вторник, 7 августа 2012 г.

Немного о прозе и стихах – разберемся в понятиях. С. Гончаренко




В одном любительском форуме в сети Интернет зашла речь о том, что легче писать, стихи или прозу. Молодые люди высказали много мнений, разноплановых взглядов: начиная с того факта, что стихов гораздо больше, чем романов и рассказов, и что это вопрос риторический, ибо у каждого свои предрасположенности. Причина таких яростных полемик в отсутствии единого ясного и четкого понятийного аппарата. Если речь заходит о каком-то вопросе, всегда стоит возвратиться к истокам понятий, чтобы не путаться и не говорить много о том, что сбивает с толку... Потому стоит разобраться в понятиях "проза" и "стихи"...

Итак, что есть ПРОЗА и что есть СТИХИ?

Самое простое определение для стиха – это ритмически организованная речь. Соответственно, прямая ее противоположность с древности называется прозой.

Проза - название из латыни. Это устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи. Ритм в прозе тоже присутствует, но он опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (например, предложений). Иногда прозой называют публицистику и научную литературу, чтобы просто отграничить их от литературы художественной, под которой понимается, прежде всего, поэзия. Это все исторически обоснованные вещи. И вот, почему.

В древнегреческой литературе (хотим мы того или нет, но возвращаться приходится в глубочайшую древность, зачатки современной культуры и мировоззрения коренятся именно в Древней Греции) любая художественная словесность называлась поэзией. Интересно, что само понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с ритмичностью, и, следовательно, бо́льшая часть литературных произведений имела стихотворную форму. Позже ритмически организованную речь стали называть стихом, в противовес неритмической речи. Древние римляне (Квинтилиан, Сенека, например), продолжатели греческой культуры, стали называть прозой любую свободную речь, не связанную ритмическими повторениями.
Прозой действительно можно назвать практически любую человеческую речь: обычные бытовые разговоры, письма, смс, ругань, брань, а также публицистические и журналистские сюжеты и материалы, художественную прозу – рассказы, романы, повести, новеллы, эссе, биографии, эпопеи. Не стоит забывать, что как направление литературы проза стала формироваться значительно позднее, чем стихотворные формы.

И вот что я еще хочу отметить. Стихотворная форма гораздо более естественна как для восприятия, так и для написания. Хоть и встречаются временами люди, которые напрочь лишены способности слышать, воспринимать, понимать стихи. Но эти глухие к стихам товарищи только доказывают общее правило. Стихи ритмичны, цикличны. Во многих из них имеется рифма (звуковой повтор). Рифма возвращает восприятие к некой мысли (изначально на чисто звуковом, фонетическом и даже фонематическом уровнях). Появляется равномерная цикличность. А цикличность так естественна для любого организма как в масштабе планетарном, так и в космическом, на физиологическом и психологическом уровнях. Бьется сердце планеты – цикличны ритмы земного ядра; бьется сердце человека – движется в организме кровь, наиважнейшая биологическая жидкость; бьются сердца биосферы  и других прочих сфер – времена года сменяют друг друга, день и ночь, утро и вечер, перемены погоды, атмосферные фронты, магнитные бури – все, абсолютно все имеет ритмическую основу, некую цикличность. Если говорить философскими понятиями, то мне думается, что стих есть некая мера преодоления хаоса, еще один способ борьбы с энтропией…

Исходя из этих выводов, можно сказать, что писать и читать любые стихи (даже самые любительские из них и банальные стишата) проще и легче, ибо это так естественно. Но в масштабе литературы художественной, если ее рассматривать как ремесло и вид искусства, стихи писать вовсе не так легко и просто, как кажется. Как в прочем, и литературно-художественную прозу. В этом есть так называемый дуализм. Ведь нам требуется создать непременно шедевр или хотя бы замахнуться на таковой. Верно? А создать шедевр дело мудрёное. Помимо природной предрасположенности к поэзии (и тут я уже оперирую понятием другого рода – поэзия понимается не просто как стихи, ведь стихи есть только одна из форм поэзии, - да, часто они есть самая совершенная форма существования поэзии, но не единственная,- тут я говорю о поэзии как квинтэссенции всего совершенного и прекрасного в своей основе) – так называемый поэтический, писательский  талант, требуется еще искусность, навык и как итог мастерство. Вот этого самого простого порой – навыка и искусности – не хватает многим из пишущих, ищущих себя на поприще писательского труда.

Несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого разграничения понятий проза и стихи не существует. И тому прекрасное доказательство - произведения, не имеющие ритма, однако, разбитые на строчки и относящиеся к стихам (верлибры, белые, вольные стихи), и наоборот, написанные в рифму и с ритмом, но относящиеся к прозе (ритмическая проза). Есть и отдельный жанр – поэзия в прозе. Вот как оно все сложно-то! И все, что мы именуем именно литературой, поэзией, а не просто бумаго-файло-маретельством, все это требует специальной теоретической базы, подготовки, навыка и приложения физических, психических и духовных сил. Увы! - написать по-быстрому шедевр не удалось никому. Всякая записулька именитого мастера прошла хоть какую-то да шлифовку редактурой (либо самим мастером, либо его персональным редактором или издателем). И как некоторые полагают, что стихи – это лишь настроение и отражение внутреннего мира автора, но чтобы стать частью мирового литературно-художественного наследия, этим настроениям и отражениям придется быть подвергнутыми безжалостной правке. Вспомните хотя бы Толстого, Булгакова, которые до конца жизни правили свои знаменитейшие произведения. Потому что всякий автор растет и периодически перерастает себя самого, потому и правит свои произведения, оставляя нам разные варианты (например, рассказ «Дьявол» Толстого – у рассказа два окончания  совершенно разных по содержанию и одинаково интересных читателю).

Кстати, еще одно замечание о прозе и стихах. Чем более человечество удалялось от поиска прекрасного, совершенного, поэтичного в самом высоком смысле, тем более развивалась проза как вид литературы. Споров и критики того же романа было очень много. Взгляды были прямо противоположными. Начиная с позднего средневековья, обвинения в нарушении эстетических норм и «аморальности» романов абсолютно  те же, что предъявляются к современной массовой культуре. Это о чем-то да говорит. Однако нельзя забывать о том, какое мощное культурологическое, идеологическое и морально-нравственное влияние оказывали и оказывают классические русские романы – что, возможно, следует назвать русским феноменом развития романизма, оказавшим большое влияние на мировую литературу в целом.

Светлана Гончаренко

Комментариев нет: