четверг, 26 июля 2012 г.

Тропою Царскосельского лицея. А.С. Пушкин


Императорский Александровский лицей был открыт 19 октября 1811 года как школа подготовки юношества, “особенно предназначенного к важным частям службы государственной”. Из стен этого учебного заведения вышли будущий канцлер Российской империи Александр Горчаков, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Яков Грот, Михаил Салтыков-Щедрин, многие другие выдающиеся литераторы, военные, дипломаты, государственные деятели. Но самым знаменитым лицеистом стал А.С. Пушкин. Данная статья повествует о том, как годы учебы и дружба с лицеистами повлияли на развитие вольнолюбивой лирики поэта.


Александр Сергеевич Пушкин


ЧЕМ ЧАЩЕ ПРАЗДНУЕТ ЛИЦЕЙ


 Чем чаще празднует лицей
 Свою святую годовщину,
 Тем робче старый круг друзей
 В семью стесняется едину,
 Тем реже он; тем праздник наш
 В своем веселии мрачнее;
 Тем глуше звон заздравных чаш,
 И наши песни тем грустнее.

 Так дуновенья бурь земных
 И нас нечаянно касались,
 И мы средь пиршеств молодых
 Душою часто омрачались;
 Мы возмужали; рок судил
 И нам житейски испытанья,
 И смерти дух средь нас ходил
 И назначал свои закланья.

 Шесть мест упраздненных стоят,
 Шести друзей не узрим боле,
 Они разбросанные спят -
 Кто здесь, кто там на ратном поле,
 Кто дома, кто в земле чужой,
 Кого недуг, кого печали
 Свели во мрак земли сырой,
 И надо всеми мы рыдали.

 И мнится, очередь за мной,
 Зовет меня мой Дельвиг милый,
 Товарищ; юности живой,
 Товарищ юности унылой,
 Товарищ песен молодых,
 Пиров и чистых помышлений,
 Туда, в толпу теней родных
 Навек от нас утекший гений.

 Тесней, о милые друзья,
 Тесней наш верный круг составим,
 Почившим песнь окончил я,
 Живых надеждою поздравим,
 Надеждой некогда опять
 В пиру лицейском очутиться,
 Всех остальных еще обнять
 И новых жертв уж не страшиться.

Проходят десятилетия, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. А. С. Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя — республиканцами, и все страстно увлекались литературой. Уже в то время Пушкин выделялся среди них.В эти годы он знакомится с произведениями Радищева, и в тот же период он сближается с вольнодумцем П. Я. Чаадаевым.

В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы — М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10—11-й главах “Евгения Онегина”. Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного.

Под влиянием дворянских вольнодумцев поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”.

Пушкинская ода “Вольность” явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:

    Увы, куда ни брошу взор —
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи немощные слезы.

В стихотворении звучит угроза самодержавию, без всяких намеков поэт открыто призывает к восстанию:

    ...Тираны мира! трепещите!
    А вы мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы.

Одним из лучших политических стихотворений этого периода является послание “К Чаадаеву”.


К ЧААДАЕВУ


 Любви, надежды, тихой славы
 Недолго нежил нас обман,
 Исчезли юные забавы,
 Как сон, как утренний туман;
 Но в нас горит еще желанье;
 Под гнетом власти роковой
 Нетерпеливою душой
 Отчизны внемлем призыванье.
 Мы ждем с томленьем упованья
 Минуты вольности святой,
 Как ждет любовник молодой
 Минуты верного свиданья.
 Пока свободою горим,
 Пока сердца для чести живы,
 Мой друг, отчизне посвятим
 Души прекрасные порывы!
 Товарищ, верь: взойдет она,
 Звезда пленительного счастья,
 Россия вспрянет ото сна,
 И на обломках самовластья
 Напишут наши имена!

Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется, и оба они примут участие в разрушении “самовластья”. Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне “души прекрасные порывы”. Этот  долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой. Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:

    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена!

Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. Выразительны метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”, эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”, “Роковая власть”. В стихотворении много риторических предложений, они создают определенную эмоциональную окраску.

Стихотворение насыщено политической лексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”. Жанр стихотворения — дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей. Декабристы широко использовали послание как политическую прокламацию. 

Летом 1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что раньше представлялось из рассказов и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”.


ДЕРЕВНЯ


Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
      На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

      Я твой: люблю сей темный сад
      С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
      Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
   Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе
      И не завидывать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.

 Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
      В уединенье величавом
      Слышнее ваш отрадный глас.
      Он гонит лени сон угрюмый,
      К трудам рождает жар во мне,
      И ваши творческие думы
      В душевной зреют глубине.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
      Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
      Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
      Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
      Здесь девы юные цветут
   Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. По стихотворению можно представить себе образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства.

Стихотворение распространялось в списках. Когда слух о политических рукописных произведениях Пушкина дошел до Александра I, тот потребовал показать ему эти стихи. Чаадаев с Пушкиным решили представить "Деревню". Царь лицемерно благодарил поэта за "добрые чувства", выраженные в "Деревне". Пушкин печатал лишь первую половину стихотворения под заглавием "Уединение", вторую же (начиная со стиха "Но мысль ужасная здесь душу омрачает"), которая по условиям цензуры не могла увидеть света, он заменял четырьмя строками многоточия, намекая читателю, что в рукописи имеется продолжение.

В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов”. Политические стихи Пушкина того времени дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.

В стихотворении “Сказки” высмеиваются поведение царя и обещания Александра I, который создал революционный “Священный союз” с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе: “И прусский и австрийский я сшил себе мундир”, а в то же время обещал провести целый ряд либеральных реформ, которые и не думал осуществлять:

    И людям все права людей...
    Отдам из доброй воли.

В стихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”, наслушавшись этих обещаний, плачет от умиления:

    Неужто в самом деле?
     Неужто не шутя?

И мать объясняет ему, что нечего верить этим словам царя, что все его обещания — это просто сказки для маленьких детей.

По свидетельству современников, пушкинские стихи и эпиграммы, “наскоро на лоскутках бумаги карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть”.

Молодой Пушкин нередко высказывал свои антимонархические убеждения, и Александр I сказал, что “Пушкрна нужно сослать, он наводнил всю Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает”. И Пушкина сослали на юг России. Так поэт, не будучи членом тайного политического общества, первым подвергся гонению за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и с их идейным руководителем Пестелем. К этому периоду относятся такие его вольнолюбивые стихи: “Кинжал”, “Узник”, “К Давыдову”. Стихотворение “Кинжал” — одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. Гневные строки читались наизусть:

    Свободы тайный сторож,
    Карающий кинжал,
    Последний судия позора и обиды.

Ссылка не смирила поэта, как надеялся царь: его вольнолюбивые настроения все усиливались, и на юге было создано стихотворение “Узник”, отразившее мысли поэта о свободе. Пушкин рассказывает о себе, как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в тюрьме:
    Сижу за решеткой, в темнице сырой.

Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе. Стремление к свободе — мечта поэта, выраженная в этом стихотворении. Последнее четверостишие звучит как призыв к свободе, к жизни на воле, к борьбе за это счастье:

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..

Не случайно мечты о свободе поэт выразил в образе молодого орла. Эта могучая, прекрасная птица плохо переносит неволю и гибнет. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти же мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение. Еще при жизни поэта его стихотворение становится народной песней. В 1824 году, уезжая из Одессы, Пушкин прощается с морем: “Прощай, свободная стихия!”. Главная мысль стихотворения “К морю” - человек и свобода. Человек - это всякий мыслящий сын России, нена-видящий рабство, а свобода - пока еще только море. Другой свободы не было на родине Пушкина. Для поэта начиналась новая ссылка, Пушкин из Михайловского в 1825 году решил самовольно отправиться в Петербург. Он собирался попасть к Рылееву 13 декабря, однако вернулся с дороги. Он говорил друзьям: “Вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы с вами, мои милые”.

С течением времени взгляды свои поэт не менял, желаемой свободы не чувствовал, тосковал по друзьям-декабристам. Несмотря на преследования, Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах жен декабристов в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них задушевное послание Пущину и стихи “В Сибирь”. Поэт призывает декабристов быть стойкими, гордыми своим делом, не показывать уныния и слабости перед врагом. “Дум высокое стремленье” — по мнению Пушкина, это благородные думы о свободе, о счастье народа. Поэт выражает утешение, сочувствие к ссыльным, но Пушкин верит, что “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни, дело их продолжают другие борцы за свободу. “Придет желанная пора”, когда Родина станет счастливой и свободной. Поэт — смелый человек, которого не смогли испугать никакие притеснения и ссылки. Он, верный друг, добрый и отзывчивый, не забывал своих друзей в несчастье и до конца остался верен своим мыслям и взглядам. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе правого дела:

    Оковы тяжкие падут,
    Темницы рухнут — и свобода
    Вас примет радостно у входа,
    И братья меч вам отдадут.

Свое отношение к 14 декабря 1825 года Пушкин также выразил в стихотворении “Арион”, которое написано по случаю годовщины гибели пяти декабристов, повешенных царем. Поэт прибегает к иносказанию, так как в период николаевской реакции открыто высказать свои мысли было нельзя. Именно рассказ о чудесном спасении певца использовал Пушкин. В переносном смысле поэт изобразил свое участие в движении декабристов. “Нас было много на челне” — это указание на состав деятелей движения. У каждого из декабристов свое дело: “...иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны весла”. “Кормщик умный” — вероятно, это руководитель движения Пестель. О себе поэт говорит: “А я — беспечной веры полн, — пловцам я пел...”, “Вихорь шумный”, гибель и кормщика, и пловца — это иносказательно разгром восстания. Свое спасение Пушкин объясняет случайностью: во время восстания он находился в ссылке:

    Лишь я, таинственный певец,
    На берег выброшен грозою.

В словах “таинственный певец” содержится намек на то, что среди современников стихи поэта распространялись тайно, часто даже без подписи.

Идея стихотворения заключается в знаменитых словах: “Я гимны прежние пою”, в них выражена верность Пушкина взглядам и настроениям декабристов. Он не отрекся от своих передовых убеждений. “Арион” был анонимно опубликован в литературной газете Дельвига. Значение стихотворения в том, что в годы реакции Пушкин определяет свое место в борьбе за освобождение России. В первые годы после возвращения из ссылки поэт сохранил иллюзии свободы творчества, которые, однако, скоро исчезли, так как гонения и придирки не прекращались. Эти его настроения переданы в стихотворении “Предчувствие”:

    Снова тучи надо мною
    Собралися в вышине.
    Рок завистливой бедою
    Угрожает снова мне.

С особой остротой Пушкин говорит в этот период о деспотизме. В 1828 году он создает стихотворение “Анчар”. В основу его названия легли сведения о ядовитом дереве. Дерево яда — анчар описывается в торжественных мрачных тонах. Этому способствуют эпитеты: “чахлая и скупая пустыня”, “почва, зноем раскаленная”, “зелень мрачная ветвей”; на символичность образа указано в самом начале стихотворения: “Стоит — один во всей вселенной”. Дерево губительно действует на все окружающее: “К нему и птица не летит, и тигр нейдет”. Его ядом поражаются воздух, почва: черный вихрь пустыни становится тлетворным, а песок — ядовитым. Невзирая на губительную силу анчара, человек-деспот посылает покорного раба к нему. Зависимость от тирана неизбежно ведет к гибели. Сила разоблачения в том, что поэт показал самое отвратительное в этой деспотической власти: губя человека, его заставляют служить уничтожению людей. Добытый яд князь разослал “соседям в чуждые пределы”. В стихотворении Пушкин аллегорически изобразил самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего смерть людям.

Общественное значение вольнолюбивой лирики Пушкина было необыкновенно велико. По словам Герцена, в годы реакции, когда лучшими людьми России овладело отчаяние, “одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мученья, эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее, посылала свой голос отдаленному будущему”.

Полагаю, что все мы не раз становились в то же положение, что и А.С. Пушкин по отношению к несправедливости властей, коррупционеров, бизнесменов-олигархов, власть имущих. Вольность, вольность, вольность! Вот, что по-прежнему движет поэтами и будет не раз еще воспето в стихах и поэмах. 


Комментариев нет: