среда, 26 декабря 2012 г.

Рецензия на сборник стихов Л. Панасюк "Быть женщиной"

Открываешь сборник и читаешь удивительные строки об его авторе, написанные Николаем Морозовым, леном Союза российских писателей, редактором альманаха "Живое облако", почетным жителем города Арсеньева: " Меня затронули стихи Любы Панасюк... Я нашел в них массу легкости... Это истинный полет человека доброго, искреннего, не претендующего на какую-то гениальность. Просто - человек. Не запутавшийся. Нашедший себя в жизни и в творчестве... Я читал, думал, о чем повествует автор, и как бы сроднился с нею душой: открытой, чистой, светлой. Мне захотелось посидеть с нею у ручья, послушать звучание волн и просто подышать".

Не правда ли, интригующее предисловие, прочитав которое, хочется найти подтверждение этому в самих произведениях. В первом же произведении находим ответы на многие вопросы, на самый главный их них: что это - быть женщиной.



Женщиной быть - чудесно!
Быть для милого песней,
Радостью быть и сказкой.
Нежность дарить и ласку.

Ну, а потом - заботы:
Дети, супруг, работа.
Жизнь задает вопросы.
Женщиной быть - непросто.

Женщиной быть - несчастье.
Вновь на душе - ненастье,
А на лице - морщины,
Сеточкой паутины.

Женщиной быть - прекрасно!
Снова на сердце ясно.
Радуют внуки, дети.
Жить хорошо на свете!


Как поэт, Любовь Панасюк считает своим долгом прославлять свою малую родину. Об этом свидетельствуют стихотворения: "Акша", "Картошка", "Площадь тысячи огней", "Снится село родное", "Письмо", "Новогодняя Чита".

А заключительным аккордом звучит стихотворение "Частица России моей":

От синих просторов Байкала,
До вольных агинских степей
Раскинулся край - Забайкалье,
Частица России моей.

Бурятский и русский народы,
Навек побратавшись, живут.
Потомков их смелых и гордых,
Гуранами люди зовут.

Народом могучим и сильным,
Богатствами недр и полей,
Прославился край мой любимый,
Частица России моей.

Под небом высоким и синим
Живи и трудись на Земле,
Чтоб стала прекрасной и сильной
Частица России моей.



В разделе "Как хороша ты, Земля Забайкальская!" представлены произведения на разные темы: времена года, явления природы, красота земли забайкальской. Но наиболее сильно эта тема раскрыта, на мой взгляд, в этом стихотворении:

Как хороша ты, земля Забайкальская!
В дымке зеленой леса...
Сердце волнует пора эта майская,
Дикой природы краса.

Непостоянна погода весенняя:
То припечет, то- мороз.
Но холодов не боятся растения,
Нас восхищая до слез.

Каждой березке, черемухе каждой
В ноженьки я поклонюсь.
Вновь расцветает багульник отважно.
Воздухом - не надышусь!

Греются снова ургульки на солнышке,
Яркий цветет горицвет.
В речке прозрачной все видно до донышка.
Края чудеснее нет!

Что значит для автора сборника БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ узнаем из стихотворений:"1 сентября", "Бабушка и дед", "Сосна-сосеночка", "Невеста", "Любви моей безответной", "Вечер при свечах", "Мы", "Любви больше нет" и других. Но мое внимание привлекло стихотворение "Портрет", в котором представлены глубокие ощущения взрослой женщины, вспоминающей свою юность. Читая его, понимаешь, что, несмотря на прожитые годы, поэтесса осталась такой же чувственной, светлой, влюбленной на всю жизнь.

И не каждый ли из нас мечтает о том, чему посвящено стихотворение "Наследство".

Времени все меньше остается
До конца. И надо все успеть.
Пусть, меня читая, улыбнется
Кто-нибудь, и вдруг отступит смерть.

Вспомнят обо мне друзья, родные
И слезами книгу окропят.
Пусть моих стихов слова простые
Откровением души звучат.

Денег после смерти не оставлю:
Да простит меня моя родня.
Жизнь, природу и любовь я славлю.
А стихи - наследство от меня.


Рецензент: КИВЛЕВА Альвина Николаевна, учитель литературы, заслуженный работник образования Читинской области, педагог-исследователь.

Комментариев нет: