пятница, 25 января 2013 г.

К вопросу о Высоцком. Выступление С. Гончаренко в Краевом институте повышения квалификации учителей 25.01.13г. Чита


Кто такой Высоцкий? Вопрос несколько странный. Кто же не знает Высоцкого? Но, оказывается, что  у великого русского артиста вновь и вновь появляются «оппоненты». Потому в день его рождения - 25 января - стоит еще раз поговорить об этом феномене русской культуры...
Не раз были опубликованы разгромные статьи, такие, как «Кто такой Высоцкий? Приглашение к сомнению. Двадцать лет спустя» Хатюшина. Или вот еще материал в сети «Феномен Высоцкого. 30 лет спустя…», написан одним из общественных деятелей А.Н. Мироновым, в которой он так выражается о Высоцком: «Творчество Высоцкого для истории – это очень талантливое издевательство над эпохой 60-80-х годов в Советском Союзе, отчасти образно прикрытое темами о Великой Отечественной войне ... влечение Высоцкого вообще к теме героических профессий… он использовал ее исключительно для решения задачи возвеличивания своей персоны. Еще в текстах песен Высоцкого много сказано о больших муках его необузданной ничем натуры. … В первую очередь буквально во всех его песнях мы сталкиваемся с особой позицией даровитого одиночки, выражающейся явно или неявно в огромной претензии на особые для себя лично почести и привилегии». Меня лично такое определение не устраивает. Оно попахивает каким-то ханжеством и манерничанием, хотя против автора заметки, приглашающей к дискуссии на одном из форумов, ничего не имею. Это его позиция, его мнение. Вот только важно понимать, что  стихи Высоцкого и теперь издаются, издания обновляются, тиражи постоянно дополняются. "Бездарный в поэтическом плане", по определению Хатюшина, "исполнитель пошлых песенок на потребу публики, наркоман и алкоголик Владимир Высоцкий" известен больше, чем Н.Рубцов, А.Передреев, Б.Примеров, Ю.Кузнецов и другие, не менее талантливые поэты.

Что касается вопроса зажима Высоцкого Советской властью, на который особенно нажимают оппоненты резкой критики Высоцкого, желая сделать из него мученика, то это не всегда соответствует истине. Конечно, ему труно было пробиться в кинематограф, цензура препятствовала на каждом шагу. Высоцкий лично исполнял свои песни в ничтожном количестве фильмов. Из числа тех, для которых он их писал. Вот те фильмы, где он, кроме авторства, был и исполнитель: «Вертикаль», «Я родом из детства», «Опасные гастроли», «Хозяин тайги», «Единственная».

А вот другой список - то, что неизменно добавляло боли его сердцу: 
«Последний жулик», Рижская киностудия, 1966год. Написано 4 песни, в кинофильм вошли две в урезанном виде.

 «Саша-Сашенька», Беларусьфильм, 1966г. Написано 3 песни, в кинофильм вошли 2.

 «Интервенция», Ленфильм, 1968. Провалялся на полке, вышел в прокат 1987г. Написано 4 песни, в кинофильм вошли 2.

 «Иван Макарович», Беларусьфильм, 1968год. Написана одна песня, в кинофильм не вошла.
 «Один из нас», Мосфильм, 1970г. Написано 3 песни, в кинофильм вошли 2, одна из них в урезанном виде.

 «Черный принц», Мосфильм, 1973г. Одна песня, в кинофильм не вошла.

 «Бегство мистера Мак Кинли», Мосфильм, 1975год. Написано девять великолепных баллад. В кинофильм вошли две, одна из них в урезанном виде. По этому поводу Высоцкий тоже высказался.

До премьеры: «Я снимаюсь в Москве в фильме Швейцера «Бегство мистера Мак Кинли». Я туда написал баллады и буду их исполнять. Это фантастическая история про бегство из этой жизни. Баллады для меня довольно странные. Я много времени угробил, потому что про «них» я никогда не писал ничего ( про них – это про капиталистов). Там пришлось на каких-то других вещах работать, но не узнаваемых, а на человеческих чувствах. Я там играю Автора фильма и пою песни. Этот человек все время появляется, споет и уходит. Очень хорошая роль».

После премьеры: «Реклама фильма была невероятная. Дескать, я буду играть чуть ли не главную роль и петь много песен. Сложился киноматериал, мои песни в него не вписывались. Получилось совсем другое кино, чем то, которое должно было быть сначала. Ни черта никаких баллад нет. Осталось с гулькин нос, какие-то полторы песни и те – непонятно откуда взялись. Маленький эпизод. Люди, которые любят мои песни, хотят их послушать, уходят разочарованными».

 «Стрелы Робин Гуда» Рижская киностудия, 1973год. Для Высоцкого это тоже было тяжелое испытание. 

 До премьеры: «Я написал шесть баллад для фильма «Робин Гуд», который снимается на Рижской киностудии. Петь я их буду вместе с «Песнярами».  Мы давно с ними хотим работать. Они ждут уже, Бог знает, сколько времени, и я тоже. Будут звучать народные инструменты. Я написал несколько совсем непохожих на меня лирических баллад. Их надо обязательно с оркестром исполнять…».

 После премьеры: «Неприятная история случилась у меня с фильмом, который называется «Стрелы Робин Гуда». Сняли материал. Я написал несколько баллад, шесть баллад, которые давали несколько иное направление этому фильму. В них была печаль какая-то, ностальгия по детству. А фильм был снят, как приключенческий. Или поэтому, или по другим причинам, но баллады в этот фильм не вошли. Ни музыка, ни песни».

Официальное объяснение отклонения баллад: художественный уровень их оказался выше уровня снятого материал.

 «Иван да Марья», Киностудия им. Горького,1974г. Написано 14 песен. И каких! Вошли три. А, точнее сказать, короткие фрагменты трех.

Таким образом, с кинематографом у Высоцкого были сложные отношения. Хотя он снялся и в таких знаменитых картинах, как «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек» .

В большей степени он был театральный артист. Кстати, ведущий в своем театре на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях, сыграл Гамлета («Гамлет» У. Шекспира), Галилея («Жизнь Галилея» Б. Брехта), Лопахина («Вишнёвый сад» А. Чехова).

А вот что касается его концертной деятельности, то здесь все обстоит иначе. Власть Высоцкому потворствовала. Практически во всем – от триумфального шествия по стране до свободного выезда за границу.

Во второй половине 70-х, когда слава Высоцкого достигает заоблачных высот, а тема протеста приобретает в творчестве большую глубину, его песни безжалостно рубятся, например, в Госкино, но беспрепятственно распространяются в «магнитоиздате», который находился под плотным колпаком Лубянки. Зная, какое влияние оказывают на умонастроения людей магнитофонные записи Высоцкого, КГБ не только пальцем его не трогал, но и не препятствовал разъезжать по стране и собирать целые Дворцы спорта. Например, в январе 1978г. он в течение четырех дней выступал в Северодонецке, собрав на своих выступлениях свыше 100000 зрителей (давал в день по четыре концерта). В следующем году Высоцкий выступал во Дворцах спорта в Ярославле (февраль), Ташкенте (март), Ижевске (апрель), Глазове ( май), Тбилиси (сентябрь), где его песни услышало еще несколько сотен тысяч человек.

Нечего и думать, что КГБ мог без труда прекратить это, но он был заинтересован в распространении творчества Высоцкого. Здесь была замешана большая политика, поскольку наивно было бы предполагать, что такое явление, в которое превратился в 70-е годы этот певец, смогло бы существовать без вмешательства сверху. (Тут уместно вспомнить писателя, раматурга и исполнителя собственных песен А.Галича (Гинзбурга), которого заглушили после выступления в Новосибирском Академгородке в Доме ученых, а в 1973г. выдавили из страны.)

Поэтому версия о том, что Высоцкий так рано ушел из жизни из-за постоянного давления на него со стороны властей, мало похожа на правду. Да, о Высоцком-певце не писали в газетах и не показывали его концертов по телевидению, но в Советском Союзе его все равно знали в лицо все - от мала до велика. Подобная широкая слава в те годы была только у двух артистов – у Высоцкого и у Пугачевой. Если говорить о ранней смерти Высоцкого, то способствовали ей, пожалуй, люди, находившиеся рядом с ним и толкавшие его давать по четыре-пять концертов в день. Такова, видно, участь многих талантливых и гениальных - кого мы хорошо знаем из истории нашей - уходить в мир иной достаточно молодыми, жаждущими жизни. 

К концу жизни Высоцкого, на рубеже70-г, советская пресса на Высоцкого уже не нападала, хотя поводов у нее было не меньше, чем в 60-е. Хотя суть песен  с тех пор не то, чтобы не изменилась, но стала еще острее, злободневнее. То ли власть их перестала бояться, то ли кому-то в ее рядах и в самом деле был удобен такой трибун с гитарой. Возможно, Андропову. Он к тому времени стал членом Политбюро и благоволил диссидентам.

Режиссер А. Михалков-Кончаловский как-то выразился, что наличие цензуры создает мускулы в художнике:
«Возвращаясь к Высоцкому можно смело утверждать, что давление цензуры ( в форме замалчивания ) и создало те самые «мускулы», которые позволили певцу стать настояшим песенным Атлантом. Сегодня у нас нет никакой цензуры и результат мы видим обратный – нет артистов, равных по своему таланту Владимиру Высоцкому, Аркадию Райкину и другим кумирам семидесятых. А те, что остались, дожив до наших дней, перестали нас удивлять».

Гражданская лирика Высоцкого остается актуальной и в наше время. Ибо вопросы, поднимаемые в ней, не потеряли своей остроты. А это признак высокой поэзии.

 «Уверен, ажиотаж вокруг Высоцкого пройдет. Лет через десять люди будут удивляться: да где же в его стихах поэзия? Все эти песенки – безвкусная пошлятинка, сдобренная алкогольно-уголовным жаргоном, паясничаньем и сальными прибаутками: «Мне говорят, она заразная, и глаз подбит, и ноги разные, мне говорят – она наводчица, а я плевал, мне очень хочется!» И все это хотят выдать за великую поэзию?!» - писал Хатюшин. И что же мы имеем на сегоняшний день? Прошло уже 33 года, а люди слушают и читают, и удивляются, находя что-то новое. 

Так называемые «блатные песни» занимают в творчестве Высоцкого небольшое место. К чести поэта, он никогда от них не отказывался и не оправдывался. Вот, что говорил сам Высоцкий об отношении его к этой части своего творчества:
 «Почему я писал «блатные песни?! Это ведь песни не о тюрьмах и не о заключенных. Но для меня в то время ( начало творческого пути ). Был наиболее понятен такой вид страданий: человек лишен свобоы, своих близких, друзей… Эти песни помогли мне в поисках формы, в отработке нормальных человеческих отношений. А вы считаете, что об этом совсем не надо писать?!»... Мои ранние песни можно как угодно назвать. Их называют блатными, дворовыми… Но я считаю, что это традиция городского романса. Он куда-то ушел, был забыт. А когда я начал писать, я писал в традициях городского романса. Это – очень точная мысль в песне в очень упрощенной форме. Не упрощенной – простота хуже воровства, - а в доверительной форме, в форме разговорной речи, в форме беседы. Это довольно сложно. Я вам должен сказать, что первые песни, которые я писал, очень помогли мне и дальше, когда я усложнил и расширил круг идей. Я оставил от первых песен форму».

 А вот его ответ о стихах, которые он не пел:
 «Рассказывать о стихах нельзя. Если вы хотите, я когда-нибудь устрою вечер
 стихов, которые я никогда не пою. Я могу вам что-нибудь почитать, но надо подготовиться к этому. Сегодня я не готов. Стихов у меня примерно столько же, сколько песен. Я их никогда почему-то, не знаю почему, не читал. Может быть из-за того, что не выработал своей манеры читать стихи…».

Вот, например, стихотворение «Мой Гамлет». Его он, как раз, декламировал. И впечатление было, как от песни «Охота на волков».



Мой Гамлет




Я только малость объясню в стихе -
На все я не имею полномочий...
Я был зачат, как нужно, во грехе -
В поту и нервах первой брачной ночи.

Я знал, что, отрываясь от земли,-
Чем выше мы, тем жестче и суровей;
Я шел спокойно прямо в короли
И вел себя наследным принцем крови.

Я знал - все будет так, как я хочу,
Я не бывал внакладе и в уроне,
Мои друзья по школе и мечу
Служили мне, как их отцы - короне.

Не думал я над тем, что говорю,
И с легкостью слова бросал на ветер -
Мне верили и так, как главарю,
Все высокопоставленные дети.

Пугались нас ночные сторожа,
Как оспою, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.

Я знал - мне будет сказано: "Царуй!" -
Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег.
И я пьянел среди чеканных сбруй,
Был терпелив к насилью слов и книжек.

Я улыбаться мог одним лишь ртом,
А тайный взгляд, когда он зол и горек,
Умел скрывать, воспитанный шутом,-
Шут мертв теперь: "Аминь!" Бедняга Йорик!..

Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий:
Вдруг стало жаль мне мертвого пажа,
Я объезжал зеленые побеги...

Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых, и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.

Я видел - наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства,-
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.

Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нем
Не нравились,- и я зарылся в книги.

Мой мозг, до знаний жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье,-
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.

С друзьями детства перетерлась нить,
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами "быть, не быть",
Как над неразрешимою дилеммой.

Но вечно, вечно плещет море бед,-
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.

Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошел на зов,- сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.

В непрочный сплав меня спаяли дни -
Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все,- и, как они,
Я не сумел от мести отказаться.

А мой подъем пред смертью - есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.

Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону,-
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.

Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.

По поводу музыки к своим песням Высоцкий говорил:  
 «… Я играю примитивно, часто слышу упреки в свой адрес по этому поводу. Но такая примитивизация – нарочитая.  Я специально делаю упрощенные ритм и мелодию, чтобы это сразу входило моим зрителям не только в уши, но и в души. Чтобы мелодия не мешала воспринимать текст...». 

Не публиковали стихов Высоцкого, видимо, по причине цензуры. Петь – разрешали. Но одно дело песня, а другое – печатный текст, над которым можно посидеть, вчитаться, подумать. Разное восприятие. 

Не хотелось бы делать из Высоцкого икону. Он был живой человек со своими недостатками и достоинствами. Один из недостатков его и сгубил. Это невозможность жить без морфия. Надо сказать, что в то время он страдал алкоголькной зависимостью, его здоровье было надорвано многочисленными концертами, больные серце, печень. Постонная боль... Морфий стал неким "спасением", и без влияния врачей артист вряд ли бы подсел так плотно на наркотики. Это его личная трагедия. Утаивалось от широкого круга его почитателей о пристрастии к наркотикам, ибо отношение к наркоманам у советских людей было еще более нетерпимо, чем к алкоголикам... 

Но осталось его наследие. Поэтическое наследие. И не надо сравнивать его с другими поэтами, как это делал тот же Хатюшин. Он сравнивал Высоцкого с Рубцовым, трагически погибшим в пьяной драке с сожительницей. 

Высоцкий уже вошел в русскую культуру – в песенную, театральную и кинематографическую. И в литературу. И об этом лучше всего сказал он сам...



И снизу лёд, и сверху — маюсь между...




И снизу лёд и сверху — маюсь между,—
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно — всплыть и не терять надежду,
А там — за дело в ожиданье виз.

 «Лед надо мною, надломись и тресни!
 Я весь в поту, как пахарь от сохи.
 Вернусь к тебе, как корабли из песни,
 Все помня, даже старые стихи.

 Мне меньше полувека – сорок с лишним, -
 Я жив, тобой и господом храним,
 Мне есть, что спеть, представ перед всевышним,
 Мне есть, чем оправдаться перед ним»

 Так кто же такой Высоцкий? Вот, как о нем говорят наши современники, поэты.

Леонид Мирошниченко, поэт с Кубани:
«Высоцкий - кусочек исстрадавшейся души русского народа, пытающегося освободиться от пут, которыми во все века опутывали наши души политиканы эпох. Ведь не зря он пел из распахнутых окон советских квартир "Спасите наши души". И попытка Хатюшина оторвать эту частичку от огромной талантливой души русского народа, выглядит мелкой завистью человека, не попавшего на одну ступень народного признания.»

Лана Александровна Бриз, поэт, писатель, член Российского Межрегионального союза писателей, Санкт-Петербург пишет:
«Высоцкого любили за то, что он был (да и остался, не смотря на физическую смерть) - ЖИВОЙ. Он настоящий. В нем пульсировала живым фонтаном мощь Духа. Да разве могут с ним сравниться рафинированные демагоги? Или назидающие ханжи?  Или слащавые шоу-звезды?».


В. Высоцкий

***

Я бодрствую, но вещий сон мне снится.
Пилюли пью - надеюсь, что усну.
Не привыкать глотать мне горькую слюну -
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну,
Чтоб доказать - я в колесе не спица,
За то, что мне неймется и не спится,
За то, что в передачах заграница
Передает мою блатную старину,
Считая своим долгом извиниться:
- Мы сами, без согласья...
Ну и ну!
За что еще? Быть может, за жену -
Что, мол, не мог на нашей подданной жениться?!
Что, мол, упрямо лезу в капстрану
И очень не хочу идти ко дну,
Что песню написал, и не одну,
Про то, как мы когда-то били фрица,
Про рядового, что на дзот валится,
А сам - ни сном ни духом про войну.
Кричат, что я у них украл луну
И что-нибудь еще украсть не премину.
И небылица догоняет небылица.
Не спится мне... Ну, как же мне не спиться?!
Нет! Не сопьюсь! Я руку протяну
И завещание крестом перечеркну,
И сам я не забуду осениться,
И песню напишу, и не одну,
И в песне той кого-то прокляну,
Но в пояс не забуду поклониться
Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!
Пусть чаша горькая - я их не обману.

Он ушел в 42, оставив после себя песни, которые до сих пор звучат буквально в каждом доме. Он написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Его стихи перевели на 27 языков, включая даже японский и венгерский. Хотя трудно поверить, что даже при очень точном переводе кто-то нерусский поймет, о чем эти строки:  «И ни церковь, ни кабак, ничего не свято…».

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические, часто содержащие резкую критику (прямую или написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.

Официальное признание гения Высоцкого состоялось уже после его смерти. Кем бы ни был Высоцкий - поэтом, актером, бунтарем или пророком, для целого поколения он являлся нравственным ориентиром, а для культуры - уникальным явлением. Человеком, оставившим огромное литературное наследие. Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина (исследования 2010г.).

Леонид Филатов 

***

Он замолчал.
Теперь он ваш, потомки.
Как говорится, дальше тишина.
У века завтра лопнут перепонки,
Настолько оглушительна она.

Светлана Гончаренко,
председатель правления
Регионального отделения
Русского литературного клуба в Чите


Благодарю Евгения Гусаченко (г. Новосибирск) за предоставленные интересные факты из жизни и творческого пути В.С. Высоцкого, которые помогли мне в подготовке этого выступления. 

Комментариев нет: