пятница, 3 августа 2012 г.

Памяти писателя В.Б. Лавринайтиса.

Скоро уже осень. Пора, хоть и унылая, но все же в ней есть много ярких и знаменательных событий. Одно из них - ежегодный литературный праздник "Забайкальская осень" в Чите. Традиции праздника сложились еще в прошлом столетии, начиная с 1965 года.
Среди постоянных участников и организаторов всегда были замечательные писатели, жившие в Забайкалье, но прославившиеся на весь мир. Сегодня некоторых из них уже нет с нами, но благодарная память не дает нам покоя и побуждает к исследованию их поэзии и прозы. Потому в преддеверии "Забайкальской осени" начинаю серию статей о знаменитых забайкальцах и не только о них, но и о тех, подающих надежды авторах, которые еще только начинают свой писательский путь, но уже уверенно показыват себя продолжателями лучших традиций русской литературы и непрекращающегося творческого поиска. Предлагаю вниманию читателей материалы открытого урока, посвященного творчеству знаменитого забайкальского писателя В.Б. Лавринайтиса. Открытый урок проводила Заслуженный работник образования Читинской области А.Н. Кивлева в 6 "В" классе шк.№ 33, с участием родителей учащихся и дочери писателя Людмилы Викторовны Фледержинской (2008г).


Библиографическая справка: 

Виктор Брониславович Лавринайтис (24.11.1915г., Чита – 21.11.2003г, Чита) - писатель, член СП СССР с 1950г. Окончил Читинский горно-металлургический техникум (1935г.). После службы в армии прошел курсы механиков связи, работал телеграфистом в управлении Забайкальской железной дороги (1939–1947гг.). В 1947г., следуя велению сердца, он оставил профессию и стал лесообъездчиком и работал в Могзонском лесничестве до 1954 г. В 1947 г. состоялся его литературный дебют в газете «Забайкальский рабочий». Широкое признание получила его первая повесть «Лесники» (Чита, 1950г.). Книга для детей «Падь золотая» (Чита, 1952г.) впоследствии была переиздана в Чите, Благовещенске, Москве и в Литве. Виктор Брониславович был настоящим лесником и охотником, потому его повести о тайге так реалистичны и занимательны. Романы «Лесная быль» (Чита, 1962) и «Рабочая серенада» (Иркутск, 1974) повествуют о людях труда, рабочих конфликтах и нравственных задачах, к-рые им приходится решать. Богатый опыт судебного заседателя помог при создании повести «Одно судебное заседание» (Иркутск, 1982). Благодаря богатому жизненному опыту, ведь на писательский путь Виктор Брониславович ступил уже немолодым человеком, за внешней незамысловатостью сюжетов своих книг он мастерски раскрывал противоречивый мир людских душ и непростые взаимоотношения поколений. Пропитанные духом того времени, произведения остаются актуальными и сегодня, потому что в них явственно раскрываются понятия  чести, настоящей дружбы, человеческого и гражданского долга. «Совесть, благородство и достоинство – вот оно святое наше воинство…», - писал Виктор Лавринайтис. Повесть «Побег» пролежала «в столе» более 20 лет. «Я в первый раз прочитала рукопись о сбежавшем из детского дома мальчике ещё маленькой, - вспоминает дочь автора Людмила Фледержинская. – Отец хотел, чтобы она вышла в свет, но, по мнению цензоров, в Советском Союзе дети самовольно не покидали государственные учреждения, поэтому книгу запретили». В 2009г. не публиковавшиеся произведения - повесть «Побег» и рассказ «Мишка – милиционер» были, наконец, опубликованы. Повесть о детском доме и непростом восприятии своей судьбы главного героя - Сережи Беленького не может оставить равнодушным никого. Детская проза Виктора Лавринайтиса не только является интересным повествованием, связанным с чисто «детскими историями», но всегда играет и воспитательную роль, побуждает задуматься подростка о смысле жизни, о ценностях настоящих и мнимых. Яркий пример тому, что повесть стоит предложить к изучению в школе ( включить в программу элективного курса по литературе или литературного краеведения), открытый урок-конференция учащихся одной из читинских  школ.

Открытый урок-конференция памяти В.Б. Лавринайтиса




Цель: Рассмотреть на примере творчества забайкальского писателя В.Б. Лавринайтиса, что в настоящее время существуют книги эпохи, которые прочитываются и обсуждаются школьниками, что они оказываются написанными для будущего, так как являются культурной ценностью нашей художественной литературы.
Задачи: На примере творчества одного автора помочь школьникам научиться определять, почему главные книги приходят к читателю после его кончины;
В процессе привития интереса к чтению развивать умения доказывать, что в литературе нет ничего случайного, поэтому важно не только прочитать, но и обдумать прочитанное, осознать свою причастность к судьбе литературного героя; воспитывать желание осознать огромность, неисправимость и неизбежность навалившейся на ребёнка беды, проявив к нему не только сострадание, но и желание помочь детям, оказавшимся в подобной ситуации.
Оборудование: портрет писателя, фотографии его семьи и друзей, текст повести «Побег», иллюстрации к ней.



Ход урока:

I. Знакомьтесь: Забайкальский писатель В.Б. Лавринайтис и его чудесные дали.
Прослушав материалы о писателе, постарайтесь осваивать мир, окружающий нас, не остаться равнодушным к тем ценностям, о которых ведёт речь в своих произведениях писатель – земляк и ответить на вопрос: «Почему я не указала даты жизни писателя?»

1.Художник жизни.
«Писательство – одно из достойных занятий и профессий, в основе которого лежит творческое начало.
Виктор Брониславович Лавринайтис показывает жизнь во всей красе и противоречиях. Он не ограничивается какой-то одной проблемой, а его волнуют глубинные вопросы, касающиеся нравственности, духовности всего народа, судьбы многих людей.
Он был художником жизни и изображал её верно и красиво.
Своими замечательными произведениями Виктор Брониславович завоевал любовь и уважение множества читателей необъятной нашей страны. Сотнями тысяч тиражей вышли его книги и разошлись по всем уголкам России».
     
Ю.К. Воложанин, писатель

2. Немеркнущий талант.
  «Виктор Брониславович Лавринайтис – писатель особого склада.
Он крепко знал жизнь, уверенно описывал её в своих произведениях.
Все его рассказы, повести, романы идут по той жизни, какую он                 прожил сам, ощутил руками, глазами.
О нем можно сказать, что он именно тот человек, который любил жизнь, многое мог сделать на земле. И самое главное – принести радость людям. Кого-то подробить, кого-то уверить, кого-то пожурить. И всё это с надеждой и верой в человека.
Особенно он любил детей, среди которых у него было много друзей.
Удивительно чутко он понимал природу, её душу, метко и красочно описывал её».

В.Г. Никонов, писатель.

3. Падь Золотая.
«Писатель Виктор Лавринайтис был чистой и тихой совестью писательской организации Забайкалья. Его повесть «Падь Золотая» была включена Организацией Объединённых наций в перечень Книг, рекомендуемых юному читателю за горячую проповедь доброты и любви к природе, к ранимой и незащищенной душе человека.
  Михаил Вишняков писал: «Я тихо кланяюсь светлой памяти писателя, которая и сейчас живёт изначальным светом в душе читателей».

М. Вишняков, поэт.

4. Облик забайкальской тайги
  «Неповторимый облик забайкальской тайги раскрывается в книге Виктора Лавринайтиса «Падь Золотая». Загадочный, чарующий мир тайги, людей, воспитанных ею, внешне суровых, но мудрых и добросердечных в душе.
  Повесть написана для детей, сюжет её прост: группа школьников вместе со старым лесником путешествует по тайге.
  Цепи гор, покрытых лесом, пади и распадки, быстрые, с холодной чистой водой речушки, небольшие озёра, весёлые берёзки, стройные лиственницы, молчаливые сосны, высокие и могучие кедры, каменистые россыпи, скалы, степи – пейзажи Забайкалья предстают в книге во всём многообразии.
  В пейзажах, в авторских отступлениях, обращённых к читателю, в рассказах о людях Забайкалья, в образах героев – всюду писатель выражает своё отношение к родному краю. Это отношение складывается из чувств ясных, благородных, чистых. Оно подчинено большой мечте о прекрасном человеке на прекрасной земле».





II. Н. Агафонова, преподаватель ЗабГГПУ

Чтение стихов забайкальских поэтов

М. Вишняков

Написалась волшебная повесть.
В ней есть тайга, любовь, красота.
И твоя заповедная совесть,
Как родник в Забайкалье, чиста.

Там багул ярким солнцем пронизан,
Там цветущих саранок сполна.
Там воркует твой витютень сизый,
Там в ненастье вдруг плачет желна.

Там в России природа светает,
Там твой лес, зеленея, шумит.
Память – тайная «Падь Золотая» -
У тебя в изголовье стоит.

Б. Макаров

Памяти писателя В. Лавринайтиса.

Всю жизнь, всю силу таланта Виктор Брониславович отдал борьбе за торжество добра, правды, справедливости, родному краю и нам, его землякам – забайкальцам.

«Лесная быль» - и в соснах ветра гул…
«Падь Золотая» - вечный зов открытий…
Он так любил, когда цветёт багул,
В рассветный час навстречу солнцу выйти.

Он травы называл по именам.
И верил в силу искреннего слова.
И завещал добрей и чище нам
Быть в этой жизни сложной и суровой.

Романтик, он мечтал о той поре,
Когда не будет ни судов, ни судей.
И будут в каждом доме и дворе
Читать стихи и верить в счастье люди

Он слышал звон росинки над травой,
Крылом пчелиным иль стрекозьим сбитой,
И поэтому собраний рёв и вой
Ему казались изощрённой пыткой.

Но он от жизни в дебри не бежал,
Не надевал молчания вериги.
Людей рабочих крепко уважал,
Любил детей и посвящал им книги.

Всегда за правду бился до конца,
Не отступал от принципов высоких.
И поэтому нам души и сердца
Ещё не раз его согреют строки.

Он не ушёл. Он лишь устал, уснул,
Как после трудной битвы победитель.
«Лесная быль» - и в соснах ветра гул…
«Падь Золотая» - вечный зов открытий…

Евгения и Николай Кузаковы

Как попал сюда дикий индус?
Это сон или «Быль лесная»?
Может быть, это мой улус,
Может быть, это песня степная.

И, как прежде, в «Пади Золотой»
На рассвете я встану
И росистой пройду я тропой,
Где изюбри поют «Серенаду».

Как попал сюда дикий индус?
Где же юрта его? Далеко или близко?
Я пришёл из «Пади Золотой»
Поклониться Вам низко!

В.Сажин
Пятьдесят перевалов

Пятьдесят перевалов,
Пятьдесят перевалов…
Это кажется много
И кажется мало.
И на каждом из них
Были солнце и тучи,
Неприступные горы,
Небывалые кручи.
Пятьдесят перевалов,
Пятьдесят перевалов.
И на каждом из них
Что-то в жизни осталось.
Капли крови остались,
Капли чёрного пота,
И о людях забота,
И для счастья работа.

Пятьдесят перевалов,
Пятьдесят перевалов.
Оглянись и скажи:
- Начинаю сначала,
И опять, как бывало, -
По кручам, по скалам
На вершину пятидесяти перевалов.

В. Сажин
Дорогие мои мальчишки,
Забайкальский лихой народ,
Не остыли тетрадки – книжки,
Вы спешите в тайгу в поход.

По тропинке, давно нехоженой,
Через россыпи, стланики,
Но когда – то людьми проложенной,
Вы спешите, вас ждут лесники.

Как родных, у границ кордона
Встретят славные старики:
- Отдыхайте, внучки, как дома,
Путь – дорожки в тайге нелегки.

Будут кедры в костёр таёжный
Сыпать хвою да звёздную пыль,
И они расскажут тревожную,
В общем, нашу лесную быль:

О годах, не зазря здесь прожитых,
И о людях родной тайги,
Встанут в памяти разворошены
Те года далеки – далеки

С той поры, как встречаю мальчишек,
Я прошу их с собой меня взять.
Всё равно: сбор грибов или шишек,
Лишь бы к ним в Золотую падь.

III.  Беседа по содержанию книги «Побег».



1. После обсуждения повести объясните, какой бы знак препинания вы поставили в заглавии: ? ! . 
2. Каковы ваши первые впечатления после прочтения произведения? Какие чувства вы испытывали, знакомясь с его содержанием?
3. Как факты жизни писателя переплетаются с сюжетом повести?
4. Кто же главный герой «Побега»? Каков он?
5. О чём мечтал мальчик? Какие воспоминания тревожили его душу? Почему они часто повторялись во сне7
6. Что изменилось в характере и поведении ребёнка и почему?
7. Кто был близким человеком для Коли Беленького и почему?
8. Что стало причиной побега мальчика? Как вы относитесь к этому его поступку?

IV. Размышления о рисунках, сделанных одноклассниками по содержанию повести «Побег».

V. Обобщение.
1. Изменились ли ваши впечатления после обсуждения книги «Побег»?
2. С какими пожеланиями вы бы обратились к взрослым людям после знакомства с произведением В.Лавринайтиса «Побег»?
3. Зачем нужно читать и обсуждать подобные книги?

VI. Прослушайте стихотворение Н.Добронравова «Были беды у нас…» и ответьте на вопрос «Что объединяет эти два разных по жанру и времени написания произведения»

Много знали мы бед и слез.
Много горьких обид сносили…
Островок голубых берез.
Детский дом в глубине России.

Будто в детство свое пришел.
Как живет малолетство звонко!
Кто гоняет с дружком в футбол,
кто приплясывает с пинг-понгом…

Малыши возле ног снуют.
Так и кажется –
всё, как дома.
На окошках цветы.
Уют.
Мишки, зайцы из поролона…

Чисто в спаленках у ребят
и тепло.
А на сердце – камень:
на меня
малыши глядят
перепуганными зверьками.

Свет надежды в глазах горит.
Кто-то,
робко подкравшись сзади,
как мышонок, сопит, сопит,
незнакомцу, мне руку гладит…

Нет в детдоме вакантных мест,
и другие – детьми забиты.
А войны
столько лет уж нет,
нет отцов, на войне убитых…

Болевые плевки земли,
легкомысленные зачатья…
Ксюшку
в 5.45 нашли
у киоска «Союзпечати».

Чей-то взгляд поутру
привлек
посторонний предмет под вязом…
Подошел, поглядел –
кулек
лентой розовой перевязан…

Отнести дитё…
Но куда?
Звать свидетелей –
так-то лучше.
Участковый вздохнул:
«Беда…
Это, братцы, не первый случай…»

Так вот девочка и росла
в мире ясных сиротских истин.
Все ждала-ждала,
все ждала…
Не дождалась
ни встреч, ни писем.

Только
весь этот долгий срок
под подушкой своей хранила
нежный розовый лоскуток,
тот,
что нянечка ей вручила…

Будет знать,
даже став большой,
что в стране нашей самой-самой
есть хороший народ чужой
да щемящее слово «мама».

Ксюша, детынька,
неспроста
стали души у нас печальней.
Может, это твоя беда
стала
нашей бедой глобальной…

Может, мы говорим не зря,
что уходят из жизни сказки, -
не осталась ли
вся земля
без родительской мудрой ласки?

Вот я тоже глаза отвел…
Кто-то свет исцеленья застит…
Мир играет в войну, в футбол.
Эти дети играют в счастье.

VII. Слово родителям и гостям:

Коробейникова Н.А.
Когда мы вместе с дочерью Леной прочитали книгу «Побег», испытали желание поделиться своими впечатлениями. Моего ребёнка интересовал вопрос: «Разве можно так поступать со своими детьми?» Высказав отношение к прочитанному, мы пришли к выводу, что читать и обсуждать подобные произведения необходимо. Наши дети должны хорошо знать, что происходит в современном мире, давать этому правильную оценку, не повторять ошибок других.

Смолина И.В.
Считаю, что Альвина Николаевна поступает мудро, обсуждая с нашими детьми такие сложные жизненные вопросы, воспитывает в них чувства доброты, гуманности, милосердия. В то же время помогает им дать обоснованную оценку негативным явлениям в нашей действительности. Участвуя в таких дискуссиях, школьники готовятся стать полноценными людьми, уважать своих родителей, сами готовятся стать ими.

Мерзлякова О.Г.
Мы с сыном Кириллом не только вместе читали эту книгу, но и обсуждали поведение героев, пытались найти ответы на вопросы, которые поставил автор перед читателем. Думаю, что мой ребёнок сделал правильные выводы из проблемы, поставленной В.Б. Лавринайтисом перед нашим обществом.

Секисова О.Л.
Мне очень понравилось, что наши дети так серьезно и обоснованно обсуждали такое сложное в нравственном плане произведение, которое никого не может оставить равнодушным. Считаю, чем больше мы будет обращать внимание наших ребят на такие жизненно важные проблемы, тем больше заставим их задуматься о том, кем им быть, а главное каким.

Дочь писателя Людмила Викторовна
Я даже в начале не представляла, как можно сделать презентацию книги моего отца, чтобы донести её до читателя. Присутствуя сегодня на конференции в вашем коллективе детей и родителей, я поняла, что не ошиблась в своем выборе. Думаю, что мы сумеем достойно представить это произведение на встрече в областной детской библиотеке.

Мурзина В.И., библиотекарь школы
Спасибо детям и учителю за то, что они не только достойно представили нам замечательную книгу В.Б.Лавринайтиса, но и доставили всем удовольствие своими глубокими рассуждениями о злободневных проблемах нашей современной действительности.
Я порадовалась за вас, что по сравнению с прошлыми встречами вы стали взрослее, мудрее, научились точно и осознанно выражать свои мысли.

Маккавеева Н.В., завуч ДДТ № 1
Сегодня в очередной раз я убедилась в том, что вы готовы к обсуждению серьезных проблем. Сумели так проникновенно и прочувствовано представить содержание книги, что даже не читая её, я хорошо представила всех героев, их взаимоотношения. Думаю, что вы правильно предложили в заголовке поставить многоточие, потому что наш разговор на самом деле требует продолжения.

Чистохина Л.М. – завуч СОШ № 33
Наблюдая за вами не в первый раз, я вижу как вы взрослеете, как меняется ваше отношение к окружающему миру. Мне нравится, что дети свободно, глубоко продуманно, красноречиво выражают свои мысли. В обсуждении книги приняли участие почти все шестиклассники (кроме трех), это свидетельствует о том, что все прочитали книгу, основательно продумали её содержание, обсудили со своими родителями. А самое главное – сделали правильные выводы.

VIII. Заключительное слово учителя.

Думаю, что все присутствующие получили удовольствие от такой формы общения с детьми. Считаю, что цель, поставленная мною в этой конференции, достигнута. Мои ученики готовы обсуждать даже такие сложные проблемы, о которых мы узнали из книги «Побег». Ещё раз мы убедились в том, что вся система обучения и воспитания в классном коллективе выстроена в соответствии с современными требованиями, так как формирует личность каждого ребёнка, помогает ему занять достойное место в классном коллективе, готовит его к взрослой жизни. А самое главное мы увидели единство и сотрудничество детей и их родителей.

С какими предложениями вы бы обратились к взрослым людям после знакомства с произведениями В.Б. Лавринайтиса «Побег»?

 IX. Домашнее задание

Обращение к читателям для газеты «Чадо» и «Забайкальского рабочего».



Прочитать повесть "Падь золотая" , купить книгу "Побег".

Комментариев нет: