четверг, 12 июля 2012 г.

План анализа поэтического текста


Стихотворение – это произведение искусства, представляющее собой «мысль, окрашенную чувством», выраженную в стройной  и изящной форме. Разложить его «по полочкам», по составным частям, еще не значит, до конца понять его суть и смысл. Потому анализировать (интерпретировать или комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, в нем акцентировано (средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Предлагаю примерный план анализа поэтического текста по схеме: восприятие, истолкование, оценка…

Восприятие

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме?
Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?
Как лучше его читать - вслух или "про себя"? Почему? 
Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему? 


Истолкование

Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение, тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать").

К темам (в широком смысле) лирических стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. 

По тематическим признакам стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).

Жанр стихотворения: послание,  элегия, ода, стансы, сонет и другие. Определения жанров можно прочесть в "Словаре литературоведческих терминов".
Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).
Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует определить это обстоятельство в процессе размышления над стихотворением. 

Композиция. Построение стихотворения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу стихотворения, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.

Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно определить их роль троп и фигур в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи стихотворения. Это помогает ответить на вопрос, как создан образ. 

Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Пора, пора, рога трубят" (А.С. Пушкин). 

Ритм, размер, рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на раскрытие авторского замысла.
Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером.
Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей стихотворения, тоже может стать предметом размышлений.
Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах, неологизмах или просто незнакомых вам словах.
Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется совершенно определенным в языке, может приобретать в контексте стихотворения иное, не свойственное ему значение.


Оценка

Как раскрылся лирический герой в данном стихотворении? 
Что можно сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)?
Что открыло стихотворение именнго вам, как изменило ваши представления о мире?
Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?

Комментариев нет: