вторник, 17 июля 2012 г.

Не-легкие жанры

Ко мне часто обращаются разные авторы с просьбой почитать их стихи, послушать песни и написать рецензии, отзывы, дать советы по стихосложению. И не редко замечаю, что моя критика многим идет на пользу, они начинают понимать тонкости русского стиха, совершенствуются, их уже приятнее и интереснее читать. Но меня сильно настораживает то, что современники часто избирают для творческого самовыражения не те жанры, где могла бы раскрыться их личность, а пародии, подражания, перепевают на свой лад давно избитые мотивы...

Анализируя стихотворения, понимаю, что классические достижения - силлабо-тоника, акцент на рифме - уходят на второй план. Всюду царствуют дольники, процветают вольные, белые стихи, верлибры набирают силу. Это очень интересно, если глубина раскрытия внутренних миров также поражает воображение, захватывает и увлекает читателя. Хочется, чтобы содержательная сторона стихов не разочаровывала.

Засилье акростихов, пародий, шуточных, каких-то прямо пустячных стишков удручает. Такое впечатление, что "переврать" кого-то легче, чем написать свое. Мыслей у людей не стало, что ли?

Все эти акро, пародии, шутки и экспромты хороши для легкой непринужденной беседы в каком-нибудь клубе по интересам, в кругу друзей. К поэзии эти жанры имеют косвенное отношение. Они за пределами лирики, героики, эпики. Я, конечно, тоже иногда пишу нечто подобное (кроме пародий, их принципиально не пишу, не люблю), но все как-то вскользь, изредка. Не мое это. Размаха мысли не хватает в этих жанрах, много штампов в них используют, разговорных, политических и прочих клише. А чтобы душа развернулась на полную мощь, нужна, конечно, лирика.

***
Душа затрепещет,
Откроется вновь,
И взгляд вдруг заблещет,
Поднимется бровь,
Вдруг все закипит,
Забурлит в глубине...
Пусть мой манускрипт
Не умрет в стороне...
И мысль сторожить
Не устану опять,
А "жизни" и "лжи"
Не хочу рифмовать...
(экспромт)

Чтобы отвлечься от всего, беру в руки томик "Избранного" Цветаевой. Вот, где свобода мысли, чувства, звука. Как же она непобедима в своей хрупкости. Как трогательна и сильна. Именно она научила меня свободе в поэзии. И я не устаю восхищаться ею.

Она, наверое, больна
И над собойю не вольна -
Из камня высекает пламя...

Комментариев нет: