вторник, 15 января 2013 г.

Поэт я или тварь пресмыкающаяся?.. С. Гончаренко

С тех пор, как выпала мне доля быть руководителем большого литобъединения, часто сталкиваюсь с такими странными авторами, которые говорят и пишут мне следующее: "Поэтом я себя не считаю. Пишу стишки. Попсу. Некоторым они даже очень нравятся.  Не умею писать правильных, кабинетных стихов и т.д., и т.п.". После таких откровений мне не хочется с людьми работать. Что это? На самом деле, заниженная самооценка или хорошо замаскированное самолюбование?..
 Эта ложная скромность мне претит. Если ты взялся русским словом описывать страсти души своей, пиши с полным пониманием ответственности за каждое слово, за каждый поэтический жест, за каждый знак препинания. Пишешь стихи - поэт. Чего юлить? Если пишешь пока что в стол, значит, ты - поэт для себя самого. А как только другим людям дал почитать, сам прочел кому, все! - ты стал поэтом для этих людей. И не отвертишься теперь.

Было время, буквально лет пять назад, я думала, что я - поэт только для себя самой. Просто не могу не писать, хотя писала стихи не часто. Но они все время меня "настигали". Они точно шли за мной по пятам. И стоило мне только на мгновение замешкаться, как тут же выплескивались на бумагу. Иногда я даже выступала со своими произведениями на публике, печаталась изредка, т.к. работала в редакционно-издательском комплексе. И хотя писала исключительно для себя, я всегда понимала, что раз уж вышла на аудиторию, надо писать грамотно и с пониманием ответственности за каждое слово. Потому никогда не позволяла себе писать всякую ерунду и публиковать ее при этом. Хотя, наверное, не так надо объясниться с читателем. Я не просто понимала ответственность за слово. Я не представляла себе возможным создать какую-либо пакость, гнусность. Мне настолько полюбился наш язык с детства, со сказок Пушкина, с рассказов Толстого, Пришвина, Бианки, что я для себя выбрала только один путь изъяснения с людьми, изложения своих мыслей и идей - литературный язык. В нем все соразмерно и целесообразно (если писатель порой и ввернет "ядреное" словцов в текст повествования, так это только лишь для того, чтобы наилучшим образом - через прямую речь - описать, охарактеризовать своего литературного героя, но никак не для поднятия сомнительного престижа).

А что мы видим ныне? Каждый, кто научился стучать по клавишам ноутбука, начинает излагать - а точне, изрыгать. И без зазрения совести выкладывать скорее свои опусы в сеть. Пусть люди подивятся! Барковых ныне много развелось. Всяк на свой манер. И считается высшим сортом то, что для культурного человека даже немыслимо, - чем более матюгнулся, чем более извратил правду, чем сильнее уколол кого-то, уязвил, чем "прикольнее" это все выглядит, тем и автор почетнее. Удивительно!

Каждый пишущий пресмыкается перед трехголовым змеем - матершиной, извращением, насилием. Чем этот змей в тексте больше и жирнее, тем кажется многим, что текст лучше. И все прыгают от радости и в ладоши хлопают. Надо же какой замечательный автор появился!
С каждым новым текстом автор все более сам превращается в этого змия... Печально...

Мне думается, что пишущий человек, поэт должен работать над собой, развивать в себе Личность, отсюда пойдет и внутренняя культура. Когда мы берем с полки книжку почитать, нам интересен тот, кто ее написал. Это всегда так было и будет. Мы вольно и невольно общаемся с автором произведения. А в лирике так и тем более! Ведь лирика - любая - это, прежде всего, автор, его внутренний мир, его взгляд на жизнь, его мнение по разным поводам, его отношение к происходящему, к окружающему миру и людям. Мне лично не приятно наталкиваться порой на людей совершенно ни во что не ставящих окружающих, а также на тех, кого не волнует судьба и положение другого человека, мира в целом. Абсолютно не хотела бы читать мысли циников и негодяев. Но иной раз изучаю в сети какой-нибудь сайт и натыкаюсь на опусы таковых. Неприятно. Сразу хочется пойти и помыться с мочалкой. А вот чем мысли и чувства после такой встречи отмыть-очистить? Есть у меня одно средство против мысле-чувственной нечистоты, может, оно кому-то старомодным покажется, но мне помогает, - это молитва, пусть самая простая "Отче наш", зато внутренний фонарь горит, а не чадит после этого.

Потому, дорогие мои, если взялись стихи или прозу писать, быть вам поэтами и писателями. Быть вам маяками для многих людей, а кому-то и для многих поколений. Дай-то Бог!

Ваша,
Светлана Гончаренко

Комментариев нет: