четверг, 16 июня 2016 г.

Когда критика раскрывает все достоинства, не ведая того.

Меня просто удивляет, как желание поругать, показать свои знания, возвыситься над поэтом, часто творит неописуемые чудеса. Такая критика только усиливает эффект от критикуемого стихотворения. Такое имело место быть и в моей практике. А дело было так.


Недавно я откликнулась на «зов о помощи» в конкурсном проекте некой Алкоры на Стихи.ру. Она приглашала помощников в жюри. Поскольку у меня богатый читательский опыт и желание немного разнообразить редчайшие часы досуга, ради творческого роста, разумеется, я написала ей письмо. 

Алкора оказалась Аллой. Она весьма серьёзно написала мне о важности её конкурсной программы, о возвышенных целях её деятельности – сохранять традиции русской литературы, родного языка. А также присовокупила подробное описание типичных ошибок многих начинающих поэтов, указала все требования к членам жюри, а затем добавила комментарий к моим стихам, которые она прочла на моей странице. Они ей не понравились своей прогрессивностью. Ведь я не люблю писать скучно, гладко, причёсано. Эмоции нельзя писать так.

Мои эмоции – это стихия. Неудержимая. Потому и пишу, меняя размерность стиха, соединяя метры, экспериментируя со способами рифмовки. Но всё это техническое разнообразие подчинено замыслу того или иного стихотворения. Такие, как Алкора, никогда не слышавшие музыки Dream Theater и Стива Вая, никогда не поймут, «прогрессива» в моих стихах, не прочувствуют и не проникнуться ими. Для меня музыкальность, движение, метаморфозы, пассажи очень и очень важны. Это мой инструментарий, элементы авторского стиля.

Когда часто слышишь или читаешь одного автора, постепенно начинаешь узнавать его стилистику и можешь даже почти безошибочно отличить его стихи от написанных другими. Потому я полагаю, что мои читатели, внимательные читатели, давно уже прониклись этим духом вольности и движения в моих стихах. Именно это их и привлекает на мои мероприятия, выступления и на мои странички тоже.

Саморекламой я практически не занимаюсь, за исключением тех случаев, когда невольно посылаю в эфир некое послание, а его можно истолковать как рекламу. Не слежу за этим, не стремлюсь к нарочитой публичности, известности. Не рвусь в «популярные поэты». Свой читатель мне дороже тысяч любопытствующих обывателей, жаждущих только голых зрелищ без ума и фантазии (во всех смыслах).

И вот, что я заметила (сквозь годы): именно пожилые люди (уточню – пожилые пишущие люди, в особенности поэты) не видят этого движения в моих стихах, не могут смириться, что это новая волна, которая неминуемо смоет нечто отживающее – монотонность. Да и не одинока я в своих экзерсисах. До меня точно так же ваял Вознесенский, да и сегодня много молодых поэтов так же пишут.

Ведь менее всего читатель ищет скуки, когда берёт в руки томик стихов или открывает страничку полюбившегося поэта в сети. Особенно скучать начинаешь, прослушивая, как некоторые порой именитые поэты нараспев, а то и просто бубня, читают свои нетленки – так монотонны их стихи, так нудно долбят один и тот же заезженный годами ритм. Конечно, это не всех касаемо.

Есть поэты, умеющие при всей простоте и банальности структуры текста насытить его образами,  художественными средствами языка, своеобразной лексикой (без матерка и жаргонов причём!), что ты бы так и слушал их без конца и краю. Но таких уникумов мало. Так всегда было и так всегда будет. Мне бы и самой хотелось так уметь. Но я пока не волшебник, а только учусь. Да и всё-таки мера дарования (таланта, как говорят) у всех своя. Это тоже надобно учитывать.

Да, что там говорить! Ведь сам Александр Сергеевич (я имею ввиду Пушкина) неоднократно говорил о том, что новые, идущие за ним поэты должны будут выработать новую манеру письма, ибо все рифмы уже (это в девятнадцатом-то, батюшки, веке!) исчерпаны, все ритмические структуры уже известны, все метрические особенности раскрыты (знай только пиши и развивай дальше), а главное - почти все темы исчерпаны: что и как будут писать молодые, новые поэты? Вот какой глобальный вопросище!

И вот на смену устоявшимся структурам приходит ломанный стих, а ещё дольник, появляются экспериментальные виды стихов, отпадает рифмовка. Поэзия Серебряного века дала такой толчок – модерн шагнул в мир с широко раскрытыми объятьями. Русский стих жил и двигался навстречу своим новым читателям. И был принят. То же самое происходит и сегодня.

Ритмические структуры поэтического текста – это моя самая любимая тема. Хотя ритмик я, конечно, тот ещё (в смысле – «тот ещё фрукт!»). Часто сбиваюсь с ритма, когда пою. Но вот со стихотворными ритмами, тут другое дело. Я их чую ого-го! Потому что это основа интонации. А стихи без интонации мне неинтересны. Интонацию, настроение, эмоцию создаёт в стихах многое, кроме ритмики. Метр, синтаксис, сама лексика порой, даже фонетика стиха. Многое.

Чтобы прочувствовать ритмико-интонационный строй стихотворения, услышать его настоящую интонацию, его лучше всего прочесть вслух. Сразу поймёшь, быстро надо читать или медленно, где сделать паузу, а где, возможно, закричать, а то и вовсе замолчать. Попробуйте прочитать поэму «Чёрный человек» Есенина про себя, а потом вслух. Вы поймёте, что многое потеряли при чтении молча.

В литературном произведении всегда важно не только то, что написано, но и как. Тема двойственности натуры человека выражена в поэме Есенина именно на композиционном уровне. Перед нами два образа – чистая душа и черный человек, а перетекание монолога лирического героя в диалог с двойником – поэтическое выражение подсознательного. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. Соотношение монологической и диалогической речи выявляется в ритмико-интонационном строе. Жесткий ритм дактиля усиливает мрачные интонации монолога черного человека, а взволнованный хорей способствует выражению диалогической формы мысли и повествования. Метафора разбитого зеркала прочитывается как аллегория погубленной жизни. В поэме выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни. Такие стихи невозможно написать «ровно». Было бы смешно, указать Сергею Александровичу на то, что у него ритм «плавает».

Мне бесполезно писать критику по поводу композиции или ритмико-интонационных структур. Я не выкладываю в сеть случайно прибежавших мыслей или выплески эмоций. Для меня поэзия – это форма существования мысли. Это не психологическая разгрузка. Отнюдь. Я могу быть не в духе, а сяду за стол и напишу нечто жизнерадостное. У меня может быть совершенно спокойно и хорошо на душе, а я вдруг возьму и напишу стихи о смерти или тоске.

Никакое моё состояние не играет роли при написании стихов. Я уже писала, что меня ничто не вдохновляет, потому что вдохновение – это неотъемлемая составляющая моей внутренней жизни – постоянно. Меня, видимо, в детстве уронили в чан с вдохновением, как Астерикса в котёл с волшебным эликсиром. Тут ничего не поделаешь: я – человек вдохновенный. Это как новый вид живого существа, «хомо вдохновениус». И стихи я пишу не просто по наитию, а ещё и по хорошо продуманному замыслу. Я постоянно думаю о них, грежу, ищу лучшие способы, средства для выражения тех идей, образов, которыми заняты моя голова и сердце.

Тот, кто говорит, что мои стихи не продуманы, просто невнимательно читал. А ещё скорее напрашивается вывод, что человек увидел во мне сильного конкурента на поэтическом поле. И пытается показать свою власть надо мною, указать мне моё место. Но я ни с кем не воюю, никого не пытаюсь затмить. Я – сама по себе. И судя по рецензиям, ценность моего творчества растёт. Это не может не радовать.
Критики сами не подозревают, что, указывая на ошибки, они подчёркивают достоинства написанных мною текстов. Я как профессиональный литератор, филолог, исследователь не могу этого не осознавать. Потому спасибо вам, критики, за проделанную работу.

Вот ярчайший пример такой критики. Нашла эту рецензию к стихотворению «Морское» на Стихи.ру.

Алкора   15.06.2016 (цитирую полный текст рецензии):

Не поняла, что с ритмом, почему только первая строфа гармонична, а далее - то 4-стопный ямб, то 5-стопный, то 6-и стопный, я не говорю уже о хаотичности расстановки безударных стоп:

Ты, словно рок, довлеешь надо мной.
Как ты - меня, тебя я не избегну.
Ты непокорный, ты – морской прибой,
Нахлынешь и окутываешь берег.
01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
00 01 01 01 01
01 00 01 00 01 0

И жадно пенная тоска
Песок и камни лижет и ласкает,
Разлука скорая близка –
Волна, отхлынув, в море убегает.
01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 00 01
01 01 01 00 01 0
«Нет, не дана! Она мне не дана!»
Зов этот в глубине морей остынет.
Волна кипенная прошла,
И на песке ты пишешь имя…
00 01 01 00 01
01 00 01 01 01 0
01 01 00 01
00 01 01 01 0
«Как в море бурном маячок,
Глоток воды в пустыне знойной,
Букашка малая в ладонях – светлячок…
Была, была и ныне не со мною…»
01 01 00 01
01 01 01 01 0
01 01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0

Посмотрите, какой прекрасный ямб, сдобренный пиррихиями, какая ритмико-интонационная структура, идеально выражающая движение морской волны. Это же море. Оно живое. И стихи то укорачиваются на стопу, то удлиняются. Идеально! Мне никогда не стыдно за мои стихи. Я счастлива, что тогда в 2010-ом так прониклась метрикой, что сумела выразить море на всех текстуальных уровнях (филологи меня пойму). А читателям по барабану, ямб там или ещё какая крокозябра, главное – гармонично и приятно.

То, что Алкора (возможно по незнанию) назвала «хаотичностью расстановки безударных стоп» - это пиррихии. Кстати, если приглядеться, расставлены они как раз очень гармонично: в пределах одной строфы, в зависимости от её размерности, все пиррихии стоят в одной и той же позиции. Гармония опять же подчёркнута. А ведь я не специально это делала. Это одно из тех стихотворений, которые я не просчитывала специально, хотя довольно часто веду поэтический счёт, чтобы проникнуться ритмико-интонационной структурой того, что в данный момент продумываю. Я писала это стихотворение о море с удовольствием. Надеюсь, оно принесёт такое же удовольствие читателям и слушателям.

Всегда искренне ваша,

С.Г.

Комментариев нет: