суббота, 25 августа 2012 г.

Удивительное рядом с нами. А.Н. Кивлева

Нельзя не согласиться с определением особенностей творчества Любови Панасюк, данной Светланой Гончаренко в предисловии к сборнику стихов "Сказки и легенды". Уже в первом произведении "Лебедь белая", ярким свидетельством тонкости, чувственности автора, является обилие ярких, эмоциональных эпитетов, которые передают целостность восприятия гордой птицы -Лебёдушки.


В то же время, эти средства выразительности метафоричны, так как их можно полностью отнести к человеку: тонкая талия, личико нежное и горделивое, дева прекрасная, тело стройное, карие очи охотника вольного.

Во второй же строфе для создания мифического образа поэтесса использует олицетворения: смех серебром расплескался над озером,.. замер охотник в кустах, очарованный девами статными,.. красотой околдованный.

И далее Любовь Панасюк пишет о нежных, любящих друг друга людях, которые могут стать эталонами создания семейных отношений, в результате которых появляются желанные дети, которыми гордятся их родители.

В год по сыночку рожала Лебедушка.

Как на подбор все: здоровые, сильные.

Годы летели, достаток их множился

И сыновья подрастали красивые.

Всех их - одиннадцать, дружные, ловкие!

Мать и отец сыновьями гордилися.

Но, к сожалению, далее мы узнаем о том, негативном, что стало нормой в современном обществе - брошенные матерью дети*:

Вышли на берег, с подругою встретились.

Стали манить ее в небо бескрайнее.

Сердце забилось Лебедушки трепетно,

крылья взяла из хранилища тайного.

И закружилась над домом, над озером.

Криком простилась с семьею любимою.

"Океан любви". В самом деле, наблюдая за уникальной природой Забайкалья, именно такое можно дать определение ее неповторимости с другими уголками Земли. И здесь вновь для этого поэтесса выстроила целый ряд метафорических эпитетов: Сохондо, могучий богатырь,.. дочка молодая - Ингода,.. А в Даурской, дикой стороне жил красавец-богатырь Онон,.. к ней Амур посватался седой, князь-владыка золотых земель.

Читаешь эти строки и вспоминаешь многие сказания и легенды, в которых судьбы природы и человека тесно переплетаются между собой, создавая неразделимое единство. И уж, конечно, самый главный смысл, на мой взгляд, заключен в последней строфе, где представлено наше многонациональное Забайкалье:

Множество великое людей

На планете нашей голубой.

Русский и китаец и еврей -

Все должны дружить между собой.

Человек рожден не для того,

Чтобы враждовать и воевать.

В том предназначение его,

Чтобы мир любовью наполнять.

Капельку душевного тепла

Принеси в огромный мир и ты.

И родится океан добра,

Океан любви и красоты.

Эти заключительные строки стали свидетельством проявления глубокого восприятия автором окружающего мира, умением изображать его во всем многообразии.

В стихотворении "Рыбак и Русалка" представлены обычные судьбы влюбленных, которые, несмотря на сопротивление своих родных, соединяются и идут по своему, самими выбранному пути, так как они не могут устоять перед своей, неожиданно вспыхнувшей, любовью. Двум влюбленным хорошо. А каково матери, потерявшей сына? А чем ей поможешь?

И вновь о любви мы читаем в стихотворении "В замке снежной королевы""В замке снежной королевы". Думаю, никому не захочется оказаться в этом прекрасном замке, чтобы превратиться в пленника красавицы, перед чарами которой сложно устоять.

Злободневным стало стихотворение "Царь и Зеленый Змий" "Царь и Зеленый Змий". Это стихотворение обличает пороки современного общества, в котором вредные привычки пагубно повлияли на многих людей, потерявших человеческий облик. На мой взгляд, это стихотворение можно взять за основу мероприятий, посвященных борьбе за здоровый образ жизни:

Этот Змий - любому крышка,

Что мужик, что царь, что вождь.

Ты не кушай водку, Мишка,

А иначе - пропадешь.

Стихотворение "Рыжая колдунья" можно считать особым даром поэтессы не просто видеть прекрасные картины природы, восхищаться ими, но и передавать эту радость читателю, не оставляя его равнодушным.

Вся палитра природы представлена в лирических строках: здесь все едино, все не разделимо, не может существовать само по себе: Осень - рыжая колдунья с изумрудными очами; Листья желтые резвятся, словно бабочки, порхают; Осень - фея в желтом платье, все колдует, хороводит. А две строфы так и просятся изобразить их на картинке:

На лесных полянах рдеет,

алой россыпью, брусника.

А в распадках голубеет,

Брызжет соком голубика.



Хороши в лесу грибочки:

Грузди, рыжики, маслята.

Притаились по лесочкам

И лисички, и опята.

Стихотворения: "За что?" и "Исповедь бездомного кота" - яркое проявление бездушного отношения к природе, против которого выражает свой протест Любовь Панасюк.

Интересный человек, глубоко воспринимающий мир, страдающий от несправедливости, стремящийся в лирических строках пробудить любовь ко всему прекрасному и необходимому для продолжения жизни на Земле. И в этом суть и кредо поэтессы Любови Панасюк. Побольше бы таких людей в нашем мире!


 КИВЛЕВА Альвина Николаевна,
учитель литературы,
Заслуженный работник образования
Читинской области,
победитель ПНПО-2006,
педагог-исследователь.



*Примечание от автора сборника Л. Панасюк:

В бурятской легенде пишется, что сыновья уже выросли, когда Лебедушка их покинула. А Хорёдой-хубуун (так в бурятской легенде зовут Охотника) пристрастился к выпивке. И потому моя Лебедушка - вовсе не кукушка, бросившая малолетних детей.


Комментариев нет: