четверг, 23 января 2025 г.

Индиана Джонс мысли: Писательство не досуг

Если вы хотели бы начать писать что-то, но не знаете, с чего начать, не начинайте. 

Не думайте, что стать писателем - привлекательное занятие, которое к тому же приносит деньги. Как вы заблуждаетесь. 

Даже если ты зарабатываешь от сотрудничества с издательствами, с каждой новой книгой ты начинаешь путь к читателю заново, так, будто ты начинающий автор. Каждая новая книга - это отдельный мир (даже если она сюжетно, логически, диалектически, исторически или ещё как-то связана со всеми прочими твоими книгами и книгами мировой литературы), это новый путь, это новая, своя, лексика, новые подход, стиль и концепция. Всё новое. И приходится начинать всё с самого элементарного - изобретать новый метот написания этой новой истории. В этом, разумеется, и вызов, и азарт, и рвение. Чем труднее задача, тем интереснее. Но. Надо чётко понимать, ради чего всё это. 

Писательство - это не досуг, не развлечение с увлечением для того, кому нечего больше делать. Нет и ещё раз нет. 

Писательство - это труд души на благо мира. Это систематическая работа над собой и своими текстами для того, чтобы развитие общественной мысли не останавливалось. Это жизнь в текстах, в книгах. Это жизнь, посвящённая слову и людям.

Писатель - это подвижник, волонтёр духа, этузиаст интеллектуального труда, продуктом которого являются хорошо написанные произведения литературы. Качество текста играет ключевую роль. 

Писатель мыслит не так, как прочие люди, он мыслит художественными образами, которые приоткрывают богатства его внутреннего мира (не вываливают его на читателей тоннами, а лишь позволяют чуть заглянуть в эту глубину писательской души).

В этом есть большой труд и терпение - сказать достаточно, чтобы заинтересовать, чтобы тебя поняли (или хотя бы попытались), и не высказать абсолютно всё, что ты мог бы или хотел бы сказать. Это искусство.

Только писателю дано это искусство слова. Можно научить человека формулировать грамотные предложения и рассказывать более-менее интересную историю, но нельзя передать внутренний кураж, авторскую харизму, то, что будет воспринято индивидуально каждым читателем, слушателем (квалио). Талантливость писателя - это всегда результат его внутренней работы и опыта жизни.

Писатель никогда не задаётся вопросом, о чём написать. Нет. Он спрашивает себя, как мне рассказать людям ту новую историю, что гнездится в моём сердце, трепещется на душе, занимает мои мысли и тревожит чувства. Не что, а как. Вот что волнует писателя. И это главное его отличие от того, кто просто ищет себе досуг или вынашивает тщеславные прожекты.

Конечно, процесс создания произведений не ограничивается планированием или поиском метода подачи материала, идеи, замысла. Это комплекс задач, усилий и действий, предпринимаемых автором. 

Иногда работа писателя напоминает со стороны ничегонеделание, разгильдяйство и расхлябанность. Но это только кажется, что он ничего не делает. Писатель всегда, в первую очередь, мыслитель. А мыслительный процесс порой неуловим, его трудно проследить со стороны. Это внутренняя работа. Иногда она похожа на лежание на диване в позе эмбриона. Потому что автору так лучше думается. Иногда эта внутренняя работа мысли похожа на бесцельные блуждания в парках и скверах, на прогулки по городу в разных направлениях. Да. Очень может быть. Но это бесцельное блуждание даёт простор мысли, запускает процессы анализа и синтеза разрозненных фактов, идей, образов, символов, знаков. 

Это водоворот мысли! Пока эта кипящая бесформенная масса не обрела хоть какую-то форму, в этот котёл никому соваться не следует, это может быть даже опасным. Потому что писатель в этот момент не очень хорошо себя контролирует и может входить в образ кого-то из будущих персонажей. Он может вспылить, разнервничаться. 

Легко разрушить тонкую ткань мысли, легко сбить писателя с пути, с нужного направления. Это создаст напряжение. Многие писатели люди нервные, экзальтированные, про иных, вообще, можно сказать, что они сами как обнажённые нервы вселенной. Писатели очень чувствительны в большинстве. Поэтому стоит оставить их наедине с мысле-образами и позаботиться о том, чтобы у них были условия для творчества.

И если ты всё ещё думаешь, что основная проблема писателя - с чего начать, когда перед тобой белый лист или пустая страница на мониторе, то знай, ты всё так же далёк от писательства. Писатель всегда знает, с чего начать и чем окончить, но он, как Индиана Джонс пускается в приключение, как будто ничего не знает, как будто нет плана, нет идей, есть только путь, и ему предстоит совершить открытия на этом пути.

Писателю ничего не нужно для творчества, он выуживает миры из ниоткуда, как фокусник кролика из шляпы. Одно отличие: фокусник точно знает, что кролик есть, он сам его туда посадил, писатель не знает, что выйдет в следующий момент из его фантазии.

Светлана Гончаренко (Алкея) 

Комментариев нет: