Нельзя не согласиться с определением особенностей творчества Любови Панасюк, данной Светланой Гончаренко в предисловии к сборнику стихов "Сказки и легенды". Уже в первом произведении "Лебедь белая", ярким свидетельством тонкости, чувственности автора, является обилие ярких, эмоциональных эпитетов, которые передают целостность восприятия гордой птицы -Лебёдушки.
И далее Любовь Панасюк пишет о нежных, любящих друг друга людях, которые могут стать эталонами создания семейных отношений, в результате которых появляются желанные дети, которыми гордятся их родители.
В то же время, эти средства выразительности метафоричны, так как их можно полностью отнести к человеку: тонкая талия, личико нежное и горделивое, дева прекрасная, тело стройное, карие очи охотника вольного.
Во второй же строфе для создания мифического образа поэтесса использует олицетворения: смех серебром расплескался над озером,.. замер охотник в кустах, очарованный девами статными,.. красотой околдованный.
И далее Любовь Панасюк пишет о нежных, любящих друг друга людях, которые могут стать эталонами создания семейных отношений, в результате которых появляются желанные дети, которыми гордятся их родители.
В год по сыночку рожала Лебедушка.
Как на подбор все: здоровые, сильные.
Годы летели, достаток их множился
И сыновья подрастали красивые.
Всех их - одиннадцать, дружные, ловкие!
Мать и отец сыновьями гордилися.
Но, к сожалению, далее мы узнаем о том, негативном, что стало нормой в современном обществе - брошенные матерью дети*:
Вышли на берег, с подругою встретились.
Стали манить ее в небо бескрайнее.
Сердце забилось Лебедушки трепетно,
крылья взяла из хранилища тайного.
И закружилась над домом, над озером.
Криком простилась с семьею любимою.
"Океан любви". В самом деле, наблюдая за уникальной природой Забайкалья, именно такое можно дать определение ее неповторимости с другими уголками Земли. И здесь вновь для этого поэтесса выстроила целый ряд метафорических эпитетов: Сохондо, могучий богатырь,.. дочка молодая - Ингода,.. А в Даурской, дикой стороне жил красавец-богатырь Онон,.. к ней Амур посватался седой, князь-владыка золотых земель.
Читаешь эти строки и вспоминаешь многие сказания и легенды, в которых судьбы природы и человека тесно переплетаются между собой, создавая неразделимое единство. И уж, конечно, самый главный смысл, на мой взгляд, заключен в последней строфе, где представлено наше многонациональное Забайкалье:
Множество великое людей
На планете нашей голубой.
Русский и китаец и еврей -
Все должны дружить между собой.
Человек рожден не для того,
Чтобы враждовать и воевать.
В том предназначение его,
Чтобы мир любовью наполнять.
Капельку душевного тепла
Принеси в огромный мир и ты.
И родится океан добра,
Океан любви и красоты.
Эти заключительные строки стали свидетельством проявления глубокого восприятия автором окружающего мира, умением изображать его во всем многообразии.
В стихотворении "Рыбак и Русалка" представлены обычные судьбы влюбленных, которые, несмотря на сопротивление своих родных, соединяются и идут по своему, самими выбранному пути, так как они не могут устоять перед своей, неожиданно вспыхнувшей, любовью. Двум влюбленным хорошо. А каково матери, потерявшей сына? А чем ей поможешь?
И вновь о любви мы читаем в стихотворении "В замке снежной королевы""В замке снежной королевы". Думаю, никому не захочется оказаться в этом прекрасном замке, чтобы превратиться в пленника красавицы, перед чарами которой сложно устоять.
Злободневным стало стихотворение "Царь и Зеленый Змий" "Царь и Зеленый Змий". Это стихотворение обличает пороки современного общества, в котором вредные привычки пагубно повлияли на многих людей, потерявших человеческий облик. На мой взгляд, это стихотворение можно взять за основу мероприятий, посвященных борьбе за здоровый образ жизни:
Этот Змий - любому крышка,
Что мужик, что царь, что вождь.
Ты не кушай водку, Мишка,
А иначе - пропадешь.
Стихотворение "Рыжая колдунья" можно считать особым даром поэтессы не просто видеть прекрасные картины природы, восхищаться ими, но и передавать эту радость читателю, не оставляя его равнодушным.
Вся палитра природы представлена в лирических строках: здесь все едино, все не разделимо, не может существовать само по себе: Осень - рыжая колдунья с изумрудными очами; Листья желтые резвятся, словно бабочки, порхают; Осень - фея в желтом платье, все колдует, хороводит. А две строфы так и просятся изобразить их на картинке:
На лесных полянах рдеет,
алой россыпью, брусника.
А в распадках голубеет,
Брызжет соком голубика.
Хороши в лесу грибочки:
Грузди, рыжики, маслята.
Притаились по лесочкам
И лисички, и опята.
Стихотворения: "За что?" и "Исповедь бездомного кота" - яркое проявление бездушного отношения к природе, против которого выражает свой протест Любовь Панасюк.
Интересный человек, глубоко воспринимающий мир, страдающий от несправедливости, стремящийся в лирических строках пробудить любовь ко всему прекрасному и необходимому для продолжения жизни на Земле. И в этом суть и кредо поэтессы Любови Панасюк. Побольше бы таких людей в нашем мире!
КИВЛЕВА Альвина Николаевна,
учитель литературы,
Заслуженный работник образования
Читинской области,
победитель ПНПО-2006,
педагог-исследователь.
*Примечание от автора сборника Л. Панасюк:
В бурятской легенде пишется, что сыновья уже выросли, когда Лебедушка их покинула. А Хорёдой-хубуун (так в бурятской легенде зовут Охотника) пристрастился к выпивке. И потому моя Лебедушка - вовсе не кукушка, бросившая малолетних детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий