А писать и мыслить образами начала горазо ранее всего этого учения. И, честно говоря, считаю, что теория метров не только не помогает начинаему поэту, но больше всего она пугает и отталкивает его от личной практики поэтического самовыражения. Хотя, безусловно, зрелому поэту теория нужна и полезна. И свои мысли по этому поводу постараюсь обосновать...

Мне проще, я - филолог по образованию, стилистический анализ текста делала тысячи раз еще будучи студенткой, даже экзамен по этому делу сдавала. Но наука сия не была мне в тягость. Мне нравилось копаться в текстах - препарировать Драйзера, Цвейга, Ремарка, Шиллера, Шоу, Гофмана и мн.др. Весь ужас состоит в том, что мы - студенты ин-яза - делали стилистический анализ на немецком и английском языках. Это куда более сложно, чем проанализировать на родном языке и побыстрому все записать. Но зато теорию запомнила на всю жизнь.
Так вот, что касается ремесла, когда я уже стала сознательно писать стихи и прозу, работала я тогда журналистом, редактором, конечно, будучи дотошной стала анализировать не только готовые свои тексты, но и весь процесс творчества. Что заметила? А то, что никогда не пользовалась художественными тропами и приемами сознательно, ни разу не делала упор на метрику и ритмику стиха, отсчитывая нужное количесвто иктов. Все текло откуда-то из-за "зазеркалья" моего воображения, текло само собой. И только, начиная анализировать, всякий раз обнаруживала у себя какие-то "фишки".

Метрика и ритмика, теория рифм иногда помогают мне закончить то или иное незавершонное стихотворение: бывает мысль придет или образ, мне интересно, я играю с ним, как кошка с мышкой, а потом что-то помешает записать все детали, все-таки я еще и мама, и жена, и редактор, так вот стихотворение, а то и просто мысли к нему остаются не законченными. Через время я нахожу их, т.к. люблю копаться в своих дневниках - это мой основной источник вдохновения, кроме любимого томика Цветаевой, конечно. Так вот, когда у меня возникает жгучее желание закончить тот или иной текст, я начинаю заниматься поэтической математикой, прежде всего, я ищу то, чем этот текст хорош - необычная, несвойственная мне рифмовка, ритмика или интонация какая-то особенная, я выявляю закономерности развития этого конкретного текста и даю ему жизнь. Так появляются новые стихи, чаще всего, мне они особенно дороги, потому что в них есть какие-то изюминки и в них вложен определенный труд (я называю это "пот души"). Но внутренне я довольна в таком случае, не тем, что доработала стихи, а тем, что вдохновение даром не пропало! Ведь было вдохновение! Именно благодаря этому потоку неземному ко мне пришли нужные образы и мысли.

А теперь скажу пару слов  о начинающих авторах, которых часто приходилось наблюдать в газете, где я работала, и которых наблюдаю ныне, будучи руководителем РО Русского Литклуба в Чите. Как только молодые люди, да чего там говорить, и умудренные жизнью мои собеседники погружаются в так называемые азы ремесла, у них начинается "закупорка сосудов вдохновения". Ничего доброго из этого не выходит. Человек теряется в этом море терминов, какие-то хорьки-хореи, птеро-дактили страшные, метры-гетры - прости, Господи! Каша в голове. Многие это отмечают. А главное, начинающие, не осилив эту муку-науку, теряют интерес к самой поэзии.

Человека надо приучать к азам науки стихосложения только тогда, когда он до конца проникся поэзией! Его надо тщательно, как коржи для бисквитного торта, пропитать Мандельштамом, Пастернаком, Бальмонтом, Некрасовым, Пушкиным, Батюшковым, Дельвигом, Лермонтовым, Жуковским и прочими гениями поэтического слова. Кроме того, начинающих надо научить слышать и видеть поэзию в прозаическом тексте. Как великолепен Набоков в своих новеллах и коротких рассказах! Как гениален Толской в своих рассказах! И как они поэтичны! А Платонов? Чего стоит один раз прочитать "Чевенгур"? Ты отдашь ему сердце навсегда. Там так много поэзии в прозе. Ищите да обрящете!

Вот только после "поэтической пропитки" начинающий поэт, при этом постоянно практикующий, готов к постижению "азов ремесла". Тут имеет смысл познакомить его с работами великолепного теоретика стиха - Валерия Брюсова. Это, конечно, не все. Но это обобщение накопленного поколениями опыта. И дозировано работать с начинающим - по ступенькам -  спускаться к его собственным стихам, анализируя их вместе с ним, показывая неточности и ошибки, и подниматься по ступеням опыта - к вершинам человеческого гения. Только так можно дать человеку возможность овладеть наукой стихосложения без ущерба его творческому процессу.

Мне теория начала помогать только последние года три. А до этого сколько раз я начинала читать толмуды поэтической науки и терпела фиаско - просто прекращала писать, впадала в уныние. Помогало продолжать терпеть эти муки только жгучее желание преодолеть саму себя, вырваться на свободу из плена собственного невежества и малоопытности.

Так что, не спешите "поверять алгеброй гармонию", как герой знаменитой трагедии Алкесандра Сергеевича, сначала пропитайтесь поэзией мира:

…Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
 Я алгеброй гармонию...


Светлана Гончаренко

Комментариев нет: