Сейчас, прежде всего, я вижу, что русский язык и русская литература в полном пренебрежении у тех, кого зовут "носителями языка". Какие же вы носители? Большинство людей в России не только не умеют грамотно писать, но даже и вдумчиво и внимательно читать не могут и не желают учиться этому наиважнейшему навыку в жизни.
Грамотная письменная речь - признак уважения к читателю написанного (письма, сообщения, послания, документа). Там, где есть уважение к другому, есть и самоуважение. А это уже показатель высокоорганизованной личности.
Вдумчивое чтение - это путь познания. Хорошая книга - лучший учитель жизни и надёжный друг. Это было известно сотни лет назад. Современная (молодая) литература дала нам не так уж много писателей, подобных Толстому Л.Н., Чехову, Лермонтову, Пушкину или Гоголю. Пока не много. Все мы, пишущие, не важно, издают наши произведения тысячными тиражами и рекламируют или нет, мы ещё на пути ученичества. Да, давно уже есть В. Пелевин и А. Иванов. Но Пелевин идёт по пути регрессирующего языка и практически демонического очерствения сердца (при всей глубине философского содержания его тексты так насыщены тьмой и могзголомны). Алексей Иванов держит позицию исследователя и уважения к классике, он большой новатор во многом, один из того малого числа писателей, которые дают пищу для ума читателям, за что я его и ценю. Но большинство пишущих пока ещё только на пути к произведению, которое будет "на века", а не только на один вечер развлечься.
А знаете, почему так?
Всё дело в том, что авторы боятся отойти от современного влияния в общекультурном плане. В угоду малограмотным читателям писатели стараются насытить и пресытить текст словами-словечками не самого высокого рода, не брезгуют отборной матершинкой, жаргоном братков и хипстеров (будто каждый второй у нас в стране на зоне побывал или причислен к лику бородатого братства в ободранных штанах). Авторы стремятся сделать текст современным, читабельным на уровне молодого поколения, чтобы "им не скучно было", чтобы удержать их ускользающее внимание.
Однако настоящая художественная литература не имеет целью развлекать. И почти все писатели это знают лучше меня. Быть ориентиром для формирования души и духовно-нравственного стержня каждой личности - вот истинная ценность хорошего литературного произведения. Так почему же мы не можем писать, как велит разум, сердце и совесть, а не в угоду кому-то (редакторам, инвесторам, трендам, брендам, ещё Бог знает, кому или чему)?
Проблема ещё и в том, что маргинальные авторы берут верхние ноты в этой многоголосой какофонии недолитературы. И общество с их лёгкой плодовитой руки маргинализируется катастрофическими темпами. Им на помощь спешат аудио-книги и интернет-публикации.
Людям лень учиться, лень читать глазами, они гораздо чаще слушают аудио-книги. Грамотность от этого снижается. А в памяти слушателей легко застревают безграмотные и корявые обороты речи.
Ещё одна не малая проблема в том, что редакторов в издательствах заменили менеджеры (по-задорновски, коекакеры), а корректоров просто сократили. Техперсонал в издательствах стал главенствовать и диктовать политику. Это непростительное упущение глав издательств. Они несут на себе позор наших книжных полок - там стоят книги, которые никто не вычитывал, не редактировал, оттого эти тексты не могут служить образцами литературного русского языка.
Ребёнок, студент и взрослый, читая книгу, должен иметь перед глазами надёжный источник познания. А станет он таковым только при одном условии, - если каждый писатель и каждый сотрудник издательства, где эта книга будет издана, будут людьми грамотными и будут ответственно относиться к своему делу.
Никто из пишущих в двадцать первом веке не имеет права, сравнивая себя с предшественниками, говорить, что писателю необязательно быть грамотным, за него тексты подправят редакторы и корректоры в издательстве. Но про редакторов и корректоров можно забыть, даже в крупнейших издательствах их мало, и они не в состоянии откорректировать большие объёмы информации. Полагаться на компьютерные программы корекции текстов нельзя, т.к. они "не знают" все нововведения в лексике, словообразовании и в самой манере излагать мысли того или иного человека. Автор должен обладать литературным и языковым чутьём, чтобы его строки были легко распознаваемы кем угодно. Это говорит о высокой ценности изложения.
В современном обществе есть общеобразовательные школы, библиотеки, глобальная сеть с миллионами справочников и словарей, и у каждого пишущего человека есть доступ к этим богатствам. По этой причине быть безграмотным непростительно. Одно дело, пропустить букву или запятую, и совсем другое дело, когда текст пестрит ошибками, опечатками, а лексика отдаёт туалетом.
Вот и получается, что у нас назрела огромная проблема, которую скоро придётся решать, как и сто лет назад, с помощью Ликбеза.
Можете продолжать говорить всякую чепуху, по поводу занудства. Это мелочи. Волнуют меня гораздо более серьёзные вещи. Если хоть несколько душ прислушаются к моим советам относительно повышения уровня собственной грамотности и приобретения навыков вдумчивого чтения, внимательного отношения к русскому языку и всей нашей богатейшей литературе, я буду рада, что не зря прожила жизнь.
Ваша Алкея (С.Г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий