среда, 26 декабря 2012 г.

Школьники о поэтике Есенина

Есенин - сердце русского самосознания. Так уж получилось... И его поэзия по-прежнему жива и оказывает неизгладимое впечатление на души и умы людей современной России. Предлагаю вниманию читателей сочинения школьников о поэтике Сергея Есенина. Сочинения учащихся школы №33 г. Читы, Забайкальский край. Материалы для публикации предоставлены учителем русского языка и литературы А.Н. Кивлевой.


Галина Ушакова


Анализ одной из поэм С. Есенина


...И не жалость - мало жил
И не горечь - мало дал, -
Много жил - кто в наши жил
Дни, всё дал - кто песню дал.

М. Цветаева

Сергей Есенин — истинный поэт России, поднявшийся к вершинам поэзии из глубин народной жизни.

Запомнившийся читателям с первых своих произведений, в короткий срок прошедший огромный творческий путь, в тяжелые годы запрещенный, но бережно и любовно сберегаемый истинными любителями поэзии, он навсегда "прописан" в истории русской литературы.

Мне кажется, что в творчестве С. Есенина можно выделить две темы, к которым поэт неизменно обращался: тему несостоявшейся любви и тему несостоявшегося крестьянского рая.

"Все мы обмануты счастьем", — писал он, и эти слова можно поставить в качестве эпиграфа ко всем его стихам, поэмам. Любовь, обещавшая блаженство, оборачивается драмой. Новый строй, с которым было связано столько надежд, также не оправдал их. Я думаю, что именно эти две темы особенно ярко представлены в поэме "Анна Снегина", определив два ее начала: лирическое и эпическое.

Поэма представляет в некоторой степени итоговое произведение, в котором поэт обобщил свои представления о жизни народа, о революции, о русской деревне, наконец, выразил свое отношение к любви. Все это связано с образом лирического героя.

Перед нами сюжет о взаимоотношениях крестьянского юноши, потом известного поэта Сергея и дочери помещицы, затем эмигрантки Анны Снегиной. Лирическая история их чувств, которым не суждено было стать любовью.

Когда я читала поэму, то не переставала восхищаться мастерством поэта в изображении чувств своих героев. Вся лирическая линия — это череда внутренних состояний. В шестнадцать лет — безответное чувство:

Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.


Семнадцатый год. Сергей приезжает в деревню и узнает, что Анна замужем, но сердце его спокойно, любви нет:


Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.
Струилися запахи сладко,
И в мыслях был пьяный туман...
Теперь бы с красивой солдаткой
Завесть хорошо роман.


После болезни Сергея происходит его встреча с Анной. Есенин передает смущение героя, его интуитивное влечение к женщине. Причем все это раскрывается опосредованно: через деталь поведения ("Не знаю, зачем я трогал / Перчатки ее и шаль"), догадку героя о своем чувстве ("По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет"), через состояние природы, тоже странное и безотчетное ("Луна хохотала, как клоун"), посредством поэтической лексики ("не знаю", "загадка", "туманилась даль").
Далее следует уже определенность: после гибели на фронте мужа Анна бросает Сергею обидные слова:

Вы — жалкий и низкий трусишка.
Он умер...
А вы вот здесь...


Проходит время, и герои встречаются у мельника. Звучит ностальгия по любви:

...Мы с вами сидели вместе...
Нам по шестнадцать лет...


А затем Сергей получает письмо Анны из эмиграции. И опять нам не ясно: то ли это признание в любви, то ли легкая влюбленность:

Но вы мне по-прежнему милы...

И только в последних строчках наступает момент открытия любви:

Мы все в эти годы любили,
Но значит, Любили и нас.


Есенин блестяще описал любовь-намек, недосказанное и нереализованное чувство. Кроме того, в 1925 году героиня-эмигрантка, согласно классовой идеологии, должна была быть врагом. Анна же любимая женщина, близкая и родная.

Как и во всей лирике Есенина, в поэме чувства и личная судьба героев соизмеряются с судьбой России. Есенин пишет о судьбе русской деревни. Эта эпическая линия выдержана в реалистических традициях.

Империалистическая война принесла горе в русскую деревню:

И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!


Не оправдалась и вера русского крестьянина в революцию. Старуха мельничиха рассказывает Сергею о том, что "пропала Россия, пропала":

Прогнали царя,
Так вот
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ,..


А война двух деревень — Радово и Криуши — представляет собой, как мне кажется, модель гражданской войны.

Создавая образы крестьян, Есенин особо выделяет деревенского вожака Прона Оглоблина. В чем-то он продолжает тему русского бунта, начатую в "Пугачеве". Если в мельничихе подчеркивается традиционное начало, то Оглоблин представляет собой то новое, что принесла революция в деревню: стихию убийства, мятежа. Но Прон погибает, а на смену ему приходит другой Оглоблин. Это Лабутя, хвастун, трус, живущий "не мозоля рук". Таков итог революционного преобразования в деревне.
Лирическое и эпическое в поэме тесно переплетены. Судьбы Сергея и Анны связаны с русской деревней не только событийно. Оба они дети России. Поэтому, я думаю, главная идея поэмы — судьба человека в ее неразрывной связи с судьбой Отечества.

Когда я училась в первом классе, учительница задала нам выучить стихотворение "Береза". Дома я спросила у бабушки: "А какое стихотворение Есенина ты учила в школе?", Ответ был ужасен: "Во время моей учебы Есенин был запрещен". Сколько же людей было лишена возможности узнать стихи этого великого поэта! И какое счастье, что те времена прошли, и мы можем насладиться звуками его лиры!

Филипов Роман

Анализ поэмы "Анна Снегина" С. Есенина


«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это словосочетание, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый -по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни. Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других - колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин раскрываются перед нами сегодня в своих бессмертных творениях. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования:

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.


И в той, ещё до конца не изведанной, стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён, мне наиболее близко и дорого творчество С. А. Есенина. Его стихи запали мне в душу, обогатили мою жизнь, оставили в сердце неизгладимый отпечаток. Я распахнул для себя дверь в поэтический мир Есенина, который постепенно окрасился в моем воображении в яркие цвета, обогатился разными оттенками и звуками.

По всей своей сути Сергей Есенин - лирик, и мы ,конечно же, больше всего любим и лучше всего знакомы именно с этой стороной его творчества. Но он так же неповторимо оригинален и в эпическом жанре. Все достижения лирического поэта мы обнаруживаем и в его поэмах. Они вписываются в общий лирический круг развития таланта Есенина, но в их рождении есть и своя жанровая логика, так как его поэзия в высшей степени драматична и правдива, полна острых социальных конфликтов и поистине трагедийных коллизий, глубоких, кричащих противоречий. Попробуем увидеть всё это в его поэме «Анна Снегина».

Главная её тема - Октябрь в деревне. Есенин просто не мог не затронуть в своём творчестве эту тему. Он, как и Маяковский, пришёл в поэзию не по капризу тщеславия, а был мобилизован и призван революцией. Крестьянский вопрос, самый больной и самый сложный вопрос нашей русской истории, больше всего волновал поэта, и он затрагивает его в своей поэме. Написанная в тысяча девятьсот двадцать пятом году, «Анна Снегина» отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы тысяча девятьсот восемнадцатого года. Старшая сестра поэта вспоминает: « В селе у нас творилось бог знает что. «Долой буржуев! Долой помещиков!» - неслось со всех сторон. Каждую неделю мужики собирались на сход. Руководил всем Мочалин Пётр Яковлевич, наш односельчанин, рабочий коломенского завода. Во время революции он пользовался в нашем селе большим авторитетом. Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нём всё. Позднее Мочалин послужил ему в известной мере прототипом для образа Оглоблина Прона в «Анне Снегиной».

С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. В тысяча девятьсот двадцать пятом году Есенин неоднократно читает «Анну Снегину». Присутствующий на одном из таких чтений Фурманов вспоминает: «Он читал нам последнюю свою, предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую, прелесть есенинского стиха,
мы сжимали руки один другому, переталкивались в местах, где уже не было силы радость удержать внутри».

Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Она составлена из эпизодов, дающих целостное представление о происходящих событиях. Эта поэма - поэма характеров. На первом месте стоит образ самого повествователя. Через него эпическая конструкция произведения окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными:

Я думаю: Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой, беззаветной любви. Он приезжает в село, где все", от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается. Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать». Но мужики не дают ему остаться в стороне от происходящего, приглашая его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь, они задают множество вопросов:


Кричат нам,
Что землю не троньте,
Ещё не настал, мол, миг.
За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других?


Настойчиво их желание узнать у поэта правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ»:

«Скажи,
Кто такой Ленин?»
Я тихо ответил:
«Он - вы».


Эта характеристика Ленина считалась одной из лучших и стала афоризмом в советской литературе.

В отличие от первых произведений, воспевающих преображённую крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков» : крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Мы видим., что корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равной степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но характеры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Рассказ возницы не спутаешь ни с каким другим:

Село, значит, наше - Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.


А как вылеплен старый мельник, с которым поэт не виделся несколько лет. За его радостной суетливостью стоят воспоминания о прошлых, более счастливых встречах:

Голубчик! Да ты ли? Сергуха!
Озяб, чай? Поди,продрог?
Да ставь ты скорее, старуха,
На стол самовар и пирог!
У радовских мужиков, мечтающих получить без выкупа помещичьи угодья, есть свои интонационные характеристики. Как контрастно изображены братья Оглоблины: Прон и Лабутя. Если первый - подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый, то второй - лентяй, пьяница, трус и приспособленец. Вот речь Прона:


Эй, вы!
Тараканье отродье!
Все к Снегиной!..
Р-раз и квас!
Даёшь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!
А как гнусавит в кабачке Лабутя:
Прославленному под Ляояном

Ссудите на четвертак...

Нужно тонкое мастерство, чтобы дать героям такие точные речевые характеристики. Есенин этим мастерством обладает в полной мере.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина - первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. Очень выразительна её речевая характеристика, Мы слышим голос Анны во время болезни повествователя:

Давненько я вас не видала.
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт.


Здесь чувствуется и напущенная на себя провинциальная важность, и кокетство, А через некоторое время, когда она узнаёт, что убили мужа, ее речь уже совсем иная:

Оставьте!
Уйдите прочь!
Вы - жалкий и низкий трусишка.
Он умер...
А вы вот здесь...
Интонационная переменчивость Анны Снегиной создаёт сложный образ женщины. Он романтичен памятью юности, и в то же время до жалости банален. Правда, романтическое отношение к этой героине у поэта появляется снова, когда она уже далеко. На что-то надеясь, Анна отправляется искать счастье на чужбину, но надежды её тают, как дым, и остаётся только мечта об утраченной родине:


Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов всё пристальней
На красный советский флаг.


Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознаёт, что утраты неизбежны , но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет:

Далёкие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.


Поэма «Анна Онегина» - редчайший документ революционной эпохи. Этот документ некому и нечем оспаривать. Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна о жизни русского мужика в дни великого социального перелома. Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в этом и в других своих произведениях, он рассказывает о себе. Но это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать дальше - в будущее...



Глубина поэтического мира С. Есенина


Сергей Есенин. В самом этом имени присутствуют музыка родных раздолий и красота народа, который создал такого поэта. Трудно назвать другого поэта, чье творчество так волновало бы каждого, кто окунался в бездонную глубину и свежесть его стихов. Сложно писать о поэзии Есенина: язык рассуждений настойчиво перебивается поэтическими строками. Есенин говорил, что его лирика живет любовью к родине и чувство родины — основное в его творчестве. Стихи поэта грустны, как грустна была крестьянская жизнь. Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить красоту окружающего мира. Ранние стихи поэта звучат как признание в любви к родному краю: Стихов моих грусть Кормил я резедой и мятой..:'

С ранних лет поэту запали в душу народные сказания, поговорки, загадки. В этом было его счастье как поэта. Народное творчество укрепило песенную основу лирики Есенина: "Родился я с песнями, в травном одеяле...". Жизнь и творчество Есенина были сложны и противоречивы, он мог заблуждаться и совершать ошибки. Обозревая его путь, мы видим, что Есенин был везде верен себе в главном — в стремлении постичь сложную судьбу своего народа. Противоречивость поэта наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Он не может отказаться от мира привычных образов и представлений, который дорог особенно тем, что в нем жили десятки предшествовавших поколений. Автор любовно поэтизирует приметы родной стороны:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под оклик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.


Вторжение в деревенские просторы городской цивилизации воспринимается поэтом как приход враждебного железного гостя. В своем творчестве Есенин намечает пути решения проблем, которые еще недавно казались ему безысходными. В "Письме к деду" он говорит о неоспоримом преимуществе техники "стального коня". Сердечные пристрастия поэта меняются. Он не хочет оставаться в прошлом русской деревни — нищем и "безысходном", и в последние годы творчества меняется отношение Есенина к современной деревне. Поэт отказывается воспевать старую деревню:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям..,

В последние годы Есенин все чаще возвращается к мысли о природе, видя в ней не только могучее средство преобразования жизни, но и нравственную основу жизни. Поэт рад почувствовать себя рядовым тружеником, нужным людям:

Что же, дайте косу, я вам покажу,,
Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,
Памятью деревни я ль не дорожу?


В поэзии Есенина часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей молодости, о растраченных силах. В его стихах отразились и личные переживания, и сложное время, в которое жил поэт. Есенин ощущает роковую безостановочность времени: "Все пройдет, как с белых яблонь дым". И все же, несмотря на чувство грусти, пронизывающее многие стихотворения поэта, они не звучат пессимистически, их согревает вера в душевные силы человека. Эти стихи Есенина созвучны светлой печали Пушкина.

Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Есенина. Радость встречи, тоска разлуки, грусть отчаяния — разнообразные переживания поэта. Но тема любви сближается с его главной темой — темой родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далекая Россия:

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.


Современники вспоминали, что Есенин обладал необыкновенным личным обаянием, а его стихи — магической силой. Любой собеседник находил в Есенине, в его творчестве что-то свое, и в этом тайна такого мощного воздействия есенинских стихов. Мы можем говорить сегодня не только о мировой известности поэзии Есенина, но и о мировом ее значении. Справедливы слова Н. Тихонова: "Есенин — это вечное".

Комментариев нет: