Недавно обсуждала с друзьями прошедшую в марте –
очередную – церемонию награждения лауреатов Премии «Поэт года», которую
организует ежегодно РСП. Дело, конечно, хорошее. Но вот результаты часто
разочаровывают. И не потому, что премия досталась не нам. Хотя я пробовала
силы – посылала однажды стихи, т.к. была номинирована. Каждый год с 2011г. меня
номинировали до 2013г. А потом перестали, и на то была особая причина.
В 2013г. я решила опубликовать в альманахе премии «Поэт
года» пять небольших стихотворений. Капля в море. Но денег на большое
количество страниц у меня не хватало. Потом уже поняла, что надо было найти
спонсора, чтобы заплатил за меня 10000р., и опубликовать первую часть новой поэмы
- что было бы весомо, достойно и интересно читать не только членам жюри. Тогда
бы и премия была… Но... финансы не те, потому и возможности не те. Ладно. Я не
в обиде. Мне всё равно, по большому счёту. Поэту премия (любая) погоды
не делает. У меня внутри всегда светит солнышко вдохновения!
Но ведь я же подробно изучила тот альманах премии. И даже
написала исчерпывающий анализ стихотворений всех авторов этого тома (это был
21-й том). Выложила в своём блоге «Хроники литератора» и на сайте Стихи.ру. И
вот там меня чуть не заблокировали, мои материалы были удалены с сайта. Мотивировали
тем, что нельзя публиковать анализ текстов до работы жюри (т.е. без «высочайшего
повеления»). А я знала, что жюри так медленно работает? Конечно, никакой премии
мне не светило. Да и с тех пор меня перестали номинировать, вообще, на эту
премию. Хуже другое: мне за ту грандиозную литературоведческую работу ни одна
персона из нашего РСП не написала и не поблагодарила, кроме пары-тройки авторов
из того самого 7 тома альманаха. А ведь я за жюри их работу сделала. Из моего
анализа следовало мноооого интересных выводов. Но никто не удосужился ни
прочитать, ни сделать эти выводы. Теперь уже всё и быльём поросло.
Решила «забить» на какие-то премии. Считаю, что будет
справедливо так: тот, кто номинирует меня как поэта на премию, пусть и платит
за мои публикации для жюри. До сих пор при одной мысли об этих альманахах у
меня всё закипает внутри. Но это меня сейчас не беспокоит. Беспокоит другое.
Мои друзья-поэты переживают, что среди авторов альманахов
премии «Поэт года» есть достойные люди, но почему-то (последние года два –
точно) для награждения выбирают не тех. Ещё такие вопросы часто звучат в наших
беседах: как побеждать в таких конкурсах, возможна ли честная победа, вообще?
Я знаю, как побеждать. Но разве могу воспользоваться этим
знанием? Если бы не знала ни критериев оценки стихотворений, ни техники
сценической декламации, ни других нюансов, необходимых для победы в поэтическом
конкурсе, я, возможно, гораздо охотнее пытала удачу. Но…
Меня уже давно приглашают в жюри различных литературных,
поэтических конкурсов. Я, конечно же, знакома с системой оценки конкурсантов.
Кроме того, всегда смотрю и на то, кто ещё приглашён в жюри. Состав жюри всегда
значительно влияет на результаты. Заранее видно, кто будет судить, возможно,
крайне предвзято, кому кого выгодно провести «в дамки», кто «подкуплен» тем или
иным способом.
На самом деле, купить голос члена жюри литературного конкурса
сложно, потому что это, как правило, люди, которым ничего не надо. А если
человеку ничего не надо, значит, ему надо всё. Нас ведь, литераторов, интересуют
другие вещи, в конечном итоге. Хотя ценности, конечно, у всех людей разные.
В оценке работ тоже есть свои нюансы. Если стихи присылают на
конкурс заранее, мы видим работы, они перед нами, мы уже заранее оговорили критерии
оценки стихов и выступлений, ещё до начала мероприятия, где авторы-конкурсанты
будут свои стихи озвучивать, оговорили, кому из членов жюри какое стихотворение
видится более достойным высокой оценки. Часто критерии оценки работ не
достаточно точны, тогда опираются на мнение наиболее компетентных членов жюри,
на их вкус и понимание сути дела. Это значительно снижает возможность вывести в
лауреаты по-настоящему достойных авторов.
А если стихи читают в форме «Свободного микрофона», и мы не
имеем возможности видеть тексты, тогда работает восприятие на слух и зрительно,
в основном, оценка качества самих стихов становится затруднительной. А значит,
качество стихотворения часто остаётся «за бортом». Тут главный подводный
камень: если автор сумел прочитать свои стихи необычно, живо, ярко, даже порой
дерзко и тем самым покорить сердца публики и некоторых членов жюри, всё – решай,
не решай, автор выйдет, по крайней мере, в финал. Это уже чистое везение. Ему
добавляют балл за искусство декламации.
Внешний вид и гендер – тоже не последние факторы в оценке. На
членов жюри женщин влияют эксцентричного вида конкурсанты-мужчины, на мужчин –
конкурсантки-женщины (девушки, в особенности, молоденькие, хорошенькие). Это
уже не просто влияние внешних факторов,
а чистая физиология. И когда я вижу, как члены жюри слушают и наблюдают
за конкурсантами, то сразу же понимаю, куда подуют ветры при итоговом
голосовании. Многое зависит от степени предвзятости председателя жюри. А без
предвзятости совсем судить конкурс невозможно. И вот почему.
Иногда приходится следовать за мнением большинства,
особенно, если среди членов жюри люди, «остепенённые» регалиями. Твой голос
просто тонет в море голосов «старших по званию». К тебе, будь ты сто раз прав,
никто не прислушается, если ты пока ещё мелкая сошка на литературном поле. У меня такого не было, т.к. в основном, я была в жюри среди равных. Но были случаи, когда приходилось это наблюдать.
Другая ситуация – участник конкурса с неустойчивой психикой.
Иногда приходится выбирать в лауреаты человека «с потенциалом», но еще не
совсем достойного – потому лишь, что если не дать ему хоть какой-то награды, по
спец. номинации как-то не поощрить, этот автор с неустойчивой психической
организацией (а их сразу видно везде) пойдёт после мероприятия и повесится, не
дай Бог! Да много раз такое было уже: люди бросали писать и спивались от
«недооценённости таланта», руки на себя накладывали. А родственники потом
конкурсы винят в случившемся. И в чём-то справедливо. Человеку психически слабому
просто не надо ни в чём участвовать. И всё. Но низкая самооценка ведёт его как
раз-таки на конкурсы, где он полагает, что его оценят, и будет шанс повысить
самооценку. За счёт других. Слабая личность. Инфантилизм тот же. Смотришь на
конкурсанта и понимаешь, что он, зараза, сам тебя делает предвзятым. И ты
крутись, не крутись, хоть замучайся, а не выкрутишь по-иному, придётся его
поощрить, чтобы потом тебя же твоя же совесть не замотала до смерти, что ты
слабого человека довёл до крайней степени отчаяния.
Вот некоторые подводные камни в работе жюри. И я это всё
знаю, на своей шкуре всё прочувствовала. И не раз уже. Потому и в конкурсах
стараюсь не участвовать. Мне достаточно самого осознания, что я поэт. И всё. Для
творческих порывов более и не надо ничего! Жизнь прекрасна.
Примечание:
Своими критическими заметками не хочу в какой-то степени дискредитировать
Российский союз писателей, организацию, в которой состою уже много лет. Я лично
принимала активное участие в её становлении в 2011-2013гг. Именно РСП
инициировал появление литературной премии «Поэт года» семь лет назад. Поддержка
поэтов – приоритетное направление его работы. РСП часто несправедливо
критикуют, не понимая специфики деятельности творческого союза. Часто пытаются
обвинить наше руководство в зарабатывании «баснословных денег» на «несчастных
авторах». Но это смехотворные попытки очернить организацию, которая даёт многим
и многим поэтам России и зарубежья почувствовать плечо друга, понять свою суть,
осознать в себе Поэта, начать действовать на благо литературы и общества.
Многие авторы, пишущие стихи, так никогда и не находят в себе силы выйти в
свет, к людям, сделать шаг навстречу своей судьбе – судьбе поэта. Но те, кому
повезло вступить в члены РСП, давно преодолели какие-то свои слабости,
комплексы, только потому, что они чувствуют поддержку организации поэтов, таких
же, как они. Это признание работает так. Вступление в члены РСП даёт, прежде
всего, признание того, что ты – поэт, такой же, как Байрон или Петрарка, Пушкин
или Есенин, Вознесенский или Ахмадулина. И пусть наши истории пока ещё не вписаны
в анналы, мы живы, мы есть и мы творим эту новую историю русской и мировой поэзии
– здесь и сейчас.
Ваша пишущая,
Алкая (С.Г.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий