В художественных произведениях, и главным образом в поэзии,
используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую
эмоционально-экспрессивную окраску. В этом - одна из причин того, почему
содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи
состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке
звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно
только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую
роль. Главным способом усиления фонетической выразительности художественной
речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в
подборе слов близкого звучания, например:
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
Здесь повторяются гласные (о, а) и согласные (п, р, т). Это
делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно
отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи
подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова «пирует Петр».
Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере)
повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую
«перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение
приносит звучание текста. Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: «Взгляни:
под отдаленным сводом гуляет вольная луна»; «Взлелеяны в восточной неге, на
северном, печальном снеге вы не оставили следов»; «Ей рано нравились романы»; «Чья
благородная рука потреплет лавры старика!»; «И дам обдуманный наряд»; «Кровать,
покрытая ковром»; «Наследников сердитый хор заводит непристойный спор» и т. д.
Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют
другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики
стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые
главные из них.
В зависимости от качества повторяющихся звуков различают
аллитерацию и ассонанс.
Аллитерацией называется повторение согласных. Например:
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в.
С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение
согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова.
Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому-то признаку
согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д. Например:
Марш!
(Маяковский)
Аллитерации на «р» в первой части этого отрывка, чеканный ритм,
отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи,
которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления
трудностей...
В иных случаях образная символика звукописи более
отвлеченна. Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на
ж — з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого
«Журавли»:
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями
неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи,
произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые
представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями
языка интуитивно, и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.
Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает
вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект
знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется,
например: репей, хрыч, мямля, балалайка, арфа, лилия. Звучание таких слов
заметно влияет на их восприятие.
В художественной речи и, прежде всего, в поэтической,
сложилась традиция деления звуков на «красивые и некрасивые», «грубые и нежные»,
«громкие и тихие». Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки,
может стать в поэтической речи средством достижения определенного
стилистического эффекта.
Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и
образа придает звуковой инструментовке яркую изобразительность, но восприятие
ее не исключает субъективности. Вот пример из стихотворения Асеева «Заплыв»:
Легши на бок,
напрягши плечо,
Я вперед уплываю
еще,—
постепенно
волной овладев,
по веселой
и светлой воде.
И за мной,
не оставив следа,
Завивает
воронки вода.
Нам представляется, что аллитерации на ш — п передают
скольжение по волнам; настойчивое повторение «в» в последних строчках вызывает представление о
замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде. Вы можете с этим
не согласиться. Восприятие всегда субъективно, хотя и базируется на неких общих
представлениях.
Установление такого «звукосмыслового подобия» может
опираться на довольно сложные ассоциации. Например, в строчках Пастернака:
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра -
можно увидеть
фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в
необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр».
В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая
строка: «В его столбцах мерцают искры чувства».
Здесь дважды повторенное сочетание «ца»
как бы изображает «мерцание».
Независимо от образного осмысления звукописи, ее
использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость
стиха, создавая красоту его звучания.
Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора.
Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского
языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль.
Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Шесть гласных в этом
отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних
и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли
можно угадать за сочетаниями «еаи, аюо, уи, еао» какие-либо слова, но стоит передать те же
слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн,
Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость»
согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых
ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень
значительны.
Другим, также распространенным, видом звукового повтора
является ассонанс.
Ассонансом называется повторение гласных. Например: «Пора,
пора, рога трубят...» (Пушкин). В основе ассонанса обычно оказываются только
ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому
иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных
безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на «а» и на «о» создают лишь выделенные гласные: «Тиха
украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не
хочет воздух…». И хотя во многих
безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их
звучание не влияет на ассонанс.
В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются
изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из
«Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на «у»; поскольку качество этого
звука не меняется, и в безударном положении «у» подчеркивает фонетическое
сходство выделяемых слов: «Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары,
окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат» (в последних двух строках
ассонанс на «у» соединяется с ассонансом на «а»).
В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто
используются параллельно. Например: «Мело, мело по всей земле во все пределы.
Свеча горела на столе, свеча горела»
(Пастернак). Здесь и ассонанс на «е» , и аллитерации на «м, л, с, в»;
повторяются сочетания согласных: «мл, вс – св». Все это создает особую
музыкальность поэтических строк.
И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь, «Секреты хорошей речи», М.:
Междунар. отношения, 1993г.
Ассонанс (франц. assonance — "созвучие"; лат.
as-sonare — "откликаться, отзываться", as-sensus —
"согласие") — явление восприятия и прием композиции, создающий повтор
отдельных элементов. В отличие от полного тождества, абсолютного согласования,
называемого консонансом, означает лишь частичное совпадение форм. Например,
неполная симметрия элементов орнамента, следующая не метрической, а ритмической
схеме. Такой ассонанс производит впечатление ритмического сдвига, зрительного
движения, даже сбоя, что вносит особое напряжение в композицию. В более сложных
изображениях ассонансная гармония позволяет выстраивать "зрительные
рифмы", уподобления форм или отдельных частей изображения формату, отклики
одной части изображения в другой, хотя они могут не совпадать по характеру и смыслу.
Противоположное значение — диссонанс.
Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства,
2004-2009
Ассонанс — повторение гласных звуков в высказывании. В
поэзии имеет другие употребления — для описания поэтической фонетики. Так
называется рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки, а также
повторение в стихе однородных гласных звуков.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило
пушки
И леса синие верхушки
-
Французы тут как тут.
(М.Ю.Лермонтов)
По небу голубому
Проехал грохот грома.
В последнем примере встречается как и ассонанс, так и
аллитерация.
Образцом ассонанса
является палиндромная строфа Айдына Ханмагомедова с единственной гласной
буквой, задействованной тридцатикратно:
Вол около коков, оков, колов,
но около мокко
молоко он волок в
око,
в око колоколов.
(О палиндромах можно подробнее прочесть в статье "Стих. Виды стиха. Экзотические (экспериментальные) стихи".)
В конце XIX - начале XX века на страницах Энциклопедического
словаря Брокгауза и Ефрона это понятие описывалось следующим образом:
Ассонанс (франц., созвучие) - так называется в стихосложении
род неполной рифмы, в которой рифмуют одни гласные, но не согласные. Особенно
часто прибегают к ассонансу испанские и португальские поэты. Немецкие - лишь
при переводах и подражаниях этим поэтам, и лишь немногие в оригинальных
произведениях, например Шлегель в своем "Аларкосе". В народной поэзии
славян с появления рифмы ассонанс часто встречается, но обыкновенно уже рядом с
созвучием согласных в двух соседних строках стиха, таким образом является
полная более или менее выработанная рифма, т. е. созвучие гласных и согласных.
Примеры ассонанса в русской народной поэзии являются часто, например, у
Бессонова в его сборнике "Калеки перехожие", где, между прочим, можно
заметить следующие ассонансы: винограды - кудрявы, сиротки - безродны , убоги -
безродны и т. д. Надо заметить, что здесь вообще ассонанс не имеет строго
выработанных правил: иногда он основывается на более или менее точном созвучии
гласных, иногда, наоборот, согласные играют большую роль, например, власти -
гости, причем только последний гласный звук совпадает; иногда сближение весьма
неопределенно, напр.: сказати - золотыя, виноградов - кудрявых, подавати -
обуты и т. д., но чаще всего является рифма и притом в двух видах: I) тождество
только последнего слога - а) согласною и гласною, напр. власти - гости, б)
тождество только последней гласной, напр. небеса - братья, и, наконец, II)
самый обыкновенный случай, это более или менее выработанная рифма двух
последних слогов: питаться - обуваться, золотую - медовую, молили - просили и
т. д.
Ассонанс
I — повторение в стихе однородных гласных звуков, напр.
«ночами без улыбки вырос сын»;
II — рифма, где совпадают только ударные гласные, а
согласные совпадают частично или совсем не совпадают, напр. «море» и «много». В
развитии романской средневековой поэзии ассонанс играет особо важную роль.
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство
Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература.
Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.
Ассона́нс (франц. assonance – созвучие), приём звукописи;
повтор ударного гласного в разных словах одного речевого отрезка. Поэты
применяют его в силлаботонических и тонических стихах для подчёркивания ритма:
«Счастлив, кто посетил сей мир…» (Ф. И. Тютчев, «Цицерон), «В соседнем доме
окна жолты…» (А. А. Блок, «Фабрика»).
Литература и язык. Современная иллюстрированная
энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
Примером замечательного употребления ассонанса служит
следующий, отмеченный Вячеславом Ивановым, в ряду других отрывков из «Цыган»
Пушкина — отрывок:
Ах, быстро молодость моя
Звездой падучею мелькнула.
Но ты, пора любви минула
Еще быстрее; только год
Меня любила Мариула, —
Однажды, близ Кагульских вод
Мы чуждый табор повстречали...
Во всем этом отрывке звучит «у», придавая стиху унылую
напевность.
Но гармонизацией, конечно, не исчерпывается значение
ассонанса. Умелое расположение ассонансов, подобно аллитерации, выдвигает и
объединяет отдельные слова или их группы. И с этой стороны ассонанс еще более,
чем аллитерация, может усилить смысловое или чисто звучальное значение слова. С
другой стороны ассонанс становится порой важным ритмическим моментом. Так, в
силлабическом стихосложении, где число гласных имеет основное значение,
ассонансы подчеркивают ритм, закрепляя его рисунок.
При характеристике ассонансов следует принимать во внимание
различную долготу разных гласных, от которых ассонансы получают своеобразную
окраску. Надо иметь в виду, что чисто эмоциональное воздействие известного
звука не является чем-то постоянно присущим ему, а зависит от его окружения.
Так, ассонанс на «у» не всегда будет иметь унылую напевность, как в приведенном
примере из «Цыган».
Встречаясь в краесозвучии, ассонанс представляет разновидность
приблизительной рифмы, например, сочетания: «поезд» и «пояс» или (вместе с
аллитерацией) «синими» и «имени» — в этом примере ассонирует «и», аллитерируют
«н» и «м».
Такого рода приблизительные созвучия весьма распространены в
современной поэзии и вытесняют точную рифму. Этот процесс внешне ознаменовывает
ту настроенность, которая царит в разорванной душе современных поэтов и которая
мешает им пользоваться таким средством полной гармонизации стиха, как рифма.
Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь
литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э.
Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.:
Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ
Надеюсь, информация была вам полезна. ПОДДЕРЖАТЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий