понедельник, 22 апреля 2013 г.

История Забайкальской краевой писательской орагнизации. И. Куренная

В Забайкальском крае существует два направления современного литературного процесса: профессиональный и любительский. Профессионалами считаются члены Региональной писательской организации, берущей свое начало в областной организации от Союза писателей СССР.
Эта писательская структура некогда имела важнейшее значение в культурной и образовательной сферах Забайкалья. Но после перестройки захирела и сошла на нет. Возрождение ее деятельности идет со скрипом. Профессионалы ждут к себе внимания, почестей и славы. Они зависимы от Министерства культуры и от того, как на них посмотрит высшее руководство ныне уже Союза писателей России. Это значительно сковывает свободу мысли и творческий поиск. Но все же организация есть, и вот ее история, изложенная в патетическом ключе Ириной Куренной.

Региональная писательская организация как профессиональное общественное объединение была основана в тяжелое послевоенное время возрождения страны из руин. Инициатором ее создания явился начинающий прозаик, единственный в крае член Союза писателей СССР, в годы войны служивший вместе с Георгием Марковым, Константином Седых и Иннокентием Луговским во фронтовой газете «На боевом посту» Борис Костюковский, а также молодой учитель Могочинской средней школы Оскар Хавкин. Они вышли с этой инициативой в Читинский областной комитет КПСС и заручились поддержкой первого секретаря обкома Г.И. Воронова. И хотя промышленность Восточного Забайкалья только набирала обороты, мало развивалась инфраструктура, хлеб получали по карточкам, товары по талонам, а в деревнях все еще голодали люди, руководство понимало, что именно местная книга – первый показатель научного, экономического и культурного развития региона. Ко времени проведения первой конференции забайкальских писателей, состоявшейся осенью 1948 года, в Чите уже работало Читинское областное книжное издательство, и забайкальцы с нетерпением ждали выхода каждого номера литературно-художественного альманаха «Забайкалье», редактором которого был Оскар Хавкин.

Учредительной (второй) конференцией забайкальских литераторов, которая проходила с 25 по 29 октября 1949 года, руководил командированный в Читу Секретариатом правления Союза писателей СССР Александр Твардовский. Долгое время участники конференции находились под впечатлением покоряющей личности замечательного поэта и его слов о том, что писатели Забайкалья живут в удивительном, неповторимом крае и что они поистине «ходят по золоту». Из Иркутска в качестве рецензентов рукописей были приглашены бывшие земляки-забайкальцы, известные литераторы Константин Седых и Иннокентий Луговской. На конференции кроме основных докладов было осуществлено рецензирование рукописей начинающих авторов – молодых парней и девушек разных профессий, мечтающих перелить это «золото» в строки, в произведения, достойные своего края и своего времени.

Увы, из емкого списка начинающих авторов в «большую» забайкальскую литературу вошло лишь несколько имен, среди которых – Николай Ященко, Борис Костюковский, Жамьян Балданжабон, Василий Никонов, Виктор Лавринайтис, Арсалан Жамбалон и Оскар Хавкин. Читинское отделение Союза писателей СССР было поставлено на финансирование из бюджета Читинской области с утверждением должностей ответственного секретаря и бухгалтера, а также выделением помещения в историческом здании по улице Бутина. В 1960-х годах отделение получило помещение из двух больших комнат в здании Управления культуры Читинской области по ул. Ленинградская. Первым ответственным секретарем был избран Борис Костюковский, который руководил отделением до отъезда на жительство в Москву в 1953 году. Следующим руководителем отделения стал также фронтовик Олег Смирнов, в будущем известный прозаик, автор сценариев телесериалов о войне «Граница» и «Эшелон». В 1958 году Смирнов также уехал в Москву, и его сменил молодой военный журналист, участник Великой Отечественной войны Василий Никонов.

Время 1950-х характерно пристальным вниманием партийных органов к творчеству местных литераторов. Редкое собрание областного или городского партактива обходилось без разбора (главным образом – критики) их произведений и работы книжного издательства. Газета «Забайкальский рабочий» практически на каждую вновь изданную читинскую книгу публиковала литературно-критическую статью, а в библиотеках и клубах активно проходили читательские конференции. К слову сказать, это были настоящие научные конференции с анализом нового произведения или всего творчества того или иного автора, с достаточно подготовленной аудиторией. Через несколько десятилетий конференции сменят так называемые «презентации» с пышными букетами цветов и подарками для авторов, и мало кто из присутствующих в зале держал в руках «презентируемое» произведение до мероприятия. В те же годы от немногочисленных и провинциально изданных книг общество требовало не столько качества полиграфии, сколько качества внутреннего содержания, сюжета, который бы показывал поступательное развитие колхозной деревни или трудового коллектива и, уступая требованиям критики, – «правды жизни». Слово «писатель» было магическим и расценивалось как высший авторитет.

В 1964 году на отчетно-выборном собрании новым ответственным секретарем был избран молодой поэт Георгий Граубин. Деятельный и инициативный, он быстро сумел поставить работу организации на уровень общественной значимости. Уже с 1965 года по инициативе Читинского отделения Союза писателей СССР в Чите под патронажем областных комитетов партии и комсомола стали проходить литературные праздники «Забайкальская осень», играющие немалую роль в общесибирском культурном процессе, культуре России в целом. Праздник возник после проведения в Чите семинара молодых авторов Сибири и Дальнего Востока в сентябре 1965 года.

«Забайкальская осень» стала первым опытом проведения книжных базаров и широких встреч писателей с читателями в городах, отдаленных поселках и селах Читинской области. Вскоре «Забайкальская осень» получила статус всесоюзного праздника книги, на который съезжались известные писатели из многих городов страны и союзных республик. Среди них Юрий Рытхеу, Антонина Коптяева, Булат Окуджава, Леонид Соболев, Владимир Санги, Марк Сергеев и другие, лауреат Ленинской премии Сергей Смирнов, лауреаты Государственной премии СССР – Валентин Распутин и Виктор Астафьев. Но с начала 1990-х годов в силу экономических причин, праздник стал хиреть и носить характер областного мероприятия. В октябре 1998 года Николай Кузаков писал: «Сейчас большой костер забайкальской литературной осени потух, и вместо него горит в осеннюю недобрую ночь одинокий факел. Но я верю, что придет время, и он вспыхнет золотым пламенем и вновь осветит все Забайкалье». Но только в 2006 году в целях повышения культурного уровня населения края и популяризации творчества забайкальских авторов при участии областного Комитета культуры было возобновлено проведение «Забайкальской осени» и сделана попытка повышения ее статуса в качестве общероссийского. В празднике приняли участие российские литераторы Николай Коняев (Санкт-Петербург), Владимир Берязев (Новосибирск), Василий Козлов (Иркутск), Баир Дугаров (Улан-Удэ). После многолетнего перерыва в Читинской областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина была проведена научная конференция: «Забайкальская осень. Опыт. Проблемы. Перспективы», которая подвела итоги и определила политику в проведении праздника книги. Но в последующие 2007–2009 годы праздник снова был проведен на региональном уровне с участием только забайкальских литераторов. В то же время вся немалая организационная работа и финансирование праздника легли на плечи краевого правительства, в частности Министерства культуры Забайкальского края.

Но вернемся в Читинскую писательскую организацию. С июня 1977 года ее ответственным секретарем был избран Евгений Куренной, незадолго до этого ушедший «на вольные хлеба» с должности заместителя редактора областной газеты «Забайкальский рабочий». С этого времени деятельность организации стала иметь более широкие творческий диапазон, общественное звучание и авторитет имени писателя среди населения края. В 1978 году Читинское отделение Союза писателей было переименовано в Читинскую писательскую организацию. Членство в ней обуславливалось профессиональной деятельностью и вступлением в Союз писателей СССР, а с 1991 года – в Союз писателей России. Активно осуществлялась оценка рукописей, подготовка профессиональных авторов из числа начинающих и молодых, творческие встречи с читателями. Более деятельным стало участие в региональном и общероссийском литературном процессе и книгоиздательском деле. Трудно назвать какое-либо мероприятие общественной и культурной жизни Забайкалья, в котором не были бы задействованы читинские писатели. Это были социальные проекты, научные конференции, диспуты и общественные слушания, газетные и журнальные публикации, словом и делом писателя формирующие общественное мнение. Активно сотрудничали забайкальские авторы с редакциями газет, читинским радио и телевидением, драматическим театром и библиотеками края. Первыми помощниками и соратниками в пропаганде их творчества стали журналисты Ида Файерштейн, Лариса Дианова, Эрнст Хавкин, Борис Плоткин, режиссер Вячеслав Толкалин, директор Читинской областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина Н.С. Лапенкова, директор Читинского облкниготорга Е.Г. Кузакова и многие другие известные люди Забайкалья. Практически все творческие и литературные вечера сопровождались песнями забайкальских композиторов Леонида Аверьянова, Василия Волкова, Петра Зубарева, Анатолия Васильковского. Тесная дружба с писателями отличала музыкальные коллективы Читы под руководством Эдварда Маковского, Николая Сыроватка, Александра Миронова. Как единый живой организм сплачивались литературные силы края, писатели активно участвовали в жизни общества.

Но главным в работе организации была социальная защита литераторов, которая осуществлялась при содействии Литературного фонда СССР. Не состоящие на службе читинские писатели получали оплачиваемые по болезни больничные листы и путевки в санатории и Дома творчества, заработную плату за рецензирование рукописей, а также командировочные средства для творческих поездок в другие регионы страны. Новогодние вечера и дачные заботы, взаимопомощь, нежное отношение к детям и внукам, совместные выезды за ягодой и на рыбалку – все это объединяло и укрепляло сообщество пишущих, как профессионалов, так и начинающих авторов. Разумеется, как и в любой организации, были и внутренняя борьба честолюбий и личная неприязнь, но люди, за очень редким исключением, старались выходить из непростых ситуаций вполне достойно. Немало внимание уделялось ветеранам литературного труда. Городские творческие и юбилейные вечера старейшин организации Николая Ященко, Василия Балябина, Григория Кобякова, Василия Никонова, Георгия Граубина да и более молодых – Михаила Вишнякова, Евгения Куренного, Бориса Макарова и других проводились в Читинском областном драматическом театре, Окружном доме офицеров Советской армии ЗабВО, филармонии, а также в Читинской областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина.

Приоритетным направлением деятельности стала работа с молодежью. Вокруг писателей-профессионалов объединялся многочисленный литературный актив авторов, которому они помогали «встать на крыло» не только в издании их произведений, но и в социально-бытовом плане. В 1978 году при писательской организации с целью целенаправленной работы с начинающими прозаиками и поэтами, их обучения, открытия новых литературных имен было создано молодежное творческое объединение «Надежда». Первым руководителем стал Михаил Вишняков, литературным консультантом Василий Никонов. Один раз в два года успешно проводились семинары (совещания) молодых литераторов Читинской области с привлечением известных писателей из других регионов в качестве рецензентов. Большое внимание уделялось индивидуальным литературным консультациям и рецензированию рукописей. Наиболее одаренная молодежь посылалась на зональные, российские и всесоюзные совещания, тематические встречи и фестивали. С 1990 г. решением Бюро писательской организации руководителем был назначен Василий Никонов. С конца 1980-х и на протяжении 1990-х годов наблюдается активный процесс вступления «надежденцев» в члены Союза писателей России: Николай Юрконенко, Николай Ярославцев, Елена Ерофеева, Олег Димов, Александр Гордеев, Алла Озорнина. Все они, а также другие активные члены «Надежды» – Виктор Балдоржиев, Александр Никонов, Елена Стефанович, Валентина Трухина, Вячеслав Вьюнов, Виктор Ештокин стали известными в крае, самобытными прозаиками и поэтами. Активно работали в те годы в литературе, оставив небольшое, но достойное литературное наследие прозаики Юрий Локтев, Николай Медведев, Александр Латкин, Геннадий Андрюк, Павел Низковский, историк литературы Николай Дворниченко, поэты Юрий Зафесов, Владимир Якубенко, Николай Суханов, Батор Шагдаров, Иван Коробков, Геннадий Кузнецов и другие.

Существенной стороной деятельности писательской организации этого периода вплоть до середины 1990-х годов являлось ее участие в международных и межнациональных творческих встречах. Начало положили «Дни якутской литературы в Читинской области». Гостями забайкальской земли стали якутские литераторы Михаил Ефимов, Иван Гоголев, Семен Руфов, Юрий Чертов, Василий Сивцев. Ответные «Дни литературы Читинской области в Якутской АССР» прошли осенью 1986 года под девизом: «Дружба литератур – дружба народов». В состав делегации были включены Арсалан Жамбалон, Михаил Вишняков и Василий Никонов, возглавил делегацию Евгений Куренной. В 1986 году «Дни сибирской литературы» прошли в авиационных частях ЗабВО. Творческие вечера-встречи с авиаторами провели литераторы сибирских городов. Среди них частые гости Забайкалья, известные писатели Марк Сергеев (Иркутск), Вильям Озолин (Барнаул), Николай Самохин (Новосибирск). Георгий Граубин и директор Восточно-Сибирского книжного издательства Юрий Бурыкин (Иркутск).

Особый статус имели «Дни литературы Монголии в Чите», состоявшиеся в октябре 1986 года под девизом «Под солнцем дружбы и братства». Делегацию представляли: прозаик и драматург Д. Навансурэн, критик и литературовед Д. Дашдорж, прозаик и поэт С. Пурэн. Писатели познакомились с жизнью Читинской области, побывали на встречах с ее тружениками, с коллективом преподавателей и студентами Читинского пединститута, с редакцией газеты «Забайкальский рабочий», с животноводами, механизаторами и культурной общественностью Агинского Бурятского автономного округа. Большое внимание этому мероприятию было уделено Читинским обкомом КПСС (второй секретарь В.Н. Ушаков). В июле 1987 года международные дружеские связи читинской и монгольской писательских организаций были продолжены. По приглашению Союза писателей МНР в Улан-Батор с ответным визитом из Читы на «Дни литературы Читинской области в МНР» выехала делегация в составе Евгения Куренного, Михаила Вишнякова, Николая Кузакова, Бориса Макарова. Забайкальцы обменялись с монгольскими коллегами рукописями для дальнейших публикаций. В декабре этого же года в Алма-Ате под патронажем секретариата правления Союза писателей РСФСР прошли «Дни литературы Сибири в Казахстане», в которых участвовали делегаты от Читинской области – Михаил Вишняков, Евгений Куренной и Георгий Граубин. Среди различных мероприятий и встреч с читателями состоялись научные конференции, посвященная актуальным проблемам современной российской литературы.

Успешно сотрудничала Читинская писательская организация и поддерживала творческие связи с Агинским литературным объединением, основанным Жамьяном Балданжабоном в 1947 году при редакции окружной газеты «Агинская правда». Постоянной формой работы стали совместные региональные семинары и литературные заседания, посвященные рецензированию и обсуждению новых художественных рукописей, на которые приглашались писатели Читы, Улан-Удэ, Москвы и других городов, а также Монгольской Народной республики. Несколько членов объединения в разные годы стали членами Союза писателей СССР. Это Жамьян Балданжабон, Цыдып Жамбалов, Арсалан Жамбалон, Батожаргал Гармажапов и другие. В 1972 году по инициативе агинских литераторов и Г. Граубина страницы одного из номеров газеты «Литературная Россия» были посвящены произведениям агинцев со вступительной статьей первого секретаря Агинского окружкома КПСС Н.Ф. Носова. Значимыми событиями стали участие агинских литераторов в Декаде бурятской литературы в Усть-Ордынском национальном округе Иркутской области (1966 г.), в литературном вечере, посвященном 50-летию Октября в Читинской областной библиотеке им. А.С. Пушкина (1967 г.), в VII конференции молодых писателей Бурятии, в семинаре молодых авторов Читинской области (1979 г.), Днях монгольской литературы (Улан-Батор, 1987), Днях якутской литературы (Чита, 1983 г. и Якутск, 1994 г.), в открытии Музея имени Жамсо Тумунова в Таптанае (1987 г.) и других мероприятиях.

В разные годы писательской организацией были рекомендованы и приняты в Союз писателей СССР и Союз писателей России свыше пятидесяти забайкальских авторов. Среди них такие мастера художественного слова как Виль Липатов, Илья Лавров, Оскар Хавкин, Николай Ященко, Георгий Шелест, Евгений Петряев, Николай Савостин, Владислав Ляхницкий, Василий Никонов, Виктор Лавринайтис, Георгий Граубин, Геннадий Донец, Вильям Озолин, Ростислав Филиппов, Евгений Куренной, Николай Кузаков, Михаил Вишняков, Борис Макаров, Владимир Сажин и другие. Однако, проблема «увидеть плоды своего труда» в виде изданной книги стояла очень остро не только перед начинающими авторами, но и перед известными писателями. Так еще в 1962 году Читинское областное книжное издательство было объединено с Иркутским областным издательством в Восточно-Сибирское издательство с отделением в Чите. В Иркутск были переданы права распоряжения фондами на бумагу, на руководство и планирование. Кстати, под козырек правительству в плане его прожектов централизовать государственные учреждения страны взяла только Чита. Все другие города Сибири и Дальнего Востока отстояли свои книжные издательства, даже Благовещенск, в котором гораздо меньше, чем в Чите, было членов Союза писателей СССР. В результате в Читинской области возник дефицит на местную литературу, существовавший вплоть до смены общественно-экономической формации, когда к середине 1990-х забайкальская книга вступила в общероссийский процесс коммерциализации.

Время середины 1990-х оставалось очень сложным, однако стараниями читинских писателей увидели свет книги Александра Гордеева, Николая Ярославцева, Юрия Курца, Николая Юрконенко, Владимира Сажина, а также членов литературного актива – Владимира Якубенко, Вячеслава Вьюнова, Валентина Маркова и других. В 1995 г. по инициативе Евгения Куренного и Василия Никонова было возобновлено издание альманаха «Забайкалье», прообразом которого явился альманах с одноименным названием, выходящий в Чите с 1946 по 1962 год. Тогда же, благодаря инициативе Евгения Куренного и директора книжного издательства «Росток» Игоря Ходина, при финансовой поддержке Администрации Читинской области был начат выпуск серии лучших книг местных писателей «Забайкальское слово». Вышли однотомники произведений Василия Никонова, Николая Кузакова, Евгения Куренного и Николая Юрконенко. В плане выпусков серии стояли повести Виктора Лавринайтиса, Виктории Балябиной, стихи Михаила Вишнякова, Бориса Макарова и других, но этим проектам не суждено было осуществиться.

В 1997 году трагически погиб ответственный секретарь организации, талантливый прозаик и общественный деятель Евгений Куренной. Только через полгода после его гибели литераторы собрались на общее собрание, на котором новым секретарем был избран бывший летчик гражданской авиации, автор ряда художественных книг, посвященных это теме, Николай Юрконенко. Он продолжил линию работы, проводимую Евгением Куренным, но финансовые трудности организации, практическая ликвидация Литературного фонда сводили многие начинания и инициативы литературного актива на нет. Несмотря на то, что в 1998 году организация была зарегистрирована в Управлении МНС России по Читинской области и АБАО, забайкальские писатели лишились своего помещения из трех комнат в административном здании по улице Богомягкова, в котором функционировала организация с 1982 года. С 2005 году, в бытность ее председателем прозаика Юрия Воложанина, автора ряда художественных произведений о забайкальской милиции, активно пытавшегося сохранить ее деятельность «на плаву», организация, носящая название «Союз писателей Забайкалья», вообще была снята с бюджетного финансирования. С этого же времени Читинская писательская организация стала общественным объединением, ее новый председатель Виктор Балдоржиев какое-то время работал на общественных началах, но уже в 2008 году деятельность организации практически зачахла. Только с начала 2012 года можно говорить о заметной активизации деятельности читинских писателей, что связано не только со сменой руководства Забайкальской краевой общественной писательской организации, но и с определенной ее поддержкой со стороны региональной государственной власти.

Тем не менее, начало 2000-х годов отмечено, как и по всей стране, интенсивным приемом новых членов в Союз писателей России, среди которых талантливые прозаики и поэты Доржо-Ханда Цынгуева, Виктор Коврижник, Борис Кузник, Ольга Коваленко, Олег Петров, Шухрат Тохта-Ходжаев, Вячеслав Вьюнов, Галия Ахметова, Максим Стефанович, Алексей Егоров, Юлия Рейсс и другие. Сегодня в рядах организации насчитывается двадцать два члена Союза писателей России.

При этом всегда, во все времена существовал некий барьер между профессиональными и непрофессиональными литераторами. С середины 1990-х за редким исключением, начинающие литераторы не видели, да и не могли видеть поддержку профессиональных авторов, в виду острого безденежья и тех и других. Каждый «варился на своей кухне» и мечтал быть изданным. Некоторым это не только удалось, но и стать заметными фигурами в литературной жизни края. Подчеркнем, что Забайкальская краевая общественная писательская организация – это региональное отделение Союза писателей России. А иные литературные объединения и клубы, вроде бы тоже имеющие отношение к писательской организации, как бы громко они не заявляли о своей причастности к писательскому миру, – это только клубы по интересам, либо региональные представительства неких всероссийских писательских «клонов», появившихся после распада СССР: Союза российских писателей, Российского союза писателей и других Каковы в этих организациях правила приёма, существуют ли они вообще – это уставное дело данных организаций. «Любому из участников любого литературного объединения дорога в Забайкальскую краевую писательскую организацию не заказана, – подчеркнул в своем выступлении председатель писательской организации Олег Петров. – Быть членом краевой писательской организации может быть и литератор, и художник-иллюстратор книг и представители иных творческих направлений. Почитайте Устав организации и правила приема. Надо только понимать разницу: можно быть членом организации, но это не означает, что вы стали членом Союза писателей России. Да, ходатайство о приеме возбуждает краевая организация, но принимает в ряды профессиональных писателей Приемная коллегия Союза писателей России в Москве. А до этого момента вы – только кандидат».

Таким образом, годы деятельности Читинской областной писательской организации не только как социального института, но и творческой лаборатории писателей убедительно показали, что она оказала несомненное воздействие на формирование и становление местного литературного процесса, увеличила его роль в общелитературном процессе страны, духовном самосознании общества, привлечении внимания населения к новым творческим силам, благодаря чему многие смелые литературно-художественные идеи, надежды и замыслы нашли достойное воплощение в произведениях поэзии, прозы и драматургии забайкальских литераторов.

Ирина КУРЕННАЯ,
кандидат исторических наук
член Союза журналистов России

На фото: некоторые члены Забайкальской писательской организации и сотрудники детско-юношеской библиотеки.

Мнение:

Забайкальская писательская огранизация, какой её в этой статье представила Ирина Куренная, на самом деле, только пафосное название. Работа, конечно, идёт, но с молодыми и просто начинающими входить в писательство людьми поступают совершенно несправедливо. На встречах критики происходит очередное "избиение младенцев". Это отталкивает, отпугивает начинающих. Очевидно, корифеи забайкальской литературы боятся конкуренции, боятся потерять свои насиженные места в разных президиумах и кулуарах власти. Эта организация, как бы ни старалась быть на плаву, уже идёт с большим креном на мель. И хотя выходят книги старых писателей, устраиваются периодически презентации, но книги эти мало кто читает, и молодёжь они ни чем не привлекают, а только отталкивают своим академизмом и консерваторскими замашками в суждениях. 

Ваша С.Г.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Виктор Балдоржиев. Вообще-то, я не был членом "Надежды", хотя до сего дня уважаю это хорошее объединение.

Светлана Гончаренко (Алкея) комментирует...

Добрый день, Виктор! Знаете, я тоже сомневаюсь, что те, кого Ирина Куренная назвала членами актива "Надежды", на самом деле, были ее членами. Например, Валентина Трухина. Мне кажется, что она не могла тогда быть в этом объединении.