Любой, кто встает на путь писательства, начинает искать информацию о том, как писать правильно. Могу порекомендовать хорошие книги. Одна из них «Алхимия слова» Я. Парандовского. Но уверяю, что никто не даст вам рекомендаций профессионального писателя, никто не научит, как написать успешный роман или повесть. Путь каждого писателя индивидуален.
Писатель вынужден много работать над словом. Гораздо больше, чем поэт. Проза – это настоящий кладезь знаний в образах. И чтобы этот кладезь было легко открывать читателю, писатель должен многое знать сам, многое понимать и уметь выразить это в нужных словах и выражениях.
Нам кажется, что сегодня мы пишем неинтересно для современников. Но спустя годы эти вещи будут взахлеб читаться потомками. Как, например, «Детство и отрочество» Толстого. Раньше люди не стеснялись писать о своем детстве, о юности. И нам ведь очень интересны картины прошлого, запечатленные писателями.
У писателя всегда должна быть некая напруга в голове, страсть читать книги и идея.
Важна способность рассказывать, излагать идею. Это необходимо, когда мы касаемся такой вещи, как стиль.
Русский язык богатый, но он, естественно, терпит не все. Потому следует работать со словарем. М.Е. Вишняков, наш земляк, писатель и поэт, лауреат премии Лермонтова, советовал мне так: «Бери толковый словарь, садись вечером и читай на ночь, старайся понять значения и смысл слов».
Когда уже есть какой-то материал для рассказа, его надо выкладывать на бумагу по законам композиции: завязка, кульминация, развязка. Есть и другие элементы. Но главное в этом. Начинать писать нужно с конца истории. Логическая связь начнет проявляться постепенно. Самое главное – это конец истории, куда ведут все ниточки.
Завязка строится на интриге. И эта интрига идет в процессе всей книги. И иногда совсем непонятно, почему в начале книги говориться об одном, и до самого конца не ясно, в чем же дело-то. И только в самом конце выясняется, что произошло в начале книги, на само деле. Это подогревает интерес читателя.
Вот, например, наш земляк, писатель Олег Афанасьевич Димов написал книгу «Дети длинных ветров». Он пишет о простых людях, о геологах, которые не гонятся за материальными ценностями, ценят красоту суровой забайкальской природы, и у них есть выбор между деньгами и призванием, любовью и предательством. И вроде книжка о геологах, а ведь вначале он пишет совсем не об этом. Читатель заводится. Что это за история? Кто эти люди?
Интрига – это энергия прозы.
Детали, стиль, материал – важные компоненты прозы.
Стиль – это авторская манера общаться с аудиторией. Не надо ничего выдумывать. Нужно излагать все так, как ты это делаешь в обычной жизни. Это и есть твой стиль. То, как вы излагаете, это и есть ваша манера. И потому, если ты – хороший рассказчик, то проблем не будет.
Сначала выстраивается логическая схема повествования, а потом начинается работа над детализацией. Особенно важна прямая речь. Каждый герой должен обрести свой голос, интонацию. В жизни возраст, статус, положение в обществе, образование влияют на речь каждого человека. И потому, работая над речью героев, писатель должен уметь перевоплощаться. Важно уметь подыскивать нужные слова. Это определенное кодирование сознания.
Конец и начало произведения должны играть в одном ключе. Должна быть обратная связь. Так, например, повесть «Генеральский роман». Сразу из названия понятно, о чем речь: генерал и его романтические отношения. Но суть произведения, его идея была не в этом. Это лишь фон для описания того, что происходило в годы послеперестроечной разрухи в высших эшелонах военных структур. И вот появляется вначале повести некий герой. Он идет по улице, вечереет, а он один, его не пустили на порог дома, где он жил. В голове туман. И после этого краткого эпизода начинается действие повести: в некий гарнизон приезжает проверка, появляется наш герой, закручивается его карьера, он влюбляется в молоденькую официантку, помогает ей получить престижную работу и т.д. И в самом конце, после пережитой катастрофы на службе, после предательства друзей и любимой женщины мы видим ту самую сцену, которая была только маленькими намеками нарисована вначале. Теперь уже все становится понятно. Понятна и глубина переживаний героя.
Есть еще один важный момент в произведении. Это знаки судьбы. Если ружье висит, оно должно выстрелить. Например, рассказ о молодом лейтенанте, который волею судьбы оказался в Чечне во время войны. Рассказ называется «Телок». Телок – образ беззащитности, молодой же, не знает жизни, но уже приготовлен на заклание. Герой по неверной наводке руководства выстрелил из зенитного орудия в дом, где в этот момент находились 30 человек мирного населения. Естественно, чеченцы решили отомстить и найти убийцу. Парня пытаются спасти и по другим документам вывезти из Чечни. Но уже на границе у стен церквушки его убивают. История основана на реальных событиях. Правда, прототип героя живой и здоровый вернулся с той войны. Алла Озорнина, когда прочла мой рассказ, сказала мне: «Ты же убил его». Я подумал и переписал окончание – написал, что герой погибает. И вот знак судьбы в рассказе как раз этот самый телочек, которого военные находят в разбомбленной деревне, забирают себе и откармливают на шашлыки.
Предисловие и послесловие. Если нужно высказать еще что-то дополнительно к теме, пишется предисловие. Если же не хватает энергетики «конца», пишется послесловие. Это итог – что произошло с героями через какое-то время.
В.В. Тытенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий