воскресенье, 27 января 2013 г.

Роль творчества Г. Граубина в формировании патриотического сознания забайкальцев. Автор - А.Н. Кивлева


В процессе работы с произведениями Г.Р. Граубина необходимо ориентироваться на то, что книга, адресованная детям и подросткам, обогащает их жизненный опыт, способствует воспитанию активной жизненной позиции, является важным фактором в развитии их позитивных интересов...



Его произведения сочетают в себе героическое прошлое нашего края и реальную повседневность, дают возможность в процессе творческого чтения и восприятия, вырабатывать у школьников художественный вкус, способность верно судить об искусстве слова.


Читатель любого возраста испытывает эстетическое наслаждение, удовлетворение, стихи и романы Георгия Рудольфовича не только привлекают наше внимание, но и радуют тем, что наш земляк создал картину исторического прошлого и современной действительности. Читая их, мы понимаем, что автор постоянно чувствовал читателя, а его мысли, образы становились общими. Главным критерием и писателя, и читателя стала возможность прочитать, увидеть, услышать, почувствовать, понять и откликнуться.

Следует отметить, что поэт не только интересен, но и увлекателен, запоминается надолго, восхищает умением вести диалог с читателем, со слушателем, делая их своими единомышленниками. В результате такого общения человек приобретает устойчивое личное отношение ко всему, что встречается в его жизни.


Поражает то, что созданию каждого произведения предшествовал жизненный опыт, переживания автора, его неистребимая потребность поделиться всем этим с другими. Читая любое произведение Георгия Граубина,  сопереживаешь, заинтересованно осваиваешь всеми своими чувствами.


Психологически, духовно читатель и слушатель как бы повторяет то, что пережил, передумал, осознал и освоил сам автор, стремится разгадать секрет, задуманный писателем, почувствовать близость своего понимания к авторскому.


Задача учителя, библиотекаря состоит в том, чтобы заронить в душу школьника искру горячей любви к литературе, чтобы она стала постоянным спутником и другом, советчиком и наставником, источником радости и наслаждения на всю долгую жизнь.


Моим ученикам надолго запомнилась встреча с Георгием Рудольфовичем, о чем свидетельствуют строки из их сочинений.

  
Сергей С.: « Нам эта встреча очень понравилась. Мы рассказывали поэту о себе, а он нам – о себе, о своем веселом детстве. Много шутил, отвечал на наши многочисленные вопросы».


Дмитрий Н.: « В процессе встречи я узнал, что Георгий Рудольфович побывал не только во многих городах России и бывшего СССР, но и в Африке, Южной Америке. И я понял, что это – хороший человек, который написал много книг о нашей малой родине».

  
Ольга М.: « И вот настал долгожданный день. Все знали, что к нам должен приехать замечательный поэт Георгий Граубин. Он появился неожиданно и сразу завладел нашим вниманием. Читая его стихи, я даже не могла представить, что это пожилой человек. Для меня он был почти ровесником. Он рассказал нам много интересных историй и мы узнали, что первый стишок он написал в шесть лет, а над знаменитой книгой «Четырехэтажная тайга» работал тридцать лет. И он не сразу стал детским поэтом, ведь его первая книга «Утренний гудок» была для взрослых. Вообще, Георгий Рудольфович был серьезным человеком, работал на заводе, много читал, общался с людьми. Все это давало ему темы и сюжеты произведений».


После встречи в школе, дети получили приглашение к нему в гости. Вот как написал об этом Алексей Ч.:


«Мне очень понравилось в доме у Георгия Рудольфовича. Он принял нас гостеприимно. Показал свой домашний музей. Я был удивлен, увидев такую коллекцию сувениров из разных стран мира. А особенно привлекла внимание огромная библиотека, в которой множество старинных книг в кожаных переплетах. Поразила меня коллекция минералов, особенно понравились породы камней «чароит», «горный хрусталь».

После таких встреч появляется особый интерес к творчеству писателя, в котором переплетаются разнообразные темы: природа и человек, прошлое и настоящее, как стать патриотом своей родины.

  
Константин К.: «В стихотворении «Сентябрь моей жизни» Георгий Граубин пишет о времени года, о чувствах, которые он испытывает от общения с природой. Читая эти строки, представляю, как красива, щедра и добра забайкальская осень. И поэт

великолепно описывает ее, так как это любимая пора в его жизни. Сентябрьский пейзаж – лучшая картина природы в мире. Мне становится это понятно, так как все представлено спокойно, нет жары, перепадов давления. А что еще нужно для людей в возрасте?».

  
Екатерина Ц.: "Многие философы утверждают, что дети – это будущее страны. И я с этим абсолютно согласна. Еще один философ – Георгий Граубин – описал нам эпизод из жизни молодых ребят в стихотворении «Мои товарищи». Действие происходит в цехах завода и одним из героев является сам автор:


Вот они – чумазые ребята:

Веселы, задорны, молоды.

Получили первую зарплату

За свои серьезные труды.

  
Лица ребят счастливы, ведь их труд оценен по достоинству. Их сердца полны энергии и гордости. Это надежда нашей страны, которая может гордиться своими сыновьями:


И, держась воинственно и прямо,

Мальчики усиленно басят.

А вослед им добрыми глазами

Старики с надеждою глядят."


Об актуальности свидетельствуют размышления Константина К.:
«Это стихотворение несет определенную смысловую нагрузку. Причем, очень сложную. В нем автор пытается показать, что проблема вывоза леса за границу интересует многих. Вот потому-то и океан слез. По моему мнению, вывоз леса необходимо запретить. А там, где его вырубили, высадить новые саженцы и ухаживать за ними, чтобы возродилась наша забайкальская тайга.  Думаю, что эти строки не оставят никого равнодушным:


Океан не высыхает:

Из больших и малых стран

Слезы горькие стекают

Ручейками в океан.

Ни осины, ни березы

Не растут на берегах,

Потому, что наши слезы

Застывают в их стволах.»


Екатерина П.: «Совершив своеобразное путешествие по страницам сборника «Удивительная дверь», я побывала не только в стране чудес, но и в стране знаний. Меня поразило умение поэта о самом обыкновенном в нашей жизни писать замечательные лирические произведения, помогающие читателям открыть удивительную дверь в таинственный окружающий мир. И самое главное – в этом мире мы чувствуем себя очень свободно».

  
Виталий Ш.: « Стихотворение «Автографы победы» пронзительное. В нем представлено то, как бойцы после нападения фашистов встали на защиту своей Родины. В этой битве участвовали все: старики, молоды, военные и мирные люди. Война с фашистами кипела на всей территории Советского Союза. Мне кажется, что автор в своем произведении выразил радость победы и сочувствие к тем, кто не пришел с войны».

  
Михаил К.: « Георгий Граубин – замечательный поэт, у него прекрасные произведения. Мне понравилось стихотворение «Автографы Победы» тем, что оно очень душевное, пронизанное стремлением к победе и утверждением того, что ни один гражданин-патриот не отступил даже тогда, когда один остался на поле боя. И я очень рад, что в этой страшной войне мы одержали победу».

  
Алина Б.: « Стихотворение «Автографы Победы»

Очень взволновало меня. В этом произведении говорится о тяжелых событиях 1941-1945 годов, в которых участвовали все от мала до велика. Сотни юношей и девушек разных национальностей объединились и встали на защиту своего государства. Они, не жалея сил, сражались до последнего. В разных городах и селах люди оставляли кровавые автографы. Прочитав это стихотворение, мы должны измениться. Должны помнить наших ветеранов, которые ценой своей жизни защищали Родину. Все граждане России обязаны изменить свое мировоззрение и понимать, что война – это не только прошлое. Это наша современность и будущее».

  
Мария Б.: « Прочитав стихотворение Г.Граубина «Автографы Победы», я сделала для себя множество выводов. В нем говорится о том, что на войне не важно, кто ты по национальности. Главное то, что ты любишь свою Родину, готов постоять за нее. О том, что только сплотившись, народ сможет выстоять и победить. И здесь уместно высказывание: « Вместе мы – сила!». Любой, прочитавший это стихотворение, может сделать вывод: даже в самые трудные времена дружба спасет нас.»

  
Следует остановиться на издании хрестоматии «Наша малая Родина», ссылаясь на рассуждение Ады Забелиной: «Наша малая родина» затрагивает очень многие темы. Популярно, доходчиво Г. Граубин пишет о равновесии человека, общества и природы, об истории, экологии, дружбе народов, населяющих наш край, и о многом, многом другом. Скорбно, сдержанно, продляя память о войне, рассказывают строки о тех, кто не вернулся с полей сражений».

  
Алина Б.: « Уважаемый Георгий Рудольфович! Хотелось бы поблагодарить Вас за то, что именно Вы познакомили меня с замечательным словом «Забайкалье»! Ведь еще в самом раннем детстве я брала с полки Ваши книги «Моя малая родина», «Четырехэтажная тайга».  Мне очень запала в душу книга « Моя малая родина». Ведь именно стихотворение из этого сборника научило меня любить родную землю. Когда училась в четвертом классе, мое внимание привлекла книга «Четырехэтажная тайга». Из нее я получила много дополнительной информации о Забайкальском крае. Сейчас живу лишь одной мечтой – прочитать книгу «Серебряный капкан». Очень хотелось бы встретиться с вами и пожелать вам здоровья, счастья, удачи и долгих лет жизни. Ведь для Ваших поклонников Вы – настоящий кумир, у которого учатся полезному в жизни все, Вам подражают.»

  
Александра Г.: « Уважаемый Георгий Рудольфович! Вы – замечательный поэт и писатель! Написали множество душевных книг. Одну из них мы прочитали в четвертом классе, это «Четырехэтажная тайга». Это произведение о чудесах природы, о жизни зверей.

   Я думаю, что книга своевременная и необходимая не только потому, что раньше такие не издавали. А потому, что она очень поучительна, из нее можно узнать многое о жизни леса».



Думаю, что каждый ребенок, соприкоснувшийся с творчеством Г.Р.Граубина, станет настоящим человеком, способным дарить радость людям. Мы видим, что учащиеся в работах выражают свое личное отношение к произведениям писателя и высказывают свое личное отношение к жизни. Т.е. отчетливо, осмысленно и открыто выражают себя, находясь во власти эмоционально-эстетического влияния творчески воспринятого ими произведения. И свидетельством этого являются стихи, посвященные поэту.



 
Кивлева А.Н.,
учитель литературы, Заслуженный работник
образования Читинской области,
победитель ПНПО-2006, 
педагог-исследователь 



ЧИТА

2012

Материал публикуется с разрешения автора. - прим. С.Гончаренко
На фото: А.Н. Кивлева.

Комментариев нет: