понедельник, 12 сентября 2016 г.

О преданности и верности. Мнение


Вчера в паблике Олега Роя, известного российского писателя, прочитала такую заметку (цитата): «Для меня самое ценное качество в людях - это преданность. Если есть преданность, будет и любовь, и дружба, и все остальное... Если же человек хоть однажды предал ради денег, ради какой- то выгоды, ради чего- то еще - не важно, я раз и навсегда вычеркиваю его без всякого сожаления. Поверьте, в моей жизненной тетради еще достаточно места, чтобы вписать туда новые имена...». О какой преданности речь? Уж точно он говорит не о близких взаимоотношениях, потому что обращение сухое и суровое.
Так близкому человеку не напишешь и, тем более, не скажешь лицом к лицу. Преданность – это, в его понимании, что? Виляние хвостом на задних лапках перед своим хозяином? Так это только у собак такое мироощущение. У людей всё иначе. Люди гораздо более высокоорганизованные существа, даже в худших своих представителях.

Преданность тесно связана с фанатичностью, одержимостью, сильно эмоционально окрашенной целеустремлённостью. Иногда преданность (особенно, если личность слабо развита) может вылиться в манию, в зависимость. И если у девушки развит маниакальный психоз, то она будет преследовать того, кому всем сердцем преданна, как зомби. Ты станешь рядом с ней жертвой. Но ведь она так преданна тебе. Что тут сказать? Болезнь.

И очень часто преданность делу, какому-то идеалу, кумиру, какой-то идее, проекту (в бизнесе, например) тоже выливается в острые формы психоза – фанатичная занятость или следование и преследование своих кумиров-идеалов-жертв. Хорошо, если кумир или идеал уже почил в бозе. А если ещё жив пока, то держись! Преданные люди тебя растопчут в порыве своей сугубой привязанности, приверженности, пристрастия.

Столько глубоких чувств связано с понятием преданности и все они на грани – баланс очень трудно сохранять. Как правило, среди нас нет совершенно уравновешенных и психологически устойчивых личностей. Мы все не развиты в такой мере, чтобы удержаться от фанатизма. Если человек легко увлекается чем-то или кем-то, не избежать трудностей в общении в последствие, ведь этот преданный поклонник замучает напрочь. И это касается не только личных отношений, но и отношений с коллегами по работе, с начальством. Иногда человек быстро «сгорает» на работе. Близкие задаются вопросом: что случилось? Такой благополучный, порядочный человек, так предан своему делу… Вот именно. Он так предан своей работе, что положил свою голову на плаху из-за неё. Он вспыхнул факелом в честь своей необузданной преданности! Это не есть хорошо.

В приведённой выше цитате есть фразы – «ради денег, ради выгоды». Автор лукавит. Может, слегка и неосознанно. Но всё же. Каждый человек многое делает ради денег, потому что в мире, где мы живём, энергия денег самая сильная. За деньги мы покупаем продукты питания и одежду, услуги разные, путешествуем и т.п. Я не буду говорить о крайних формах фанатичного добывания денег (порой просто ради того, чтобы быть богаче всех – это бред, конечно, ну, тоже болезнь). Но каждый писатель, продавая книгу, добывает свой хлеб насущный. Точно также, как это делает сантехник, строитель, торговец на ярмарке, стриптизёрша в баре, актёр, режиссёр, музыкант – кто угодно. Каждый делает то, что может…

Конечно, если писатель – личность высоких моральных принципов и духовных ориентиров, не связанных с личным материальным благосостоянием, тогда он не занимается продвижением своих произведений с большим фанатизмом и той самой преданностью идеалам меркантилизма и эгоцентризма. Он просто пишет и пишет. А потом издаёт своё творчество, не ставя целью славу и личное обогащение. Он понимает, что должен продать то, что создал его гений, чтобы жить дальше и продолжать творить. Мы живём в мире обмена: чтобы покушать, мы вынуждены что-то отдать. А что может отдать поэт, например? Только стихи. А писатель отдаёт романы, повести, сказки. Так было всегда на земле. Это круг жизни. Обмен.

Если кто-то ради денег, ради личной выгоды перестал публиковать то, что ты пишешь, перестал издавать твои книги, что ж, это плохо, но не смертельно. Издателей – прорва, иди к другим.  Если кто-то ради денег, ради того, чтобы вместо макарон покушать лазанью, не пошёл на твой концерт или встречу, а пошёл на калым (шабашить) – таксовать, разгружать вагоны, давать уроки английского или готовить кого-то к ЕГЭ, ну, что же, это тоже не комильфо, но не смертельно. Пусть человек подзаработает. Будет свободен, сам придёт. Или книжку купит. Ну, будет сидеть у тебя на литературном вечере не 100 человек, а 50. Не страшно. Организаторы, конечно, будут рвать и метать. Но и это пережить можно.

Говорить о том, что твои поклонники тебе не преданны, что ты больше никого не любишь и видеть не хочешь, - это показатель слабости личности. Писателю, вообще, никакие фанаты и поклонники не нужны. Они нужны тем, кто использует писателя в своих корыстных целях. Ведь, что греха таить, на нас зарабатывают все, кому не лень: организаторы мероприятий, агенты, менеджеры бесконечные, рецензенты, издатели, книготорговцы, пиарщики (в помощь всем предыдущим), сотрудники СМИ и Интернет-ресурсов и много, кто ещё. Все они преданны писателю по гроб только в том случае, когда он пишет, пишет, пишет всё, что хорошо продаётся. 

Писатель постепенно окружает себя преданными коллегами, помощниками, соратниками, ну, и конечно, теми, кто часто бывает на его встречах, покупает его книги – ценителями, поклонниками, последователями. Все они преданны ему только из личного интереса или выгоды. Каждый преследует свои цели. И как только что-то в привычной схеме идёт не так, все связи рушатся, как будто их и не было. Преданность в этом деле – иллюзия. Приятная, но опасная. Ведь мы, люди творческие, так хрупки, так ранимы, так нервны. Нас так легко вывести из равновесия.

Более всего я ценю другое качество личности, которое не так-то просто в себе взрастить, воспитать. Это верность. Слово менее эмоционально окрашенное. Спокойное. И вот это-то спокойствие верности делает её незаменимой во многих жизненных вопросах. Это касается личных отношений людей (семья, дружба) и внутренних ориентаций личности (хобби, работа, бизнес, благотворительность), и духовных практик, вопросов веры. Там, где проявляется верность, всё спокойно движется в заданном направлении и приводит, как правило, к успеху, к победе. А если у человека и с чувством долга всё в меру, вообще, хорошо.

Поэтому из преданности и верности я выбираю верность. Она спокойная, уравновешенная, добрая, светлая. В ней меньше пафоса. В ней есть свобода. Ты волен действовать так, как ты чувствуешь, думаешь, ведь тот, кто верен тебе, не принуждает тебя быть каким-то «особенным», потому что ты и так особенный для него (неё). Это очень ценно. А преданность пусть остаётся собачкам и другой живности.

Ваша верная,
С.Г.

Комментариев нет: