Это опять-таки навязанное через медиа мировосприятие. Когда советский солдат поднимался в атаку, не думаю, что он что-то разделял в своём сознании, он погибал за Родину, Отечество и государство, в котором родился и жил до войны. Разделять мы привыкли одно от другого, пытаясь защититься от недобросовестных людей власти, олигархов и их свиты.
Про власть имущих скажу так: человек есть только человек. Ему свойственно подпадать под влияние гордыни, мздоимства, тщеславия. Беря в руки "царский скипетр", любой человек от этих трёх зараз не застрахован. Но мы всё же понимаем, что не ради "лихого государя" (в любое время) мы встанем на защиту своей земли. Это и есть патриотизм. И государство тут может даже быть ключевым моментом для понимания.
Именно государство делает возможным сохранение национальной идентичности, традиций народов, живущих на одной территории, создание единой языковой среды, сохранение и передачу будущим поколениям культурного наследия. Если мы, как бараны, будем повторять "бе!" за мнимыми лидерами и походя разрушать своё государство, вместо того, чтобы поднимать его из руин, исправлять прошлые ошибки и смотреть в будущее вместе, мы, как те же бараны, будем поданы на обед другим "лидерам", не знающим пощады - врагам всего человечества. Как бы это ни звучало абсурдно, но такие враги есть. И думаю, это не совсем люди, потому что всё же человеку свойственно сострадание, а у этих субъектов мировой политики нет такого свойства.
Нам нужно любить своё государство, потому что мы его сами создали. Не чего пенять на зеркало, коли рожа крива. Власть есть только отражение народа, его худших, тёмных, потаённых сторон. Это нужно помнить. Особенно тем, кто идёт во власть сознательно.
Но людям также свойственно забываться. Особенно от полноты полномочий. Эйфория! И вот уже Отечество и родина и государство разделены. А они ведь едины для простого человека у станка на заводе, поломойки в кафешке, дворника на улице, воспитательницы в детском садике, врача у операционного стола, преподавателя в аудитории, торгашки на рынке, библиотекаря, пекаря, рыбака, строителя, лесозаготовителя и прочих простых людей этой огромной страны под названием Россия. И нас гораздо больше, чем "владельцев заводов, газет и пароходов", держателей банков и корпораций. И это мы, а не малая часть власть имущих, есть государство. Мы. И главным для нас может и должен быть патриотизм. В лучшем смысле, без всяких истерик, экстазов и фанатизма.
О любви к родине хорошо сказал русский поэт Михаил Бехтеев. Это стихотворение привёл в пример один из участников беседы, о которой я говорила в начале.
Любить народ – не значит льстить
Его злодействам и порокам,
Не значит рабски лебезить
Перед его капризным роком
Любить – не значит поощрять
Распутство, подлость и гордыню,
Не значит слепо прославлять
Жрецов, позорящих святыню.
Друзья мои! Любить народ –
То значит с мужеством пророка
В дни своеволья и невзгод
Громить открыто зло порока.
Любить – не значит всё прощать,
Нет, - это гибель для народа, -
Кто любит – должен исправлять
Родного, милого урода...
Мы и только мы сами в ответе за свою действительность. Молчал, соглашался с несправедливостью день за днём, как баран, шёл за "хозяином", поддавался, прогибался, терпел (казалось бы, добродетель - терпеть! - ан-нет! терпеть несправедливость и подлость - зло большее), что ж, получай себе новые проблемы, горе и отчаяние от нахлынувшей заразы тоталитаризма. Вот если бы каждый гражданин поступал разумно, действовал во благо Родины, отмечал недостатки и на своём месте пытался их исправлять - тогда мы бы говорили об обществе развитого патриотизма, а не обществе упадка и разврата.
Определений патриотизма много. В гегелевском определении мы видим патриотизм как умонастроение личности, которая в обычном состоянии и обычных жизненных условиях видит в государстве основу и цель жизни, а при необходимости готова к чрезвычайному напряжению всех сил во имя Отечества.
Следует сказать и пару слов об утилитарном восприятие патриотизма. Некоторые наши соотечественники полагают, что патриотизм может возникнуть только при условии удовлетворения государством индивидуальных экономических запросов гражданина (основа этого отношения - обмен «ты мне, я тебе»). Сторонники данной идеологии - люди с иждевенческой позицией. Общественные запросы такими индивидами не принимаются в расчёт из-за непомерно развитого индивидуализма.
Речь об "утилитарном патриотизме" и его преодолении шла за долго до развития современного общества. Вот несколько высказываний разных мыслителей.
Николай Александрович Бердяев: «Германец чувствует, что его не спасёт Германия, он сам должен спасти Германию. Русский же думает, что не он спасёт Россию, а Россия его спасёт».
Антон Павлович Чехов: «Не спрашивай, что дала тебе Родина. Скажи лучше, что ты сделал для неё».
Алексей Фёдорович Лосев: «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины - это своё, неотъемлемое, родное, он с этим живёт и с этим погибает, он и есть это самое. Пусть в тебе, Родина - Мать, много и слабого, больного, немощного, неустроенного, безрадостного. Но и рубища твои созерцаем как родные себе. И миллионы жизней готовы отдаться за тебя, хотя бы ты была и в рубищах... Я многие годы провел в заточении, гонении, удушении: и я, может быть, так и умру, никем не признанный и никому не нужный. Это жертва. Вся жизнь, всякая жизнь, жизнь с начала до конца, от первого до последнего вздоха, на каждом шагу и в каждое мгновение, жизнь с её радостями и горем, с её счастьем и с её катастрофами есть жертва, жертва и жертва. [...] Жертва же в честь и во славу Матери Родины сладка и духовна. Жертва эта и есть то самое, что единственное только и осмысливает жизнь...».
Лев Николаевич Толстой критиковал "навязанный властью патриотизм", говоря, что часто правители используют патриотические чувства народа для достижения своих неблаговидных целей. Да, всё так. И до сих пор так. Но я уже говорила, что власть - это отражение естесственных движений в самом обществе. Власть тоже формируют люди. А людям свойственно ошибаться.
И всё же подвижничество такого выдающегося русского философа, учёного и богослова, как А.Ф. Лосев доказывает то, что человек может преодолеть навязанное мировосприятие и в критические моменты жизни выстоять перед лицом надвигающихся катаклизмов (политических ли, природных ли), выстоять духом, пусть даже и погибнув ради блага Родины.
Высокий пафос слов Лосева о жерственности ради блага Родины, полагаю, следует принять во внимание в своей ежедневной практике жизни каждому гражданину-человеку: можно ведь начать выносить мусор за собой в специально отведённое место, начать бросать окурки в урны на улицах и у подъездов, прекратить вытаптывать зелёные газоны и ломать ветки деревьев в полисадниках. Думаю, найдётся много такого, чем мы могли бы пожертвовать ради блага своей страны: тщеславие, гордыня, себялюбие, своекорыстие, меркантильность...
Ваша
Алкея (С.Г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий