Отзыв - это мини-рецензия. Выражение своего отношения к прочитанному. Самый первый навык школьника, знакомящегося с тем или иным произведением, - это написание отзыва. Это что-то вроде упражнения во внимательном и вдумчивом чтении. В умении видеть основные мысли автора, его цель и задумку произведения. Чтобы понять, что из себя представляет мини-рецензия, надо ознакомиться с тем, что же есть рецензия. Предлагаю вашему вниманию основы рецензирования художестсвенного произведения. Как писать отзывы и рецензии.
Рецензирование литературных текстов есть работа критика. И хочешь, не хочешь, а о критике поговорить надо. Мне нравится высказывание Ли Майер по этому поводу на сайте Литпричал: "...литературная критика призвана образовать вкус читателя, помочь стать ему настоящим любителем, знатоком литературы. И, конечно же, нельзя упускать из виду, что критика обращается и к писателю, является реальной силой, так или иначе воздействующей на создателей художественных ценностей".
Профессиональная критика исходит из анализа целостного произведения. Мы же на своем уровне выступаем больше не критиками, а внимательными читателями. Нам небезразлично то, что происходит в литературной среде. Если это так, никто не запретит нам высказать по этому поводу свое мнение.
"Критика есть суждение о достоинствах и не достоинствах какого-нибудь литературного произведения. Её назначение – служить выражением мнения лучшей части публики и содействовать дальнейшему распространению его в массе", - писал Н.Г. Чернышевский.
Анализ произведения базируется на следующем:
тема, идея, характеры, типы, сюжет, конфликт, композиция, язык и стиль.
Размышления над прочитанным, увиденным, услышанным. Давайте ещё раз задумаемся, о чём произведение (тема), какова его главная мысль (идея), каковы его герои (характеры, типы), как они связаны друг с другом (сюжет, конфликт), в какой временной последовательности компонуются автором события и картины (композиция), как говорят герои и каковы особенности авторского повествования (язык и стиль). Вот вам канва настоящей, добротной рецензии.
Для написания рецензии нужно проверить свои чувства. Да-да. Окунитесь в себя с головой.
Чувство письма жизни: знать, какие проблемы современности волнуют или способны волновать сегодня общественность, к каким духовным проблемам обращается искусство.
Чувство меры: ощущать, с какой целью, в какой тональности и даже объёме должен быть написан материал.
Чувство аудитории: знать, к кому обращаться, чего ждут люди, с которыми ты вступаешь в контакт, и что они должны понять, впитать от твоего рецензирования.
Рецензирование в том или ином виде не дает ничего, кроме некой взаимосвязи автора-писателя и автора-читателя. Происходит дополнение произведения, раскрывается его новое видение, отсюда - расширение границ и смыслов. (Конечно, если произведение настолько глубокое.)
Рецензирование - это процесс сотворчества. И это дает крылья! Главное - доброжелательный посыл рецензента навстречу автору. Даже если выявляешь недостатки, указываешь на явные ошибки.
Итак, как же писать отзыв?
Никаких штампов, шаблонов, схем (кроме обычной - вступление, основная часть, заключение).
Обязательная аргументация тезисов и выводов, примеры из текста - это обязательно.
Не допускать обилия фраз "претензий нет" после каждого пункта разбора. Это будет просто неуважением к автору и банальной отпиской.
Субъективиная оценка неизбежна, однако, для снижения ее влияния не допускаем ложных выводов. (Например, герой ругает общественный порядок, а рецензент приписывает автору анархические мысли. Здесь применимо правило: мнение героя может не совпадать с мнением автора).
Различаем понятия "критика" (разговор "по поводу" или вокруг произведения) и так называемый "литературоведческий разбор" (в общем смысле; т.е. разговор про составные компоненты структуры произведения - ритм, идея, архитектура, сюжет...).
Помним, что любой наш тезис, пусть он даже кажется твердокаменным, можно при наличии определенного умения разбить. Различие мнений - нормальная неизбежность.
Пользуемся тем, что уже прочитали когда-то: т.е. ищем ассоциации (смотрим в словаре: "аллюзия", "реминисценция", "интертекстуальность").
А теперь поговорим коротко о профессионализме применительно к сфере написания литературных рецензий и критики. Профессионализм в этой области близок к гениальности.
Это умение открыть чужое произведение для читателей. При этом каким-то невероятным образом связать объективность оценки с индивидуальным восприятием.
Достичь профессионализма быстро невозможно. Только путем упражнений. Потому фразу "я не профессионал, поэтому рецензии не пишу" сразу отбрасываем в мусорный бак.
Отзыв может содержать один пункт "разбора" из списка, приведенного выше. Если предпочитаете указывать автору только на недостатки - это ваше право, но не сбивайтесь на откровенное "опускание" оппонента. Аргументируйте свою точку зрения. Творите!
Рецензирование литературных текстов есть работа критика. И хочешь, не хочешь, а о критике поговорить надо. Мне нравится высказывание Ли Майер по этому поводу на сайте Литпричал: "...литературная критика призвана образовать вкус читателя, помочь стать ему настоящим любителем, знатоком литературы. И, конечно же, нельзя упускать из виду, что критика обращается и к писателю, является реальной силой, так или иначе воздействующей на создателей художественных ценностей".
Профессиональная критика исходит из анализа целостного произведения. Мы же на своем уровне выступаем больше не критиками, а внимательными читателями. Нам небезразлично то, что происходит в литературной среде. Если это так, никто не запретит нам высказать по этому поводу свое мнение.
"Критика есть суждение о достоинствах и не достоинствах какого-нибудь литературного произведения. Её назначение – служить выражением мнения лучшей части публики и содействовать дальнейшему распространению его в массе", - писал Н.Г. Чернышевский.
Анализ произведения базируется на следующем:
тема, идея, характеры, типы, сюжет, конфликт, композиция, язык и стиль.
Размышления над прочитанным, увиденным, услышанным. Давайте ещё раз задумаемся, о чём произведение (тема), какова его главная мысль (идея), каковы его герои (характеры, типы), как они связаны друг с другом (сюжет, конфликт), в какой временной последовательности компонуются автором события и картины (композиция), как говорят герои и каковы особенности авторского повествования (язык и стиль). Вот вам канва настоящей, добротной рецензии.
Для написания рецензии нужно проверить свои чувства. Да-да. Окунитесь в себя с головой.
Чувство письма жизни: знать, какие проблемы современности волнуют или способны волновать сегодня общественность, к каким духовным проблемам обращается искусство.
Чувство меры: ощущать, с какой целью, в какой тональности и даже объёме должен быть написан материал.
Чувство аудитории: знать, к кому обращаться, чего ждут люди, с которыми ты вступаешь в контакт, и что они должны понять, впитать от твоего рецензирования.
Рецензирование в том или ином виде не дает ничего, кроме некой взаимосвязи автора-писателя и автора-читателя. Происходит дополнение произведения, раскрывается его новое видение, отсюда - расширение границ и смыслов. (Конечно, если произведение настолько глубокое.)
Рецензирование - это процесс сотворчества. И это дает крылья! Главное - доброжелательный посыл рецензента навстречу автору. Даже если выявляешь недостатки, указываешь на явные ошибки.
Итак, как же писать отзыв?
Никаких штампов, шаблонов, схем (кроме обычной - вступление, основная часть, заключение).
Обязательная аргументация тезисов и выводов, примеры из текста - это обязательно.
Не допускать обилия фраз "претензий нет" после каждого пункта разбора. Это будет просто неуважением к автору и банальной отпиской.
Субъективиная оценка неизбежна, однако, для снижения ее влияния не допускаем ложных выводов. (Например, герой ругает общественный порядок, а рецензент приписывает автору анархические мысли. Здесь применимо правило: мнение героя может не совпадать с мнением автора).
Различаем понятия "критика" (разговор "по поводу" или вокруг произведения) и так называемый "литературоведческий разбор" (в общем смысле; т.е. разговор про составные компоненты структуры произведения - ритм, идея, архитектура, сюжет...).
Помним, что любой наш тезис, пусть он даже кажется твердокаменным, можно при наличии определенного умения разбить. Различие мнений - нормальная неизбежность.
Пользуемся тем, что уже прочитали когда-то: т.е. ищем ассоциации (смотрим в словаре: "аллюзия", "реминисценция", "интертекстуальность").
А теперь поговорим коротко о профессионализме применительно к сфере написания литературных рецензий и критики. Профессионализм в этой области близок к гениальности.
Это умение открыть чужое произведение для читателей. При этом каким-то невероятным образом связать объективность оценки с индивидуальным восприятием.
Достичь профессионализма быстро невозможно. Только путем упражнений. Потому фразу "я не профессионал, поэтому рецензии не пишу" сразу отбрасываем в мусорный бак.
Отзыв может содержать один пункт "разбора" из списка, приведенного выше. Если предпочитаете указывать автору только на недостатки - это ваше право, но не сбивайтесь на откровенное "опускание" оппонента. Аргументируйте свою точку зрения. Творите!
Комментариев нет:
Отправить комментарий