воскресенье, 1 марта 2015 г.

Фрида Кало. История жизни сквозь поэтический палантир. Стихи С. Гончаренко


История этого стихотворения почти также драматична, как и история его лирической героини - мексиканской художницы Фриды Кало.



В январе 2012 года я увлекласть творчеством этой удивительной женщины. Её судьба, страдания, боль и горечь буквально пропитали меня насквозь. Созерцание её картин, ярких, солнечных, радужных - в цвете и совершенно трагических и невероятно драматичных - по содержанию, оставляло глубочайшие следы в моей впечатлительной натуре. И я под этим впечатлением начала писать о ней, мало понимая ещё, что пишу опять-таки стихи.

Набросав первые семь строк и начав было писать следующие две, я вдруг всё бросила, выключила ноутбук, и уткнулась в подушку - заплакала. Мне стало больно - физицески. Заныло в груди. Конечно, я успокоилась и занялась своими обычными делами, постаравшись задвинуть эту боль подальше в глубину сознания или подсознания. Через несколько дней я вернулась к этим наброскам и набрала следующие семь строк, даже не задумываясь особо о форме и содержании. Кстати, это одно из немногих стихотворений, которое я написала - настучала полностью на компьютере, только первые пару строк я написала в тетради (т.е. я садилась за ноутбук и набирала эти строки последовательно одна за другой, сохраняя канву истории).

Потом был большой разрыв в написании этого стихотворения. Я его оставила в набросках. Отложила на потом. И вернулась к нему только после того, как сама оказалась на краю смерти и жизни. Страшно разболелась. Это тот самый драматичный 2013-ый год был. Как раз в январе я сама была распластана и полностью разбита. Словно этими строками сама себе выместила дорогу страданий и невыносимой боли. И при этом я смогла написать ещё только строк десять и немного подкорректировать и выровнять ритм и рифму написанного ранее. Понимала, что однажды завершу эту эпопею Фриды. Но каждый раз погружение в её судьбу повергало меня в такой шок, что я не могла писать дальше. Писание всегда завершалось слезами и внутренней болью.

Ещё через год я снова вернулась к моей страдающей Фриде. И написалось ещё два семистишия. Я уже чётко чувствовала эту форму, она мне нравилась и манила писать и закончить, но до завершения истории было ещё далеко. В середине 2014 года написала ещё несколько строк и редактировала всё, что уже было написано. Стихотворение обретало законченную форму, обладало своим внутренним миром и ритмическим рисунком, который меня притягивал. Я пережила операцию на сердце, реабилитацию, много работала, жизнь била ключом. Казалось бы, я могла теперь всё, потому что прошла свой ад. Но закончить не спешила. Писала это стихотворение по одной две строки буквально. Я уже знала какими словами его завершу. Они были набраны.

А закончить смогла только сегодня. Просто села за ноут по обыкновению и хотела писать поэму про Россию. Думала я исключительно о Путине и судьбах моей родной страны. Размышляла о смерти Немцова, о том, кому это выгодно и как это опасно для накаляющейся ситуации в обществе. И тут вдруг просто открыла файл с этим незаконченным стихотворением и набрала три последних семистишия. Полагаю, тут сокрыта аллегория. Об этом пусть гадают специалисты. А я точно знала, что именно сейчас я его завершу. И сделала это.   
















ФРИДА КАЛО

Я – Фрида!
Болезнь моя неизлечима,
И я ищу в себе причину
Покинуть мир земной.
Я не красива, но мужчины,
Сорвав одежды и личины,
Идут на смерть за мной.

Я – Фрида!
Художник из меня никчемный,
Характер творчества лечебный.
Как дерево – нога!
Истощена, в чулке волшебном,
От ужаса в бреду страшенном,
Душа моя – нага.

Я – Фрида!
Не уж то всё могло быть лучше?
Автомобиль, трамвай и случай…
Судьба срывает маски!
Но ты сейчас меня не мучай,
Во мне кипит поток могучий,
Спасают кисть и краски.

Я – Фрида!
Пишу себя, других не зная.
За что я дурочка такая?
Подругой мне – текила.
Пускает корни боль тупая,
Травою горе обрастает,
Теряю жизнь и силы.

Я – Фрида!
Средь хаоса кровавых улиц
Я с революцией очнулась.
Мой Мехико в огне!
А ты идёшь один, ссутулясь,
Под рокот вражеских горгулиц,
Так недоступен мне.

Я – Фрида!
На свадьбу – в платье от служанки,
Сверкают очи куртизанки.
Ты - страстью одержимый.
Измена, жизнь на полустанке,
На полпути душа цыганки
В судьбе непостижимой.

Я – Фрида!
Диего, нам нельзя быть вместе.
Пусть сны полны худых известий,
И порознь – никогда!
Мы в нашем домике индейском,
В сиянье радостном бродвейском
Устроим сцену – да!

Я – Фрида!
Как будто в теле иссечённом
Почувствую себя прощённой…
Царапин пара - ерунда!
А в сердце, в сердце измождённом –
Ребёнок мой мертворождённый,
Несбыточна мечта…

Я – Фрида!
Моих страданий изверженье
И хохот до изнеможенья:
Сквозь боль лучится счастье.
Всплывёт под кистью отраженье
Всего, что мне даёт движенье,
Я прочь гоню напасти.

Я – Фрида!
Быть может, счастье улыбнётся,
Хоть жизнь прошла на дне колодца,
Забуду я об этом.
Оставить след – всё ж ей неймётся!..
…Ушла в июль, в жару и солнце,
Пронизанная светом.

21.01.2012г. – 01.03.2015г.
Чита - Краснодар

© Copyright: Светлана Гончаренко, 2015
Свидетельство о публикации №115030102616

Комментариев нет: