Сегодня в чате нашей творческой студии зашла речь о том,
какие книги следует читать, чтобы не только расширять кругозор, но и
сформировать «библиотеку поэта», что непременно следует читать поэту. И вот я
решила поделиться с друзьями своими соображениями. Возможно, эти мысли будут
полезны и другим пишущим и просто интересующимся поэзией людям.
В библиотеке поэта обязательно должно быть место всем
эпохам. Советую для начала поинтересоваться древнегреческой и древнеримской
поэзией. Имена: Сапфо, Алкей, Ивик, Анакреонт, Пиндар, Феокрит, Катулл,
Гораций, Виргилий. Жанры: эпиграмма, эпиникий, энкомий, ода, элегия, идиллия,
дифирамб, френ, ямб, эпиталама - пришли оттуда и некоторые до наших дней в
сильно изменённом виде продолжают бытовать в поэзии современной.
Совсем необязательно вдаваться в подробности, изучая лирику
прошлых времён. Но всё же иметь хоть какое-то представление о ней должен, на
мой взгляд, каждый уважающий себя поэт.
Практикующий поэт не может быть узколобым человеком, потому
он обязан интересоваться поэзией как Запада, так и Востока.
Что касается восточных поэтов, то желательно почитать
эпические поэмы Фирдоуси («Шахнамэ», например), моралиста Саади Ширази
(житейский суфизм, многие им сегодня щеголяют в стихах, правда, перепеть Саади
никому не удалось), неподражаемые и правдивые рубаи (стихотворные афоризмы)
Омара Хайяма, романтичные эпические произведения Низами Гянджеви (ему
персидская поэзия обязана появлением в ней разговорной речи и реалистических
элементов – да-да разговорная речь пришла в поэзию задолго до Пушкина!).
Конечно же, нельзя оставить без внимания Рабиндраната Тагора, выдающегося поэта
Индии, чья лирика проникнута не только высоким гуманизмом, но и стремлением
победить всяческое угнетение в мире (между прочим, он умер в год начала Второй
мировой войны, и он глубоко верил, что нацизм будет побеждён).
Особняком стоит японская поэзия, но и с нею стоит
познакомиться. Хокку (хайка), танка – основные жанры. Авторы: Мацуо Басё,
Бусон.
Теперь посмотрим на Запад. Здесь необходимо попробовать
вкусить поэзию разных народов, населяющих Европу. Ведь это, по сути, основа
нашей современной поэтики.
Англия: Бёрнс, Байрон, Шекспир, Блейк, Вордсворт, Джон Генри
Грей, Уильям Батлер Йейтс, Уилфред Оуэн (поэт, погибший на фронте за неделю до
окончания Первой мировой войны), Данте Габриэль Россетти (поэт и художник),
викторианец Альфред Теннисон, безусловно Р. Киплинг, и в обязательном порядке
нужно читать Перси Биши Шелли – блистательно переведённого на русский язык Константином
Бальмонтом.
Франция дала миру неиссякаемый источник поэтического
вдохновения. Кажется, там каждый рождается поэтом. И читать следует обязательно
поэтов просветителей, романтиков и декадентов: первый французский лирик времён
позднего Средневековья Франсуа Виньйон (его перу принадлежит крылатая фраза
«смех сквозь слёзы»), вечно гонимый Вольтер, свободолюбивый П. Элюар, А. Рэмбо,
Ш. Бодлер, Антуан-Венсан Арно, чуткий и нежный П. Верлен, Г. Аполлинер, «великий
поэт-экрана» Жак Превер.
Немецкие поэты, без которых тоже не было бы мировой поэзии и
литературы, вообще: Шиллер, Гёте, Гейне – это столпы, потом обязательно следует
познакомиться с поэтами менее известными широкой публике (в России) – это
поэт-драматург Бертольд Брехт, Николаус Ленау (особенно в переводах Тютчева,
Брюсова стоит посмотреть), мистик и романтик Новалис, Теодор Фонтане.
Это мы ещё даже к русской поэзии не подошли, а вот сколько
выдающихся имён открыли!
Теперь самое важное для тех, кто пишет на русском языке. Необходимо
понять, что без знания основ русской поэтики сложно будет завоевать сердца
критиков и читающей публики. Хотя публика последнее время стала такой
безграмотной и неразборчивой, что легко «кушает» не тронутые гуманизмом стихи
кабацкого низа, пропитанные алкогольно-наркотическими парами и не брезгующие
натуралистической похабщинкой. Я не против этих стихов. Кому-то дорасти до
более совершенных творений не дано, очевидно, так хоть частично приобщиться к
творению словесному.
Я уже писала о полезном чтении. Читайте
этот материал в блоге – ПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ. Это не только поэзия, но и проза.
Что касается теорий стихосложения, нужно запастись терпением
и попробовать почитать следующее: поэтический словарь Квятковского, «Теория
литературы. Поэтика» Б.В. Томашевский, теория стихосложения В. Брюсова. Не
берите в голову всю теорию стиха. Просто ознакомьтесь и всё. Хоть основные
понятия будете понимать и, возможно, что-то возьмёте на вооружение.
Важно также почитать что-то по общей этике и эстетике, уж,
коль скоро мы стали поэтами. Без эстетики нет поэзии. А ещё теории культуролога
и философа Бахтина М.М. помогут в понимании некоторых моментов творчества.
Перечислю поэтов, которых надо – просто НАДО – читать:
Г.
Державин, В. А. Жуковский, И.А. Крылов, А. Фет, И. Анненский, Ф. Тютчев, А.
Пушкин, Антон Дельвиг, Денис Давыдов, Н.
Некрасов, И.З. Суриков, М. Лермонтов, В. Брюсов, И. Бунин, Алексей Кольцов, А.
Григорьев, Андрей Белый, А. Блок, И. Никитин, К. Бальмонт, Н. Заболоцкий, Велимир
Хлебников, О. Мандельштам, И. Северянин, М. Волошин, Б. Пастернак, В.
Маяковский, С. Есенин, Н. Гумилёв, А. Ахматова, М. Цветаева, Тэффи, Мирра
Лохвицкая, Андрей Белый, Н. Рубцов, Б. Ахмадулина, Л. Филатов, Р.
Рождественский, А. Вознесенский, И. Бродский, В. Набоков (Сирин), Саша Чёрный, А.
Галич, И. Варавва, Е. Винокуров, Ю. Друнина, О. Берггольц, К. Симонов, Б. Рыжий, Я.
Смеляков, Г. Шпаликов, Арсений Тарковский, Е. Евтушенко, Юрий Кублановский, А.
Кушнер. Последние три поэта по настоящее время живы и продолжают радовать нас своим
неиссякаемым творчеством.
Вообще, советовала бы обратить внимание на поэтов
Серебряного века и поэтов послевоенной поры. Мы – их наследники, можно сказать,
а составителей наследства и сути его не знаем порой. Это видно, когда берёшься
читать того или иного новоиспечённого стихотворца.
Читайте больше. Чтение вызывает развитие воображения, помогает
формированию личности и главное – помогает вырабатывать собственное мнение!
Пишущие, творите, вдохновляйтесь прекрасным наследием предшественников,
составляйте свою «библиотеку поэта» и обязательно поделитесь со мной своими
открытиями, творчеством поэтов, кого вы с удовольствием читаете.
Ваша читающая,
С.Г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий